Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Современная система образования претерпевает многочисленные изменения и в образовательный процесс привносятся новые, современные формы работы, общения с учениками. Семантика языковых средств в педагогическом дискурсе может быть различной в зависимости от ситуативного контекста, целей и задач, места и времени происходящего. Но есть определенная группа высказываний, которые присутствуют в педагогическом дискурсе продолжительное количество времени, независимо от политического строя, социальной обстановки, проводимых государственных реформ. Данные высказывания знакомы не одному поколению учителей и учеников и могут быть предметом лексико-семантического анализа с точки зрения их способности воздействовать на адресата в коммуникации «учитель-ученик» в рамках педагогического дискурса.

Проанализировав различные определения понятия «дискурс» отечественных и зарубежных ученых, мы пришли к выводу, что дискурс – это речевое взаимодействие, в ходе которого сливаются социально- ролевые, социокультурные, психолингвистические, когнитивные и коммуникативные составляющие.

Педагогический дискурс понимается нами также как семиотический процесс формирования и интерпретации учебных текстов в целостной, замкнутой коммуникативной ситуации, погруженной в сферу организованного обучения. Замкнутость ситуации обеспечивается процессом встречного социального действия коммуникантов. Коммуникация в рамках педагогического дискурса имеет ряд особенностей. Связано это с тем, что общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений учителей и обучающихся.

Проанализировав высказывания учителей, с довольно высокой частотностью встречающимися в педагогическом дискурсе (за основу взят видеоролик «Крылатые фразы учителей», источник: https://www.youtube.com/watch?v=qvVMBf36pdw, пользователь: Александр Шорбан), мы доказали на конкретных примерах, что педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения преподавателя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам обретать уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.

Речевое воздействие – понятие, широко обсуждаемое в настоящее время в связи с необходимостью поиска новых средств речевого воздействия на сознание слушателя (адресата). Это понятие, содержание которого   определяется   в   разных   областях   знаний   –   философии,   культурологии,   психологии, психолингвистике, теории коммуникации, риторике. Речевое воздействие, в широком смысле, можно понимать как воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование   сообщений,   построенных   средствами   так   называемых   паралингвистических   (или «окололингвистических»)  семиотических  систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы; эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста.

В узком смысле под речевым воздействием следует понимать использование особенностей устройства и функционирования прежде всего естественного языка, с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения (в нашем случае, в рамках коммуникации «учитель-ученик»).

В исследовании О.А. Прохватиловой под речевым воздействием понимается аттрактивность сообщения (т.е. способность привлекать внимание), создающая готовность адресата воспринимать содержание сообщения [1]. В диссертации А.Ш. Сафаргалиной речевое воздействие определяется как воздействие с целью привлечения/развлечение рецепиента [2].

Речевое воздействие является сквозным процессом, пронизывающим всю коммуникацию. Опираясь на исследования таких авторов, как Стернин И.А., Ширшов В.Д, дадим свое определение понятия [3,4].

Речевое воздействие – это коммуникативное явление, имеющее глубинную воздействующую природу и, как коммуникативный процесс, представляет собой вербальное и невербальное влияние на слушателя с целью интенсификации восприятия и освоения информации слушателем, создания комфортной, эмпатичной коммуникации.

Средства и приемы речевого воздействия репрезентуются в языковых единицах, высказываниях, текстах. Они основаны на использовании «скрытых резервов» - воздействующего потенциала языковых средств разного системного уровня.

Цель их использования – воздействие на адресата в ходе информирования, осуществление эффективной диалогической коммуникации, адекватного восприятия и интерпретации передаваемой информации.

В трудах таких ученых, как Карасик В.И., Кнорозов Ю.В., Соковнин В.М., Черепанова И.Ю. и других, исследуется феномен речевого воздействия, систематизированы средства и приемы речевого воздействия, используемые на разных структурных уровнях языка – от лексико-семантического уровня до синтаксического [5]. Данные средства и приемы лежат в основе ряда принципов речевого воздействия, посредством которых и реализуются такие функции речевого воздействия, как: эмотивно-мотивационная; фатическая; аттрактивная.

Особый интерес для анализа воздействующих языковых средств, как уже говорилось выше, представили «крылатые выражения» учителей, которые присутствуют в педагогическом дискурсе уже не одно десятилетие и знакомы любому человеку, который сидел за школьной партой. Современное медиапространство изобилует большим количеством различного видеороликов, картинок, так называемых, мемов, в основном, ироничного содержания, включающих именно эти выражения. Нами принято решение исследовать данный феномен. Рассмотрим далее ряд этих выражений с точки зрения их способности оказывать воздействие на слушателей, т.е. на учеников.

Встали, подравнялись. Здравствуйте, садитесь.

Через такие приемы как повторяемость, координативные перечисления, через повелительную конструкцию выражения в большей степени реализуется аттрактивная функция речевого воздействия, т.е функция привлечения внимания. Эта фраза используется учителями вначале урока с той целью, чтобы задать нужный вектор, настроить ребенка на работу, переключить его внимание на занятия.

Если такой умный, встань на мое место и проведи урок вместо меня.

Используется ключевое слово-символ - понятие ума (УМ, -а, м, 1. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. 2. Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта. 3. перен. О человеке как носителе интеллекта. [34]). Причем фраза сформулирована в виде вызова, на который ученик заведомо не способен ответить. Учитель в таком случае дерзко, довольно жестко демонстрирует свое явное превосходство над учеником в своих умственных способностях или знаниях. Таким образом, через принципы майевтичности, провоцирование отклика, изменение стереотипов реализуется в большей степени аттрактивная функция и некоторой степени эмотивно-мотивационная.

Кто к доске? Лес рук.

Фраза употребляемая учителями в тех случаях, когда на поставленный вопрос не находится учеников, способных дать верный ответ или же сомнения, присутствующие у ребенка, мешают ему решиться сделать это. В высказывании присутствует метафоризация, недобрая ирония, вопросно-ответный комплекс (но и задает вопрос, и отвечает на него сам же учитель). Учитель этой фразой в некоторой степени высмеивает отсутствие желающих в классе выйти к доске, то есть продемонстрировать свою готовность дать ответы на поставленные учителем вопросы, либо решить поставленную педагогом задачу. Своей иронией педагог указывает на несостоятельность учащихся. Через принципы диалогичности, майевтичности, эмоциональности реализуется эмотивно-мотивационная функция речевого воздействия. Учитель провоцирует возникновение эмоционального отклика у обучающихся (т.е. их сожаление о собственной несостоятельности) с целью создания у них установки на обучение.

Что смешного? Скажи нам, мы тоже посмеемся.

Провоцируется отклик у адресата, снова в выражении присутствует некий вызов, бросаемый ученику. Обычно высказывание употребляется в том случае, когда ребята на уроке отвлечены от учебного процесса, смеются или хихикают. Цель педагога в этом случае восстановить дисциплину, привлечь внимание ребят к изучаемой теме и к процессу в целом (изменение установок, ирония коммуникации). В большинстве случаев, ученики, естественно, отказываются делиться обсуждаемым с остальными, на это фраза и рассчитана. Т.е. снова вызов, который заведомо останется без ответа.

По такому же принципу нами были изучены и проанализированы и следующие известные выражения учителей:

Оценку тоже на двоих ставить? Что за коллективное творчество?

Двойку в журнал ставлю пока карандашом.

Если не выучишь завтра, точка превратится в двойку.

Раз никто не хочет отвечать, значит, открываю журнал и по списку. Записку от родителей мне на стол!

Справку от врача мне на стол!

Вы сели вместе, чтобы разговаривать?

Дневник должен лежать на парте, а не в портфеле. Сели! Звонок для учителя.

Что, опять болеет? Воспаление хитрости? Дневник – лицо ученика.

Пока ты болел, в классе была идеальная тишина. Кто дежурный? Почему доска грязная?

За 30 лет преподавания – вы худший класс.

Стирай, садись, два.

Говорите, говорите, я посмотрю, как вы контрольную напишите. Получишь телефон в конце урока.

Все они оказались объединены одними и теми же принципами речевого воздействия. Каждое выражение в той или иной мере содержит вызов ученику, недобрую иронию, которую можно воспринимать как высмеивание каких-либо качеств, черт ребенка, его интеллектуальных способностей. Вызов, как правило, изначально не может быть адекватно воспринят учеником и на него ребенок априори не способен ответить в силу разных причин: своего возраста, положения и т.д.

Повелительные конструкции данных высказываний говорят об авторитарном, командном тоне учителя, о его позиционировании себя в учебном процессе как величины абсолютной, наивысшей, некой истины в последней инстанции. Некоторые высказывания содержат прямые или скрытые угрозы.

Но несмотря на разные принципы в данной выборке выражений доминирующими оказываются всего две функции речевого воздействия: это аттрактивная функция (привлечение внимание учителя к собственной персоне, к своему предмету, к уроку в целом) или эмотивно-мотивационная функция. Эмотивно-мотивационная призвана замотивировать ребенка на обучение через провоцирование у него эмоционального всплеска. Однако, проведенный анализ показывает, что эмоция, возможно, возникающая у ребенка при прослушивании этих выражений, как правило, является негативным переживанием. Это, например, стыд или страх.

Проведенное исследование в данной области позволяет нам прийти к выводу, что основным средством воздействия большого количества отечественных педагогов на протяжении долгих лет, все-таки являлось давление на ребенка, применялась тактика устрашения с целью достижения учителем собственных результатов. Учитель и ученик не находились в партнерской позиции равноправных субъектов, а располагались на разных уровнях вертикальной иерархической прямой. Учитель позиционировался в учебном процессе как источник знания, как «истина в последней инстанции», а соответственно, как некоторого рода диктатор.

Однако, современная система образования претерпевает сильные изменения. Современный подход к образованию на законодательном уровне закрепляет новую, иную позицию учителя в образовательном процессе. Сегодняшний учитель – это партнер, наставник, человек, не транслирующий знание, а тот, кто учит это знание добывать и работать с ним. Такие изменения не могут ни повлиять и на речь учителя в рамках педагогического дискурса. В связи с этими выводами нами разработаны некоторые рекомендации для учителей средней школы.

Список литературы

   1.   Прохватилова, О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи.– Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1999

2.       Сафаргалина, А.Ш. Фасцинация как нарушение нормы в «качественной» прессе: автореф. дис. канд. филол. наук / А.Ш. Сафаргалина. – Уфа, 2008

3.       Стернин, И.А.. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж: «Истоки», 2012

4.       Ширшов, В.Д. Педагогическая фасцинация / В.Д. Ширшов// Педагогика/ ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. – 2006. - № 9.

5.       Омельченко, Е.В. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных типах дискурса [Текст] : монография / Е. В. Омельченко ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. педагогический ун-т". - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. педагогического ун-та, 2013. - 222 с