Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГИПОТИРЕОЗ И ДЕПРЕССИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
12 октября 2015г.

Психическая патология часто сочетается с патологией эндокринной. Эпидемиологические данные свидетельствуют, что одной из наиболее часто встречающихся разновидностей психической патологии, сочетающейся с эндокринными заболеваниями, является депрессия [12]. По мнению многих авторов, наиболее частыми психическими проявлениями при гипотиреозе также являются депрессивные расстройства [1, 5]. По некоторым данным, частота встречаемости депрессии при гипотиреозе может достигать 40-66% [6, 12].

По данным ряда исследований, депрессии у пациентов с гипотиреозом встречаются чаще, чем в общей популяции, вне зависимости от уровня компенсации гипотиреоза [7]. Т.Е. Курильская и соавт. при обследовании пациентов с хроническим аутоиммунным тиреоидитом (ХАТ) выявили наличие субклинически выраженной депрессии: в 36,6% у пациентов с манифестным гипотиреозом и в 4% у пациентов с субклиническим. Исходя из этих данных, авторы предлагают использовать в качестве наиболее информативных параметров для дифференцирования пациентов с субклиническим и манифестным гипотиреозом, а также лиц с диффузным нетоксическим зобом параметры выраженности депрессии [2]. И.В.Терещенко и соавт. также обследовали группу пациенток с гипотиреозом и при помощи теста Гамильтона выявили наличие депрессии средней степени тяжести у 72,9% пациенток с манифестным гипотиреозом и у 70,2% - с субклиническим. На основании результатов исследования, авторами был сделан вывод, что расстройства эмоциональной сферы (в частности, депрессивный синдром) являются ранними проявлениями гипотиреоза и не отличаются при манифестном и субклиническом гипотиреозе [13]. Исследование Т.Б. Моргуновой и соавт. выявило у пациентов с компенсированным гипотиреозом достоверно большую сумму баллов по шкале депрессии Бека по сравнению с пациентами с узловым нетоксическим зобом и здоровыми людьми, что может являться одной из причин снижения качества жизни гипотиреоидных пациентов [7].

Согласно Американской Ассоциации Эндокринологов, «Диагноз субклинического или манифестного гипотиреоза должен предполагаться у каждого пациента с депрессией». Взаимосвязь гипотиреоза и депрессии выявлена давно. J.J. Haggerty и A.J. Prange (1995) отмечают, что среди больных с депрессией частота латентного гипотиреоза выше среднего, а частота встречаемости зоба достигает 86%. У 1-4% пациентов с аффективными расстройствами выявляется манифестный гипотиреоз [16]. Частота встречаемости субклинического гипотиреоза у лиц с депрессией, по различным данным, колеблется от 9 до 52% [6, 8].

Депрессия – психическое нарушение, характеризующееся подавленным настроением, утратой ощущения удовольствия, потерей интереса к окружающему, снижением уровня активности, энергичности, мыслительной деятельности, способности концентрации внимания, нарушением сна, появлением суицидальных мыслей.

У пациентов с гипотиреозом депрессия протекает в более тяжелой форме, чем у эутиреоидных пациентов [4].Депрессивные расстройства по выра­женности могут быть тяжелыми, средней тяжести, лег­кими. По структуре клинической карти­ны различают следующие типы депрессии – астеническая депрессия, тревожная, истерическая, депрессия с явлениями невротической ипохондрии. Часто формируется астенодепрессивный синдром, проявляющийся апатией, эмоциональной вялостью, плаксивостью, безынициативностью, физической и психической заторможенностью [6]. T. Joffecсоавт. (1992) выявили у пациентов с депрессией, страдающих субклиническим гипотиреозом, наличие панических атак, что не характерно для пациентов с нормальной функцией щитовидной железы [16]. Наличие депрессии часто сочетается с умеренным снижением когнитивных функций и психомоторной заторможенностью [7]. Зависимости от возраста, профессии или уровня образования установлено не отмечается [13]. Для пациентов с гипотиреозом характерна тревога по незначительным поводам, склонность к слезам, активное предъявление жалоб, отмечаются тенденции к демонстративному поведению, эмоциональная лабильность. Пациенты же без гипотиреоза, наоборот, неохотно предъявляют жалобы, часто нарушения психоэмоционального статуса выявляются только при активном расспросе. Среди таких больных доминирует пессимистическая самооценка: ощущение собственной никчемности, ненужности и проч. Тогда как для пациентов с гипотиреозом пессимистическая самооценка не характерна и проявляется, в основном, ипохондрическими переживаниями (страх возможных осложнений, ожидание побочных эффектов фармакотерапии и др.) [9]

Исследователи установили, что пациенты с пониженным уровнем свободного тироксина (Т4св) и высоким уровнем тиреотропного гормона (ТТГ) характеризуются более медленным ответом на лечение антидепрессантами, большей тяжестью депрессии и более высокой частотой аффективных эпизодов [6]. Также у лиц с субклиническим гипотиреозом отмечается более низкий эффект от терапии антидепрессантами по сравнению с эутиреоидными лицами. В группе пациентов, страдающих резистентной к психофармакотерапии депрессией, гипотиреоз был выявлен в 22% случаев, в то время как среди пациентов с хорошим эффектом от терапии антидепрессантами – только в 2% [11].

Несмотря на лабораторную компенсацию гипотиреоза, некоторые группы пациентов продолжают предъявлять жалобы депрессивного характера. В.В. Терещенко и соавт. не отметили устранения депрессии у 1/3 пациентов после достижения компенсации гипотиреоза на фоне заместительной терапии левотироксином натрия. При переводе таких больных на комбинированную терапию левотироксином и трийодтиронином депрессивное состояние исчезло более чем у 90% пациентов [13]. Шпрах с соавт. обнаружили в своем исследовании, напротив, увеличение числа пациенток с клинически и субклиническим выраженными симптомами депрессии после достижения компенсации гипотиреоза. Вероятно, таким образом, заместительная терапия способствовала выявлению коморбидных депрессивных расстройств [14].

Отдельные авторы отмечают, что выраженность клинических симптомов депрессии прямо пропорциональна уровню ТТГ (в нормальном диапазоне). В исследовании Русиновой и соавт. данные пациенты подвергались терапии флувоксамином (антидепрессантом из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Полное исчезновение симптомов депрессии наблюдалось у 84%, выраженность показателей депрессии в баллах снизилась на 45% [10].

Таким образом, гипотиреоз, как манифестный, так и субклинический, сопровождается психоэмоциональными нарушениями, в частности, депрессией. Депрессия и гипотиреоз взаимно отягощают друг друга. Симптомы депреессии не всегда устраняются после достижения компенсации гипотиреоза, что требует дополнительной психофармакотерапии, однако чувствительность к антидепрессантам у пациентов с гипотиреозом снижена.

 

Список литературы

1.     Калинин А.П., Котов С.В., Рудакова И.Г. Неврологические расстройства при эндокринных заболеваниях. Руководство для врачей.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009.— 488 с.

2.     Курильская Т.Е., Нефедова Е.В., Бровина Ф.Я. Сравнительный анализ психоневрологических параметров и системных показателей у пациенток с диффузным нетоксическим зобом и хроническим тиреоидитом // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН.— 2007.— Т. 58.— № 6.— С. 108–112.

3.     Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Субклинический гипотиреоз: проблемы лечения // Врач.— 2002.— № 7.— С. 41–43.

4.     Масалова О.О., Сапронов Н.С. Тиреоидные гормоны и депрессия // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии.—2004.— Т. 3.— № 2.— С. 2–9.

5.     Михайлова Е.Б. Клинические и терапевтические особенности психических нарушений при субклинической форме гипотиреоза // Казанский медицинский журнал.— 2006.— Т. 87.— № 5.— С. 349–354.

6.     Мозеров С.А., Эркенова Л.Д. Влияние соматической патологии на психическое здоровье человека // Бюллетень медицинских Интернет-конференций.— 2011.— Т. 1.— №7— С. 29–31.

7.     Моргунова Т.Б., Мануйлова Ю.А., Мадиярова М.Ш. и др. Качество жизни пациентов с гипотиреозом // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. – 2010. - Т.6. – №2. – С.62-67.

8.     Петунина Н.А. Синдром гипотиреоза // РМЖ.— 2005.— Т. 13.— № 6.— С. 295–301.

9.     Полозова Т.М., Подвигин С.Н., Шаповалов Д.Л. Вклад гипотиреоза в формирование расстройств депрессивного спектра у женщин постменопаузального возраста с сочетанной соматической патологией // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2007- Т. 10, № 1. - С. 33-41.

10. Русинова И.А., Смирнова Е.Н., Мудрова О.А. Психоэмоциональный статус у пациентов с компенсированным гипотиреозом на фоне лечения флувоксамином // Медицинский альманах.— 2011.— Т. 18.— № 5.—С. 145–147.

11. Сарвилина И.В., Макляков Ю.С., Шин Е.Ф. Субклинический гипотиреоз в практике семейного врача: от эпидемиологии к доказательной фармакотерапии // Российский семейный врач.—2005.— № 3.—  С.34–42.

12. Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. —  М.: Медицинское информационное агенство,  2003.— 432 с.

13. Терещенко И.В., Каюшева Н.В. Субклинический гипотиреоз и психические нарушения у больных аутоиммунным тиреоидитом // Психофармакология и биологическая наркология.— 2008.— Т.8.— № 1.— С. 2378–2378.

14. Шпрах В.В., Нефедова Е.В., Курильская Т.Е. и др. Влияние заместительной гормональной терапии левотироксином на состояние когнитивных функций и психоэмоциональные нарушения у больных первичным гипотиреозом // Сибирский медицинский журнал.— 2008.— № 3.— C. 56–60.

15. Joffe R., Levitt A. Major depression and subclinical (grade 2) hypothyroidism // Psychoneuroendocrinol. 1992. - V. 17. — № 2–3. — P. 215–221.

16. Hage M.P., Azar S.T. The link between thyroid function and depression // Journal of Thyroid Research.—2012. - Vol. 2012. - http://www.hindawi.com/journals/jtr/2012/590648.