Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРЕХ И ВОЗМЕЗДИЕ В НОВЕЛЛЕ ЛЮДВИГА ТИКА «БЕЛОКУРЫЙ ЭКБЕРТ»

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В наши дни каждый человек, считающий себя частью культурной сферы, знает, кто такой Данте Алигьери. В воздухе витает не только имя великого итальянского поэта, политического деятеля, но и названия его трудов. Одним из самых известных произведений Данте является «Божественная комедия». Эту поэму разбирают на цитаты, проводят различные анализы, используют известные словосочетания из поэмы в разговорной речи. И в рейтинге  100  самых  лучших  книг  обязательных  к  прочтению  американского  журнала  «Newsweek», «Божественная комедия» занимает почетное десятое место. Опираясь на концепцию Ада в произведении «Божественная комедия», проанализируем произведение немецкого писателя Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт».

В 1796 году в свет вышла одна из самых эффектных новелл Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт», после прочтения которой, у читателя остается ряд вопросов, например, за что был наказан Экберт? Почему бегство от лесного уединения приводит к трагедии? Ключ к ответам на этот вопрос - анализ содержания новеллы «Белокурый Экберт» Л.Тика.

В основе новеллы «Белокурый Экберт» лежит основной для романтизма принцип пересечения двух миров: главная героиня, Берта, рассказывает историю, которую слушают два, на первый взгляд, не значительных персонажа. Однако новелла построена по принципу «рассказ в рассказе». Главная героиня Берта, сбежав от родителей, попадает в сказочный мир, в котором живет: бабушка, собака, сказочная птица, несущая яйца, с жемчужинами или самоцветами. Пространственно-временная организация «Белокурого Экберта» уже на первый взгляд демонстрирует его существенное отличие от сказки в традиционном смысле этого слова. Главным для повествователя было не указать на определенное место действия, а сообщить о его изолированном характере, об отчужденности персонажей от внешнего мира.

Рассмотрим образ старухи. Когда Берта встречает ее возле водопада, то в глаза читателя сразу же бросается описание внешнего вида старухи. «Она была почти вся одета в чёрное; чёрный капор закрывал ей голову и большую часть лица; в руке она держала клюку» [3]. Одежда старухи напоминает одежду монахини. Образ жизни, который она ведет, также вызывает ассоциации с образом жизни монахов. Старуха в новелле является отшельницей и ведет уединенный образ жизни. Помимо этого, она предложила Берте в качестве еды хлеб и вино, которые являются религиозными символами.

Почему Берта согласилась пойти вместе со старухой? Только из-за того, что ей некуда было идти? Думаею, что ответ кроется в более глубоком, то есть в религии. «...пела пронзительным голосом духовную песнь. Когда же она кончила, то велела идти за собою» [3]. Именно сила религии и веры заставила девочку следовать за старухой.

История Берты – основная часть новеллы Тика. В этой части мы узнаем о становлении личности Берты, так как она прожила в сказочном мире несколько лет. После прочтения книг, мечтая о богатствах и прекрасном принце, Берта сбежала от старухи с волшебной птицей. Птица - символ свободы. Покинув дом старухи, девушка снова оказывается в реальном мире и птица, которую она принесла с собой, перестала петь чудные песни.

«Уединенье – Мне наслажденье. Сегодня, завтра, Всегда одно Мне наслажденье – Уединенье». [3]

«По вечерам она учила меня читать; и я скоро освоилась с этим искусством, и чтение стало для меня в моем уединении неисчерпаемым источником наслаждения, потому что у старушки было несколько старинных рукописных книг с чудесными сказками». [3] Основываясь на этой цитате, и на том, что старуха имела образ монахини, можно сказать, что убежище Берты было неким монастырем.

Старуха, от которой скрылась Берта, как-то раз сказала: «Ты молодец, дитя, – сказала она мне однажды хриплым голосом, – если и впредь будешь так себя вести, тебе всегда будет хорошо; но худо бывает тем, которые уклоняются от прямого пути, не избежать им наказанья, хотя, быть может, и позднего» [3]. За что хвалит старуха Берту? Стоит заметить, что перед тем, как найти водопад, символизирующий начало чего-то нового, Берта пробиралась сквозь скалы, пустыни, что снова отбрасывает нас к библейской тематике.

Наказание постигло Берту, которая умирает от мыслей о старухе, Экберта, который убивает Вальтера, боясь разоблачения с его стороны. Также Экберт узнал, что Берта приходилась его сестрой, которая была отдана на воспитание в семью пастуха Мартина. «Почему же эта ужасная мысль всегда являлась мне как предчувствие? - воскликнул Экберт» [3]. Совесть является Берте в образе Вальтера и губит её. Она терзает и Экберта: он убивает ее в облике Вальтера, но она вновь является ему в обличии Гуго фон Вольфсберга. Экберт решает отправиться в путешествие, но от совести не убежишь, и она настигает его в лице крестьянина. От угрызений совести герой сходит с ума и умирает. Перед смертью в его ушах звенит песенка об уединении, проходящая лейтмотивом через его с Бертой жизнь.

Берте и Экберту кажется, что уединение - это гармония, но жизнь без веры не может приносить наслаждения. «Боже, в каком страшном уединении прожил я всю свою жизнь!» [3]. В произведении показано, что религия, сопровождая «все действия и поступки человека». «Цель религии - направить человека на путь истинный» [1]. Берта покидает дом старухи в надежде на лучшую жизнь, желая познать земную жизнь.

Ссылаясь на произведение Данте Алигьери «Божественная комедия», замечаем, что люди такого типа как Экберт и Берта отбывают свое наказание в 7 круге Ада в 3-ем поясе, который называется «Горючие пески». Здесь отбывают свое наказание насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

Основная идея новеллы – это неспособность сделать выбор между религией и праздной жизнью, так замкнутое пространство не позволяет человеку достичь самореализации, а земная жизнь угнетает. Тема новеллы - поиск путей к счастью через добродетель и через грех. «Пути к счастью для героев новеллы «Белокурый Экберт» закрыты: и сковывающая добродетель, и грех сталкивают человека с истинного пути» [2].

 

Список литературы

1.     Косарева А. Религиозная символика в новелле Людвига Тика «Белокурый Экберт» / А. Косарева // Слово — текст — смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т, [Филол. фак.]. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 2. — С. 23-29.

2.     Т.Ю. Суходольская. Жанровое своеобразие романтической сказки Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт» (1797). – Минск: Изд-во БГУ, 2007. – № 2. – С. 44.// http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/13611/1/suhodolskaja%2039-44.pdf

3.     А.А. Шишков. Перевод новеллы И Людвига Иоганна Тика «Белокурый Экберт» // http://az.lib.ru/t/tik_l/text_0010.shtml