Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПЬЕСЕ Н. САДУР «ЗАМЕРЗЛИ»

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Психологическое пространство героя является одним из важнейших элементов в построении художественного пространства произведения. В литературоведении к проблеме психологического пространства обращались Лотман Ю.М., Топоров В.Н., Бахтин М.М. и др. Так, М.М. Бахтин, рассмотрев вопрос о пространственной форме героя, приходит к выводу, что в литературе «мир изображен изнутри, как душевно- духовная сфера, включающая в себя намерения, мысли, чувства» [Бахтин 1975: 339]. Согласно мнению В.Н. Топорова, уровнем психологического пространства является социальный мир персонажа и его самосознание [Топоров 1983: 243]. Ю.М. Лотман, в свою очередь, отмечает, что для раскрытия характеров и психологической мотивации поступков героев важны «факторы, вызывающие у человека состояние бездействия и скуки, способствующие задумчивости и развитию рефлексии» [Лотман 1988: 327]. В современной психологии психологическое пространство используется для описания внутреннего мира человека и его жизненного мира [Василюк 1990: 179].

В связи с этими особенностями психологического пространства человека интересно обратить внимание на одну из пьес Нины Садур «Замерзли». Это пьеса о двух уборщицах, которые моют полы в Московском драматическом театре имени Пушкина. Пьеса насыщена философско-психологическими мотивами одиночества, неприкаянности и историями о не сложившихся жизнях. Одна из главных героинь – Надя – вынуждена пойти работать уборщицей, чтобы приобрести теплую одежду и перестать мерзнуть. Она признается: «Ничего себе нету! Я заработаю на сапоги и сбегу отсюда» [Садур 1989: 171]. Лейла – беженка из Дагестана, спасающаяся от жестокости собственного отца. Из-за его многочисленных побоев девушка потеряла слух и стала калекой: «Нас бил отец. Всех бил. Особенно девочек. Мне отбил слух и челюсть, видишь низ лица немного кривой» [Садур 1989: 173]. Описание внешности служит отражением внутреннего мира героини. Поэтому с изменением внешности происходят изменения психологического характера Лейлы. Из-за угнетающей атмосферы в семьях главных героинь они находятся в тяжелом психологическом состоянии, что приводит их к замкнутости в себе и нарушению психологического равновесия. Эта особенность характеров уже с начала пьесы задает определенный вектор психологическому пространству – его нарушение и сужение, проявляющиеся в элементах абсурда и сумасшествия, как это можно наблюдать во многих пьесах Н. Садур.

Итак, за простым, на первый взгляд, сюжетом пьесы скрывается вереница символов и смысловых намеков, раскрывающих психологические и религиозные черты каждой героини. Например, в середине пьесы неожиданно появляется бутафорский крест: «Лева выносит бутафорский крест, прислоняет к стене» [Садур 1989: 183]. Герои часто говорят о вере, о самых высоких материях, однако психологически живут низко и аморально. Обратим внимание, что герои относятся к данному кресту как ненужной поделке, которая олицетворяет у них Бога. Например, Надя признается: «Я один раз зашла в церковь, ну просто ради смеха. Там все золотое, и дым, я так испугалась, еще затянут» [Садур 1989: 189]. Дурное упоминание о Боге указывает на темные стороны героев, их озлобленность и страх. Из теории Топорова известно, что самосознание оказывает влияние на психологический аспект героев. Действительно, нравственные ориентиры героинь влияют на их психологическое состояние, чувства и желания. Кстати, загадочный крест выносит на сцену глухонемой дядя Лева, живущий в подвалах театра. Примечательно, что никто кроме него больше не видит призрак актрисы. У автора именно этот юродивый оказывается более проницательным и чувствительным, чем остальные персонажи, так как главные героини, несмотря на схожие трагические судьбы, не слышат и не понимают друг друга.

Работая в театре, пусть и в качестве уборщиц, героини как бы бессознательно стремятся быть ближе к прекрасному, чтобы скрасить свои печальные судьбы. Следовательно, как отмечает М.М. Бахтин, сущность изображаемых событий меняется в зависимости от мировосприятия героя. Но в театре неожиданно начинают происходить странные вещи: движутся предметы, звучат таинственные голоса, а также появляется тень загадочного призрака. «Лейла. Та актриса давно уже прокляла это место, весь театр, который мы с тобой моем. Сцену, занавес, люстры, бельэтажи, зеркала, барельефы все охватила» [Садур 1989: 175]. Вообще, в пьесе остается много неразгаданных вещей и вопросов без ответов. Возникает вопрос, почему призрак актрисы, тихо блуждавший по театру, вдруг достает пистолет и целится сначала в двух героинь, а потом – в пустоту. Эта данность указывает на нарушение как психологического пространства персонажей – появляется тревожность и страх, так и ограниченность пространства помещения. Но самая большая загадка ожидает читателей в конце пьесы. Окончательно замерзшая Надя  заболевает:  у нее начинается  лихорадка. Вереницы видений, отзвуки голосов сплетаются в ее сознании в один непонятный бред. Возникает предположение, что вся произошедшая история – это всего лишь последствие болезни главной героини, и все, что случилось – это часть ее видений. Именно в этот момент происходит расширение психологического пространства героини: «Мама (пудрит носик). Прими аспирин и не бери в голову» [Садур 1989: 191].

Символично указание на время года в пьесе: «Лейла. Ого! Слышишь? Это метель?» [Садур 1989: 172]. Зима, пронизывающий холод, ледяная вода, растаявший снег – реальный фон происходящего, но героини замерзли и в другом смысле: от нищеты, одиночества и бесприютности, замерзли их души, в них исчезает любовь, сострадание, они сами как бы начинают мстить холодному окружающему миру. Поэтому мы видим прямое указание на сужение психологических границ внутреннего мира.

Таким образом, изначально пьеса Н. Садур «Замерзли» была маленьким рассказом, впоследствии выросшим в полноценную пьесу. Большое внимание в пьесе автор  уделяет внутреннему миру героинь.  На протяжении всей пьесы происходят изменения в характере девушек, их взглядов, настроений и  поведения. Отметим, что психологическое пространство пьесы отличается замкнутостью, погруженностью во внутренний мир персонажей, а изображаемые события меняются в зависимости от мировосприятия героев. В жизни героинь стремительно нарастают трудности, непонимание окружающего мира, и девушки просто погружаются в неизбежность. Находясь на грани реального и ирреального, они подавлены страхом, душевными муками, обременены заботой и борьбой с внешним миром, который наполнен массой абсурда и сумасшествия. Все это способствует нарушению психологических пространственных конструкций, что приводит к сужению психологического пространства. Таким образом, опираясь на мнения известных литературоведов, мы заключили, что в пьесе Н. Садур «Замерзли» социальное пространство, быт и бытие влияют на психологическое, оказывают воздействие на формирование нравственных ценностей, взглядов и стремлений героинь, на «внутренний ландшафт» их души.

 

Список литературы

1.     Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. - М,1975.

2.     Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1990.

3.     Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.

4.     Садур Н. Чудная баба. Пьесы. - М., 1989.

5.     Топоров В.М. Пространство и текст// Текст: семантика и структура. - М., 1983.