Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Т.СЫДЫКБЕКОВА

Авторы:
Город:
Нарын
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Аннотация. В этой статье рассматривается наставническая деятельность Тугельбая Сыдыкбекова; раскрываются различные аспекты его наставнической деятельности; отмечается наставническая направленность его публицистических произведений.

Ключевые слова: Тугельбай Сыдыкбеков, наставник, наставническая деятельность, особенности наставнической деятельности.


Annotation. This article focuses on mentoring Tugelbaya Sydykbekova. It reveals the different aspects of his mentoring. There mentoring orientation of his journalistic works.

Keywords: Tugelbai Sydykbekov, mentor, mentoring, especially mentoring activities.

Тугельбай Сыдыкбеков известен как один из лучших писателей кыргызского народа. Писатель особенно знаменит своим вкладом в развитию жанра романа в кыргызской прозе. Он такую вершину достиг нелёгким путём. Как и все творческие личности, художник в своем пути прошел этапы обучения, взросления. Лишь после такой сложной и интересной творческой пути он дошел до степени наставника.

В наставнической деятельности Т. Сыдыкбекова имеется трехсторонний аспект. Первое, от его творчества, от его литературно-художественных творений молодые писатели брали необходимую для себя уроки, освоили таинства создания художественного произведения. Второе, когда к нему обращались молодые авторы или редакции с просьбой рассмотреть и дать отзывы, он никогда не отказывался, всегда перечитывал и редактировал рекомендованные произведения, давал советы авторам и в личной беседе и через свои рецензии, опубликованные в страницах газет и журналов, таким образом давал пример всем. Третье, написал и опубликовал в страницах печати статьи о тайнах художественного творчества, об общественной задаче художественных творений. Взгляды Т. Сыдыкбекова насчет художественного  творчества ясно  видны в его  статьях  “Самые маленькие и самые нужные”, “За мастерство!”, “Молодые побеги большой литературы”, “Мысли после совещания”, ”Деревья без корней не зеленеют”, ”За хорошее произведение” и др. В этих статьях находили себе место самые нужные для молодых писателей советы.

Т. Сыдыкбеков тоже отмечает, чтобы стать писателем человеку сперва необходимы природные склонности, способности. Этот взгляд писателя созвучен с мнением А.Токомбаева. Т.Сыдыкбеков говорит: «…у писателя должен быть рожденная вместе с ним склонность (талант). Эту склонность закаляет, острит труд. Насколько склонность закаляется, писатель настолько уверяется в своей профессии, ее лучше осваивает, работает без устали, и достигает успеха» [1, 403-б.]. Разумеется, если не будет склонностей, способностей, быть писателем, создать художественное произведение тяжело. В этом плане в мыслях кыргызских писателей старшего поколения больше правды.

Однако Т.Сыдыкбеков хорошо понимает значение наставничества в художественном творческом процессе. Поэтому огорчается тем, что в свое время не было старших наставников, оказавших им путь. Отмечает чрезмерную необходимость освоения опытом для молодых писателей от старших. Рассказывает о том, что в их время молодые поэты и писатели друг другу давали уроки мастерства, делились опытом. Это обстоятельство выражает следующим образом: «Как говорят ”Сирота режет свой пуп сам”, азбуку литературы взаимно осваивали. Один другому был наставником. Мне Мукай, Жусуп, Жоомарт стали наставником, а я, будучи болен туберкулезом, направивший из села в Союз писателей свои стихотворения, молодым претендентам давал советы в письменном виде. Наиболее понравившиеся стихотворения предлагал к журналам и газетам» [1, 578-б.]. Это явление для тех времен было характерным. У поколения, сформировавшегося в начале ХХ века кыргызскую профессиональную письменную литературу, и взаправду не было национального литературного образца, опоры. Сперва им фольклор, устное народное творчество служило таким образцом, опорой, почти все художники слова старшего поколения долгое время были под влиянием фольклора. Все же творческий опыт именно этого старшего поколения стало образцом, примером для следующих поколений кыргызских поэтов и писателей. Среди них есть и творческая мастерская Т. Сыдыкбекова.

Мудрый художник отмечает, что для создания высококачественного произведения надо потратить немало усилий. По его  мнению: «Скажем, правильно освещая художественных образов богатых по  содержанию, с широкими целями, образцовых прекрасных жизненных событий, придавая им художественный оттенок, светлую идею, создание истинных произведений, годные стать сегодня – образцом, завтра – наследием, для деятелей литературы и искусства не будет легким трудом» [1, 197-б.]. Главная мысль писателя – необходимость неустанного труда для сотворения истинной художественной ценности. В этом и заключается сложность, муки творческого процесса. Никогда истинная художественность, или прекрасное, не создается легко и просто. В деле создания высококачественного литературно-художественного произведения имеются множество трудностей.

Т. Сыдыкбеков как истинный наставник, предупреждает молодым, что в художественном творчестве не все идет гладко, в нем иногда допускаются и недостатки, и главная задача писателя устранения таких недостатков: «Сила писателя в нахождении своего недостатка, не ожидая посторонней помощи. Искусный плотник, творя красивую вещь, множество раз выбирая, отмеряя, проверяя, работает тщательно, так и писатель своё произведение должен создавать не спеша, основательно. Трудится с легкостью, не чувствуя мук творчества, не сильная сторона писателя, а легкомысленность. Кто работает поверхностно и легко, как бы ни был огромным его роман, повесть по объему, но остается по содержанию дряблым, незрелым» [1,103-б.]. С этим мнением невозможно не согласиться. В нем содержится очень ценный совет для всех художников слова. Однако, поверхностное    отношение     к     художественному    творчеству,    спешное     сотворение    малохудожественных произведений до сих пор продолжается. Значит, этот наставнический завет Т. Сыдыкбекова и сегодня актуален.

Т.Сыдыкбеков предъявляет высокие требования к писательской профессии. Он отмечает необходимость поддержания на высоком уровне призвания писателя, не укрываясь злободневной темой: «Прежде всего мы должны сохранить высокое звание советского писателя чистым, должны лучше освоить эту благородную профессию, только потом станем искусным, мудрым, ясным художником. Просто надо хранить истинную писательскую благородность, писательскую прозорливость, справедливость, разумность» [1, 131-б.]. В этой мысли писателя есть зерно истины. В любой эпохе, работа над повседневной темой принес временную победу творческой личности, но не смог стать предпосылкой вечного существования его художественных творений. Истинный художник стремился работать над вечными темами. Как видно из этого, Т.Сыдыкбеков давал молодым претендентам очень полезные в плане художественного творчества советы, показал высокий пример наставничества.

Мы смогли получить следующие результаты от исследования наставнической деятельности Т. Сыдыкбекова:

1.      Т. Сыдыкбеков очень хорошо понимал необходимость в литературном процессе наставников, показавших путь к молодым претендентам. С сожалением отметил, что у него в начале творческой пути не были таких наставников. Говорил, что сформировавшее кыргызскую профессиональную литературу поколение повлияли друг другу, обучали друг друга. Это историческая правда.

2.   Т. Сыдыкбеков стал известным как истинный художник благодаря неустанному труду, неудержимому поиску, впоследствии и сам достиг степени советника, наставника молодых поколений. Он своими советами, отзывами разрезал путы у многих молодых писателей, открывал для них дороги в мир литературы.

3.      Художественный мир, сотворенный Т.Сыдыкбековым, художественно-эстетические качества его романов служили для последующих молодых поколений кыргызских писателей своеобразным высоким примером, опорой. Прочитывая его произведения, молодые писатели брали необходимый для себя творческий опыт.

4.    Т.Сыдыкбеков, ознакомившись с произведениями многих писателей молодого поколения, давая им советы в плане художественного творчества и устно, и в страницах периодической печати через свои рецензии, претворял в жизнь эффективную и серьезную наставническую деятельность.

5.   Статьи писателя, поделившиеся со своими мнениями насчет создания художественных творений, насчет общественно-исторического значения художественной литературы служили образцом, примером для молодых писателей. Он в своих статьях ясно отмечал и задачи писателя. Т. Сыдыкбеков предъявлял высокие требования к идейным-художественным качествам литературного произведения. Эти требования для молодых писателей выполняли роль ориентира.

6.    Т. Сыдыкбеков всегда давал справедливую оценку художественным творениям молодых писателей последующего поколения, явственно показывал и недостатки, и достижения, старался быть всегда объективным в критике, таким образом давал им правильные ориентиры для исправления своих недостатков.

 

Список литературы

1.     Сыдыкбеков, Т. Мезгил сабактары [Текст] / Т. Сыдыкбеков. – Ф: Кыргызстан, 1982. – 424 б.