Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СВОЕОБРАЗИЕ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

На протяжении многих столетий мода вызывает неподдельный интерес, как у потребителей, так и у ее создателей. Она неоднократно выступала объектом исследования во многих отраслях знания, таких как: социология, философия, искусствоведение и культурология. Это связанно с многогранностью и неоднозначностью данного явления, которое оказывает влияние на многие стороны жизни человека.

Мода – это важный компонент культуры. Она способна точно транслировать и мгновенно реагировать на происходящие в обществе изменения. Она выступает своеобразным идентификатором социокультурных трансформаций и служит одним из языков, с помощью которого каждая культура «говорит» сама о себе. Исходя из этого, мы можем сказать, что тот, кто хочет познать сущность той или иной исторической эпохи, смысл культуры, должен чаще обращаться к изучению моды.

Мода так же является фактором, требующим глубокого анализа еще и потому, что она имеет возможность оказывать прямое воздействие на политическое, экономическое и социальное развитие общества. Мода может помогать стимулировать развитие производства товаров, оказывать влияние на принятие решений в области политики и способствовать социальной мобильности. Мода напрямую отражает социокультурную ситуацию исторической эпохи, а поэтому изучение повседневных проявлений в моде может наиболее полно раскрыть понимание культуры и развитие культурологии как науки, чем абстрактное теоретизирование.

Мода – один  из самых широко известных феноменов повседневной  жизни, неразрывно связанный с искусством, коммуникацией, массовой культурой. Мода распространяется на все сферы деятельности человека. Например, на: одежду, формы быта, автомобили, эстетические и художественные вкусы и т.п. Проблема с определением понятия «мода» вызывает осложнения, поскольку данный термин неоднозначен в своей трактовке. В широком смысле моду можно определить как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры»1. Рассматривая моду с этимологической точки зрения, это понятие  означает  –  образ,  предписание.  В  Большой  Советской  энциклопедии  мода  определяется  как «непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры»2.

В Словаре русского языка под ред. Ожегова С.И. мода трактуется как «совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определенной общественной среде в определенное время»3.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля В. под модой понимается «временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах»4.

Автор словарной статьи Грицанов А.А. в социологической энциклопедии трактует моду как «обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей»5.

Однако исследуя определение Никитина И.П. в «Философском энциклопедическом словаре» можно заметить, что автор связывает моду со вкусом как эстетической категорией: мода - это «система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения»6.

 

1 Кибалова Л, Гербенова, О. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988г. С. 54. 

2 Большая Советская Энциклопедия. В 30тт. Т. 16. -  М.: «Советская энциклопедия», 1974г. С. 368. 

3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2011г. С. 389.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4т. Т. 3. - Спб.: 1866г. С. 325.

5 Грицанов А.А. Социологическая энциклопедия – Мн.: Книжный дом, 2003г. С. 968.

6 Никитин И.П. Философский энциклопедический словарь – М.: Мысль, 1998г. С. 173.


Анализируя вышеперечисленные определения, можно заметить, что для них характерна ориентация на внешние формы культуры. Однако существует мода, как отношение к внутренним формам культуры,  а именно к идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе наибольший акцент делается на конкретность и изменчивость моды, а так же на ее связь с определенными периодами развития человечества.

Парадоксальность моды заключается в ее постоянной изменчивости и стабильной устойчивости. Меняются конкретные разновидности моды, но мода всегда рассматривается как особое социокультурное явление.

Мода оказывает большое влияние на культуру внешнего вида человека. Общество, следуя модным тенденциям, стремится к достижению индивидуальной и групповой самоидентификации. Как ученые, так и обыватели оказываются во власти моды и, в большей степени, к ее объективно фиксируемому результату – массовому увлечения новой вещью или идеей. В настоящее время моде уделяется пристальное внимание со стороны повсеместных показов мод от кутюр, прет-а-порте, телевизионных передач.

Культуру человечества во многом определяет его одежда. Она будет считаться целесообразной и привлекательной в том случае, если в большей степени отвечает правилам этикета. Для того чтобы человек был уверенным в себе, энергичным, собранным и привлекательным в глазах общественности, достаточно подобрать одежду со вкусом, а так же не забыть об опрятности своего внешнего вида. Чтобы выглядеть красиво, не обязательно иметь полный гардероб. В таком случае главное предпочтение отдается моде и вкусу.

Для понимания моды как культурно-исторического феномена необходимо четкое деление понятий «мода», «костюм», «одежда». Одежда – конкретная форма изделия. Костюм – система определенным способом подобранных предметов одежды, обусловленная конкретной целью. Мода (фр. Mode; лат. modus) – это мера, способ, правило, господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта, главным образом в одежде.

В отличие от обычаев (не писаных законов, обозначающих нормативный аспект поведения и внешнего вида человека) мода – это то, чему хотят следовать, она несет социально-ценностный аспект. Если одежда – это средство, костюм – способ репрезентации определенно образа, то мода – правила создания этого образа.

Исторически мода возникает гораздо позднее, чем одежда и костюм. Можно сказать, что мода появляется только в период позднего средневековья. Однако следует отметить, что до девятнадцатого века мода распространялась только на очень небольшое количество людей таких, как: правители, аристократы, придворные. Костюм остальных людей носил традиционный характер и с течением времени мало менялся.

На территории Астраханской области проживает более 170 национальностей, что существенно повлияло на становлении и развитии моды. Каждая из них привносит в моду свои характерные черты и элементы. Именно на территории Астраханской области наиболее ярко отражены модные тенденции разных культур. Это проявляется абсолютно во всем: начиная от кроя костюма, цветовой гаммы и заканчивая различными аксессуарами.

Немаловажную роль в становлении моды играет климатический и территориальный фактор. Так как Астрахань находится в удалении от модных центров, модные веяния доходят до нее с небольшим опозданием, иначе говоря, то, что было актуально в Москве несколько месяцев назад, теперь актуально и в Астраханской области. Однако с развитием интернет - и теле- индустрии это отставание значительно сократилось. В настоящее время наиболее активными участниками модного поведения являются девушки и юноши в возрасте до 16 лет, так как они в большей степени подвержены влиянию СМИ.

Своеобразие астраханской моды обуславливается климатическими особенностями. Климат Астраханской области умеренный, резко континентальный – с высокими температурами летом, низкими – зимой, большими годовыми и летними суточными амплитудами температуры воздуха, малым количеством осадков и большой испаряемостью, что не могло, не отразится в костюме.

Проведя исследование в ряде магазинов, в которых могут одеваться люди среднего достатка, таких как: Ostin, Gloria Jeans, InCity, Bershka, Zolla, - были выявлены особенности моды Астраханской области:

·   стоит обратить внимание это на цветовую палитру. В ней преобладают светлые и яркие цвета, отводя на второй план темные оттенки. Это обусловлено тем, что темные цвета более восприимчивы к температуре, а, следовательно, в них наиболее жарко, что является не приемлемым в Астраханском регионе, где зафиксированы высокие температуры. Но даже в зимнее время астраханцы отдают предпочтения более ярким оттенкам: желтым, зеленым, красным, горчичным, синим. Стоит отметить, что цветовые предпочтения так же зависят от национальной принадлежности, так, например, казахи и татары, являясь кочевым народом, предпочитают в одежде цветочные мотивы, уделяя особое внимание золотому и зеленому цвету. Представители Ислама отдают предпочтение огненному – красному цвету;

·   отдельное внимание уделяется материалу, из которого изготавливается одежда. Зачастую астраханцы предпочитают легкие, натуральные ткани (хлопок, лен, шерсть, натуральный шелк), которые позволяют «дышать коже», давая возможность в особенно жаркое время чувствовать себя комфортно;

·   рассматривая гардероб жителей Астраханской области можно заметить, что в нем отсутствуют некоторые виды одежды, которые характерны для межсезонья. Это связано с тем, что происходит резкий переход от низкой температуры к высокой температуре. Это особенно заметно в весеннее время: снимая пуховик, надевают ветровки, или вовсе пренебрегая ими, отдавая предпочтение кардиганам;

·   в магазинах можно найти множество моделей длинных платьев и юбок. В 2013-м, 2014-м годах модные дома ввели моду на макси. Это веяние прочно укрепилось на территории Астраханской области. С чем связана такая популярность? Это связано с гендерными, национальными и климатическими особенностями края. Более взрослые женщины отдают предпочтения моделям от колена и ниже, а пожилые дамы и вовсе облачаются в длинные платья и юбки. Представительницы Ислама в своем гардеробе имеют множество моделей макси. Не обходят их стороной и русские, цыгане, туркмены, татары и другие народы. Также длинные юбки не обтягивают тело, выполняя двойную функцию: не дает перегреваться телу и защищает от комаров и мошкары, которые являются неотъемлемой частью астраханской флоры;

·   особое внимание астраханцы уделяют аксессуарам: платки, шапки, шарфы, перчатки, пояса, очки, шляпы являются неотъемлемой частью гардероба. Это связано с особенностями климата. Очки, шляпы защищают от яркого жаркого солнца. В холодные зимние дни в ход идут шарфы, перчатки, которые согревают в особенно холодное время. Платки не только дополняют образ, но и позволяют защититься от ветра. При повсеместном использовании данных аксессуаров, их разнообразие резко увеличивается, что приводит к появлению отдельных магазинов, где можно подобрать образ на свой вкус;

·   в течение последних 5-ти лет одним из модных атрибутов астраханской области стали резиновые сапоги. На полках обувных магазинов можно встретить разнообразные модели, которые отличаются не только по цвету, но и имеют различные принты. Свою популярность они приобрели из-за слякоти, которая неизбежно появляется на улицах. Резиновые сапоги позволяют сохранять ноги теплыми и сухими, а многообразие моделей делают их не удобными, но и модными и современными. Спрос на них повлек создание и открытие завода, ООО ПКФ «Дюна- Аст», по производству резиновой продукции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мода зависит не только от модных домов, создающих коллекции на определенные временные промежутки, но и от климатических и территориальных особенностей. Астраханская мода поистине уникальна, так как формируется под воздействием множества факторов: СМИ, климат, территория, гендер, национальная  и религиозная принадлежность. Все это позволяет выявить своеобразие модных тенденций Астраханского региона, а, впоследствии, может дать возможность ученым исследовать культурные и климатические особенности Астраханской области.