Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОИСКИ ШАРИФА КАМАЛА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

В истории татарской литературы Ш. Камал известен прежде всего как мастер коротких рассказов-новелл. Подобно многим татарским писателям начала ХХ века, он пришел в литературу, накопив большой жизненный опыт и претворив в его свете отношение искусства к жизни. С первых же шагов его творчество отмечено жизненностью и народностью[2, с. 390].

Ш. Камал написал первый свой рассказ «Пробуждение» (1909), опубликованный в журнале «Шура» в Оренбургекогда работал учителем в родной деревне. В первых его произведениях лежит печать горестных настроений, порожденных мрачной атмосферой наступившей реакции после революции 1905-1907 гг. На передний план в них выступают драматические переживания простого человека, испытывающего муки несчастья и гнет среды. Многое герои Ш. Камала, часто преследуемые несчастной судьбой, пребывают в тисках печальных настроений или, в поисках выхода из этого положения, странствуют по чужбине и нередко становятся жертвами неотвратимых роковых причин. Так, в рассказе «Пробуждение» мельничный рабочий Муса в пьяном исступлении избивает свою жену Гафифу, что приводит ее к гибели. Испытывая тяжелые угрызения совести после пережитой трагедии, Муса лишается рассудка и попадает в дом умалишенных. В психологической подоснове такой трагедии лежит столкновение дикости с чувствами человечности. И Муса, и Гафифа – жертвы этого столкновения. Подобного типа психологические ситуации и конфликты как бы становятся сюжетослагающими. В рассказе «В вороньем гнезде» (1910) описывается тяжелая, беспросветная жизнь татарских шахтеров-сезонников. Среди этих духовно и физически огрубевших людей семья Усмана и Марьям отличается своей благопристойностью. Здешним обитателям ради забавы захотелось подшутить над этой благоприятной супружеской четой: про Марьям распространяется слух, что она занимается прелюбодеянием. Одним из рабочих злоумышленно выставляет себя ее любовником. И на этой почве возникает в мирной и доброй семье разлад, приведший вскоре к трагическому концу. В подобных психологических ситуациях подчеркивается именно столкновение нравственной одичалости с человечностью, в котором последняя становится жертвой. Однако во всех случаях одерживает верх гуманистическое начало, настраивающее нас на сострадание и сочувствие простому человеку, обреченному на несчастье. Причин, вызывающих страдания, много. В «Увядшем цветке» (1910) среди глубокой ночи «терзает душу, до крови рвет сердце» молодой Камяр то, что ее выдали замуж за старого муллу, лишили молодости и девственной любви ради животного удовольствия противного ей существа. В рассказе «В метель» (1910) солдат Мустафа в зимнюю стужу торопится попасть скорее в родную деревню, что бы раскаяться перед матерью за несправедливую обиду, которую он нанес ей по наущению покойного отца. Но Мустафа оказывается перед трагической явью.

В «Бродяге» (1910) Гали, в поисках счастья некогда покинувший родной очаг, зимним вечером возвращается домой. Оказывается, в его отсутствие мать умерла, а жена вышла замуж за другого. Так у Гали до основания разбита жизнь. Он стал человеком дна. Однако этот герой, несмотря на свою жалкую судьбу, не лишен благородных чувств человека, ищущего счастья.

Рассказ «Сельский учитель» (1910) наполнен чеховской грустной любовью к честному человеку, герою. Имя этого героя – «Он». Это представитель той трудовой, разночинной интеллигенции, которая всецело посвятила себя народному делу и за это вынуждена терпеть всяческие гонения со стороны невежественных блюстителей порядка. Настроения героя «Сельского учителя» ярко и выпукло отражают психологический облик демократического интеллигента, готового идти на любые лишения и страдания во имя просвещения родного народа. Через его судьбу писателю удалось изобразить конкретный образ социального зла, душившего честного человека.

При анализе содержания некоторых рассказов Ш. Камала невольно обращают на себя внимание судьбы героев – они все как бы обречены на несчастье. Первопричины этого находятся в разных плоскостях: они исходят или из непредугаданного морально-этического зла, или непосредственно из социальной несправедливости. В целом же главный источник зла, преследующий героев Ш. Камала, восходит к той атмосфере реакции, которая наступила в обществе после революции 1905-1907 гг.

Как было отмечено, в психологической глубине рассказов Ш. Камала происходят столкновения чувств человечности, гуманизма с явлениями зла и  несправедливости, результаты которых роковым образом сказываются на драматической судьбе простого человека. Но его человечность неистребима, злу не подвластна. Первый же рассказ Ш. Камала «Пробуждение» заряжен еѐ искрой. В рассказе «Отец» (1910) грузчик Курбангали рождение своего сына считает торжеством счастья. В то же время – это торжество идеала нравственной красоты и чистоты труженика.

В стилевом отношении проза Ш. Камала близка или родственна чеховской «прозе настроения»[5, с. 436]. Такой стиль соответствует изображению переживаний героя в связи с пейзажной поэтикой: в нѐм нет прямого, просто объектного описания природы. Пейзажная поэтика находится в тесной связи с внутренним миром, психологическим состоянием героя. Она превращается как бы в формообразующий элемент произведения. Скажем, в начале рассказа «В метель» перекликаются тревожный плач ребѐнка и разбушевавшаяся метель, которые как бы предвещают и сопровождают взволнованные, напряженные переживания солдата Мустафы и в целом  окрашивают  психологический  тон  рассказа.  А.П.  Чехов  называл  свои  некоторые  рассказы «психологическим этюдом». Это понятие отчасти можно отнести и к рассказам Ш. Камала.

Особенно важное место в творчестве прозаика занимает повесть «Чайки» (1914), изображавшей с жизненной полнотой и народной задушевностью радость, печаль и чаяния близких писателю простых тружеников, неутомимых в поисках своего счастья на необъятных просторах русской земли.―Надо сказать, что до этой повести в татарской литературе хотя и были затронуты «рабочая» тема и образы рабочих людей, но не было ещѐ произведения, которое можно было бы в полном смысле назвать «рассказом из жизни рабочих», считать значительным произведением, в котором данная тема получила бы эстетическую целостность‖ [4, с.174].

Среди героев первым бросается в глаза образ старика Шарафи. Это человек с большим трудовым, жизненным опытом, со смекалкой, добрым характером и крепким телосложением. Не зря Шарафи пользуется авторитетом среди рабочих. Это «свой человек» и наставник. Его трудолюбие – пример всем другим. В нѐм – мужицкая закалка. Обычными изобразительными средствами Ш. Камал мастерски рисует волевой характер этого героя, его доброе отношение к людям.

Один из интересных героев «Чаек» - это Гариф, который покинул своих состоятельных родителей, благополучный дом сельского муллы, не желая быть им подобным. Он решил испытать свою судьбу и счастье на чужбине вместе с простыми людьми. На самом деле его мечты, грезы о счастье в конечном счете упирались в суровую реальность. Идеальные герои Ш. Камала не могут противостоять приговору действительности.

Таким образом, большое место в творчестве Ш. Камала отводится образу простого человека. В отличие от тематики других татарских писателей, в его прозе отражается жизнь сезонных рабочих, «путешествующих» в погоне за счастьем в разные края: работники на мельнице в «Пробуждении» и «Отце» (1910), шахтеры «В вороньем гнезде» (1910), рыбаки Каспия в «Чайках» и др. Эти рассказы обогатили национальную прозу художественной новизной показа внутреннего мира «маленького» человека, изображением духовных контрастов.



Список литературы

1.     Заһидуллина Д. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы. –Казан: Татар.кит.нәшр.,2003.- 255 б.

2.     История татарской литературы нового времени (XIX- начало XX вв.). – Казань: Фикер, 2003.- 472с.

3.     Мәһдиев М. Әдәбият һәм чынбарлык: ХХ йөз башы татар әдәбияты тарихына яңа материаллар. - Казан: Тат.кит.нәшр.,1987. -303 б.

4.     Нуруллин. И. ХХ йөз башы татар әдәбияты :Дәреслек-кулланма.- Казан: Тат.кит.нәшр., 1982.- 268 б.

5.     Татар әдәбияты тарихы. Алты томда. 3 том.- Казан, 1986.- 598 б.