Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЯЗЫКОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Речевую коммуникацию можно представить как некий стратегический процесс, основанием для которого является выбор определенных языковых ресурсов. Стратегии речевого поведения определяются как план речевых действий, согласно которому участники общения реализовывают свои коммуникативные и практические цели и задачи. Выбор стратегии речевого поведения осуществляется под влиянием психологической установки, которая включает когнитивные, мотивационные и моральные аспекты. В случае если определяется установка против партнера по коммуникации возможно развитие конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это результат определенного типа общения, особого речевого поведения коммуникантов. Под конфликтной ситуацией понимается ситуация, в которой происходит коммуникативный конфликт (сознательный, либо бессознательный) - столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу несоответствия целей, интересов, взглядов, в результате которого одна из сторон действует в ущерб другой (вербально или невербально), а вторая сторона предпринимает ответные действия, если указанные действия направлены против ее интересов/целей.

Конфликтная ситуация общения обладает определенными прагматическими характеристиками - структурными и динамическими. Динамика развития конфликтной ситуации представляется следующим образом: предконфликт → конфликт → постконфликт, где предконфликт можно определить как процесс формирования конфликтной ситуации – накопление и обострение противоречий в межличностных отношениях в силу появившегося расхождения интересов и целей коммуникантов. Конфликт (коммуникативный конфликт) – непосредственное речевое столкновение коммуникантов по поводу приемлемости/неприемлемости той или иной стратегической линии речевого поведения в развитии диалога. Постконфликт – это стадия разрешения противоречий, которая может иметь два пути развития: конструктивный (благоприятный результат взаимодействия) и деструктивный (невозможность благоприятного разрешения противоречий).

При рассмотрении высказываний участников в конфликтной ситуации общения наблюдается определенная закономерность употребления лексических и синтаксических языковых средств, что позволяет определить их как языковые показатели определенных стратегий и тактик, используемых коммуникантами во взаимодействии.

При анализе основных лексико-семантических языковых индикаторов коммуникативных тактик и стратегий можно выделить следующие как наиболее частотные:

·   использование перформативных глаголов, указывающих на ту или иную стратегию или тактику (глаголы просьбы, предупреждения, требования, приказа, осуждения, возражения и др.) – в 80% случаев рассмотренных примеров;

·   преобладание лексики с эмоционально-экспрессивной стилистической окраской (брюзга, напакостить, опорочить, шляпа, тюфяк, дуб, обалдеть и др.)- в 95% случаев тактики оскорбления; в 82% - тактики возмущения и в 68% - тактики упрека). Сюда же относится грубо-просторечная лексика (дурак, балда, жратва, к чертовой матери, свинья и др.), что является лексическим маркером тактик оскорбления, упрека, возмущения. Инвективы употребляются в качестве о б р а щ е н и й или в качестве х а р а к т е р и с т и к и какого-либо коммуниканта в высших по накалу страстей стадиях развития конфликтных ситуаций.

·   употребление особой группы фразеологических оборотов (пословицы, поговорки, крылатые слова) для большей выразительности и экспрессивности речи коммуникантов, встречаются в различных стратегиях и тактиках конфликтной ситуации, например, в тактике убеждения – в 30 % примеров;

·   использование различных стилистических тропов: (например, метафора как показатель тактики упрека – в 62% рассмотренных примеров; сравнение как индикатор тактики упрека или оскорбления - 48% случаев; эпитеты с отрицательной коннотацией - в 70% примеров);

·   употребление особых языковых маркеров (частиц как показателей тактик упрека, возмущения, убеждения, в том числе отрицательных частиц (95% примеров); междометий как маркеров тактик возмущения, отказа и привлечения внимания.

Рассмотрев синтаксические языковые средства, употребляемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, можно отметить следующие синтактико-семантические индикаторы стратегий и тактик:

различные виды вопросительных предложений, характерные для тактик упрека, просьбы, намека, возмущения, убеждения (например, в тактиках убеждения и просьбы употребляются верификативные  вопросы – 40% случаев, в тактике возмущения – переспросы (30% случаев), в тактике упрека – аппелятивные вопросы (25 % случаев);

различные виды побудительных предложений, типичные для стратегии манипуляции и тактик просьбы, убеждения и упрека;

простые предложения, используемые чаще, чем сложные на определенных стадиях развития конфликта в силу их экспрессивности и эмоциональности (75% случаев), служащие показателем тактики оскорбления и тактики прерывания;

некоторые виды сложных предложений, являющиеся индикаторами определенных коммуникативных тактик (например, тактика угрозы маркируется сложноподчиненными предложениями с условными придаточными (34% случаев), а для тактики убеждения характерны сложноподчиненные предложения с придаточными причины (31% случаев));

обратный порядок слов – экспрессивен и характерен для многих коммуникативных тактик на разных стадиях развития конфликтной ситуации, но в большинстве рассмотренных примеров (52%) порядок слов нарушается в момент накала страстей (в конфронтационной стратегии, в тактиках упрека, оскорбления, возмущения) на стадии конфликта;

вводные слова и предложения, с помощью которых говорящий высказывает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные конструкции могут указывать на истинность/сомнительность высказывания, либо давать эмоциональную оценку.

обращения – языковой маркер тактик оскорбления и привлечения внимания (68% и 52% соответственно случаев употребления обращений в этих тактиках).

Таким образом, на основе проведенного исследования, возможно выделить лексические и семантические показатели определенных тактик конфликтной ситуации общения. Например, основные языковые показатели тактики упрека определяются как следующие: употребление перформативов осуждения; лексики с эмоционально-экспрессивной окраской (в том числе использование грубо-просторечных слов); употребление метафоры и сравнения, различных частиц, а также аппелятивные вопросы, побудительные предложения приказания и призыва и обратный порядок слов.

В современных условиях развития общества, с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, конфликтные коммуникативные ситуации приобретают глобальный размах, а  исследование природы конфликта, а также поиск оптимальных средств его урегулирования и предотвращения представляется особо важным.