Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОДОВЫХ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА GENERATION «П» И ЕГО ПЕРЕВОДЕ НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В современном мире вследствие процесса глобализации происходит расширение международного общения: развитие культурных и экономических связей, научно-технический прогресс, сотрудничество народов в различных сферах жизни находит отражение в лингвистических процессах взаимного языкового проникновения. Следствием языкового контакта можно считать переключения языкового кода, которое представляет значительный интерес для современных лингвистических исследований.

Цель данной работы – выявление структурных и функциональных особенностей КП в романе В. Пелевина Generation «П» в сравнении с его переводом на английский язык, выполненным Э. Бромфилдом.

Двуязычная (билингвальная) коммуникация – речевое общение между коммуникантами, пользующимися разными языками. Проблематика двуязычия широко обсуждается в научной литературе последних лет. Расширяющиеся связи в различных сферах общественной жизни способствуют возникновению и развитию двуязычия и многоязычия. У. Вайнрайх определяет билингвизм как «практику попеременного пользования двумя языками, а лица, осуществляющие эту практику, называются двуязычными или билингвами» [2].

Для того чтобы быть билингвом, важно обладать способностью говорить на двух или более языках, а не просто уметь читать со словарем [7]. При изучении данного понятия необходимо принимать во внимание условия формирования билингвизма, такие как степень владения иностранным языком, характер ситуации общения, устойчивость языкового контакта, степень различия между контактирующими языками и т.д.

Говоря о  билингвизме героев художественных  произведений, необходимо  рассматривать понятие  так называемого художественного билингвизма. Художественный билингвизм – это отражение ситуации, сложившейся в обществе. Билингвальные авторы в своих произведениях часто используют кодовые пере- ключения, наделяя персонажей билингвальностью. Речь персонажей художественных произведений моделирует реальную коммуникацию, однако исследование ее лингвистических особенностей может быть осложнено тем, что действительность передается через субъективную интерпретацию автора [3]. Тем не менее, речь персонажей современных произведений в значительной степени отражает особенности живой речи; поэтому, рассматривая билингвизм героев художественных произведений, можно придерживаться тех же критериев, которые используются при анализе билингвальности реальных людей, но с учетом особенностей билингвизма авторов этих произведений.

Одной из основных форм двуязычной коммуникации является кодовое переключение (КП)/ переключение кодов. По определению Г.Н. Чиршевой, «Переключение кодов (ПК) – это специфическая способность билингва успешно участвовать в двуязычном типе коммуникации, осуществляя выбор языка в соответствии с экстралингвистическими факторами (компонентами коммуникативной ситуации),  соединять в одном высказывании, предложении или словосочетании единицы двух языков, не нарушая при этом грамматические нормы ни одного из них» [6].

Говоря о передаче КП с одного языка на другой, следует дать понятие термина перевод. Существует множество определений перевода. Все они претендуют на полноту, но не всегда согласуются друг с другом. Это может быть объяснено тем, что перевод является относительно молодой наукой. Вопросами теории перевода занимались такие ученые, как А.В. Федоров (1983), А.А. Попович (1986), В.Н. Комиссаров (1976) и другие.

Для того чтобы дать как можно более точное определение перевода, мы должны исходить из того положения, что переводчик всегда имеет дело с текстом, устным или письменным. Следовательно, прежде всего необходимо принимать во внимание теорию текста. Согласно этой теории, текст – это код. Создавая текст, автор кодирует в нем информацию. Читатель, читая текст, эту информацию декодирует. Переводчик сначала выступает как читатель, то есть он декодирует авторский текст, а затем как автор кодирует полученную информацию средствами другого языка. Следовательно, «перевод есть творческий процесс перекодирования информации с одного языка на другой» [1].

Переходя к непосредственному анализу КП в романе В. Пелевина Generation «П», следует отметить, что особенностью данного романа является то, что в нем важное место занимают цитирование и пародирование слоганов рекламных клипов, упоминаются различные известные бренды, а также присутствуют КП на английский язык.

В связи с уплотнением языковых контактов в настоящее время кодовые переключения являются типичным и для монолингвальных стран, в том числе и для России. Язык рекламы является однозначным тому подтверждением: переключение кода является важным коммуникативным приемом, способным воздействовать на представителей целевой аудитории, привлекает внимание потребителей к рекламируемому продукту.

Для анализа структуры КП обратимся к классификации, предложенной Г.Н. Чиршевой, которая выделяет следующие типы КП:

1.     Выбор кода: происходит при смене реплик, когда одна из них произносится на одном языке, а другая – на втором;

2.     Межфразовые КП реализуются в пределах высказывания между предложениями;

3.     Внутрифразовые КП могут быть двух типов: а) вкрапление – одиночная лексическая единица ГЯ, подчиняющаяся грамматике МЯ и не содержащая флексий и служебных слов ГЯ; б) островное переключение содержит системные морфемы ГЯ или сохраняет порядок слов ГЯ [5].

Проанализировав структуру КП в оригинале романа В. Пелевина Generation «П», мы получили следующие результаты:



Выяснилось, что большая часть КП представляет собой островные и межфразовые переключения. В основном они являются либо профессионализмами из рекламной сферы (line extention, brand essence и т.д.), либо рекламными слоганами (You always get back to the basics). Они были разработаны американской рекламой и взяты В. Пелевиным для того, чтобы показать стремление внедрить в русское общество элементы иностранной культуры.

В тексте перевода, выполненном Э. Бромфилдом, с одной стороны, все слоганы и термины остались и сохранили свою структуру, однако с другой стороны, они перестали являться КП, т.к. ГЯ (английский) совпал с МЯ (английским).

Обращаясь непосредственно к прагматическим функциям КП, мы можем отметить, что ведущими функциями в оригинале произведения являются предметно-тематическая (46%) и декоративная (41%). Предметно-тематическая функция проявляется в том случае, когда предмет речи связан с английским языком, либо когда говорящий забыл эквивалент данного предмета в русском языке. Например:

«Была одна волшебная книга, прочтя которую можно было уже никого не стесняться и ни в чем не сомневаться. Она называлась "Positioning: a battle for young mind", а написали ее два продвинутых американских колдуна» [4].

КП «Positioning: a battle for young mind» выполняет предметно-тематическую функцию, т.к. речь идет о книге, написанной американскими авторами, которую главный герой читал в оригинале. Именно поэтому он дает ее название на английском языке.

Декоративная функция также занимает важное место в данном произведении. Поскольку речь идет о различных рекламных брендах, герои произведения, являясь работниками пиар-бизнеса, часто вставляют в слоганы различные иностранные слова; по их мнению, фраза звучит красивей, если в ней присутствует единица из другого языка, тем более, из такого престижного как английский:

«Там было много шикарных выражений вроде line extention, которые можно было вставлять в концепции и базары» [4].

В оригинальном русскоязычном произведении КП необходимы для эффективной и яркой подачи информации о рекламируемом продукте.

Работники рекламного бизнеса переходят на английский язык для создания образа рекламируемого продукта, поскольку английский язык зачастую символизирует современность, престиж и дороговизну, служит маркером модернизации и привлекает внимание потенциальных потребителей. И, соответственно, продукты потребления ассоциируются с такими качествами, как изысканность, надежность, практичность. Например:

«Зайдя в туалет, Татарский уперся взглядом в фотографию бриллиантового колье с надписью "De Beers.

Diamonds are forever," висевшую на стене напротив входа» [4].

Элементы рекламы, содержащие КП, как правило, короткие и легкие для запоминания: «Это был стандартный лэйбл с американским флагом и надписью “Made in USA. One size fits all”» [4].

Использование двух и более языков в рекламе – распространенная практика, и выбор языка играет значительную роль в формировании имиджа продукта.

Обращаясь к переводу романа В. Пелевина Generation «П», мы можем наблюдать полное отсутствие КП, а значит, ни одна из данных функций не реализуется в переводе. Исходя из этого, некоторые критики считают, что Э. Бромфилду не удалось осуществить адекватный перевод романа на английский язык – передать ту его особенность, что в нем одновременно представлены две лингвокультурные системы.

В заключение следует отметить, что в переводе можно было передать хотя бы названия известных русских производителей, например: «Sprite is the Uncola for quass ‘Никола’», или же оставить некоторые известные фразы написанными кириллицей и дать им пояснение в сносках, например: «Умом Россию не понять, в Россию можно только верить», которую В. Пелевин взял для рекламы водки русской фирмы Smirnoff. Таким образом, читатели перевода смогли бы ощутить взаимопроникновение двух лингвокультурных систем и влияние одной из них на другую.

Таким образом, передача кодовых переключений остается одной из проблем при переводе художественных произведений, особенно в тех случаях, когда гостевой язык текста оригинала становится матричным языком в тексте перевода.

 

Список литературы

1.     Белякова Е.И. Переводим с английского. КАРО, Санкт-Петербург, 2003. – 160 с.

2.     Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. Киев: Вища школа, 1979. – 263 с.

3.     Гируцкий А.А. Белорусско-русский художественный билингвизм: типология и история, языковые процессы /Под ред. П.П. Шубы. Минск, 1990. – 175 с.

4.     Пелевин В. Generation «П». – М.: Эксмо, 2013. – 504 с.

5.     Чиршева Г.Н. Двуязычная коммуникация. Череповец: ЧГУ, 2004. – 189 с.

6.     Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2012. – 488 с.

7.     Myers-Scotton C. Multiple Voices/ An Introduction to Bilingualism. Blackwell Publishing, 2006. – 473 p.

8.     Pelevin V. Babylon/ Translation Copyright Andrew Bromfield. FABER AND FABER, 2000. – 324 c.