Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
13 октября 2015г.

Изменения со стороны среды здравоохранения как сектора национального хозяйства могут быть представлены следующим образом:

1. Финансовые факторы, приоритеты финансирования.

Поскольку  госпитальный сектор занимает весьма важное место в структуре бюджета здравоохранения, он становится мишенью любых правительственных мер, направленных на сдерживание государственных расходов. Вместе с тем размер средств, направляемых на нужды здравоохранения, – проблема не только экономическая, сколько политическая, связанная с выбором приоритетов в развитии человеческого капитала. Долгосрочный экономический рост в сочетании с более эффективной структурной политикой для здравоохранения может дать дополнительные ресурсы, но только в среднесрочной перспективе. Подушевое финансирование, равно как и перенос издержек на оплату получаемой «медицинской услуги» на пациента, лишает больницу долгосрочной финансовой устойчивости, требующейся для инвестирования в квалификацию и компетенцию персонала, освоение оборудования и технологий помощи. Благодаря развитию фундаментальных наук возникли новые возможности для междисциплинарных исследований. Некоторые страны предпочитают финансировать не столько определенные проекты, сколько масштабные стратегические программы. Все эти процессы имеют большое значение для будущего больниц.

2. Интернационализация системы здравоохранения.

Среду, в которой функционируют медицинские учреждения, можно назвать глобальной: движение больных и поставщиков  из одних стран в другие, поставки услуг организациями одной страны больным другой страны, создание учреждений в иностранных государствах – реальность конкурентной ситуация, наблюдаемой в национальном здравоохранении. В Европейском здравоохранении действует принцип «четырех свобод», изложенный в Римском договоре 1957 г: свобода движения товаров, услуг, людей и капитала.

3. Организационно-управленческие факторы систем здравоохранения.

Национальная система управления здравоохранением в настоящее время находится в критическом состоянии, ее функционирование  – одна из самых наболевших проблем российского государства. Длительный период в стране не были определены приоритетные цели в области здравоохранения, стала разрушаться система профилактической медицины, а важнейшие преобразования в отрасли здравоохранения осуществляются без консультаций со специалистами. Проблема государственного управления здравоохранением в Российской Федерации исследовалась учеными с различной степенью конкретизации и расстановкой акцентов. Однако все еще низкая социально-экономическая эффективность, становится главной движущей силой ее реформирования, будучи соотнесена с процессами реформирования как субъектов, так и объектов системы, с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями российского общества. Замысел модернизации здравоохранения, рассматриваемый как управленческий процесс, к сожалению, не обнаруживает задач одновременного и опережающего преобразования управленческой модели здравоохранения. Важность учета выявленных условий функционирования здравоохранения при формулировании целей его трансформирования обеспечивает успешность предпринимаемых преобразований и создает задел для эффективного функционирования сектора в будущих периодах [1].

Целью проводимой реформы здравоохранения провозглашается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Об этом свидетельствует заявление российского правительства, что реформы здравоохранения проводятся для того, чтобы обеспечить доступ населения к высококачественной медицинской помощи. Следует отметить тот факт, что подобная цель реформирования системы здравоохранения ставится впервые. В предыдущие годы ставилась более узкая цель «улучшение здоровья населения» [2]. Думается, что заявленный масштаб цели, несколько смещающий фокус преобразований в технико-технологическую плоскость, выводит из поля зрения одну из основных качественно нарастающих проблем системы здравоохранения - резкое ухудшение здоровья населения, о чем говорилось ранее. Конечно же, технико-технологическая модернизация подразумевает преобразование возможностей для улучшения здоровья граждан. Однако, в критериях оценки эффективности предпринимаемых инвестиций это не обозначено. Поэтому, следовало бы провести коррекцию цели современной реформы здравоохранения следующим образом: «улучшение здоровья населения, путем повышения доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи для всех слоев населения на основании инвестиций в квалификационную характеристику работников, технико-технологическую модернизацию имущественного комплекса и изменение модели управления национальной системой охраны здоровья».

В такой формулировке цель реформы здравоохранения будет соответствовать и стратегии модернизации здравоохранения, ряду реализуемых национальных проектов, среди которых особое место занимает приоритетный Национальный проект «Здоровье».

Представляется важным учесть «трехкомпонентность» связей, возникающих в управленческой функции: субъектные связи (определяющие адрес и цель изменений), процессные связи (технологии, организация всех взаимодействий, финанансирование (и шире – ресурсные связи) и «результатные» связи (что именно появится в процессе преобразования, какие качественные особенности являются приоритетом для контроля и как это изменит место здравоохранения (и конкретной его организации) в составе национальной/территориальной социально-экономической системы. От «исходного» пункта «конструкции» изменений зависит и конструкция процесса управления и результат ее применения: избранная модель методов, средств и механизмов не является нейтральной ни для сектора здравоохранения, ни для общества. Ведь не перемены ради перемен являются целью преобразования сектора. Наиважнейшим в предметном составе проектируемых изменений компонентом является именно госпитальный сектор – основной потребитель ресурсов, формирующий технологическое, стоимостное и продуктовое «лицо» сектора. Ключевой структурой перемен является больница –  наиболее квалифицированные врачи, сложные высокие технологии и медицинское оснащение системы здравоохранения представлены именно госпитальным сектором.

4. Административные и институциональные факторы.

Следует обратить внимание на то, что реализация задач модернизации в сжатые сроки затруднена, т. к. в настоящее время идет процесс совершенствования системы государственной власти в РФ: процесс разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и федерального центра, наделение дополнительными полномочиями муниципальных образований с передачей им соответствующих финансовых ресурсов.

Исходя из вышеизложенного следует вывод о размытости представлений о целях трансформирования системы здравоохранения: четкое разграничение бесплатной и платной медицины и тем самым ограждение государственного здравоохранения от требований, превышающих возможности бюджета; ограждение доходов системы ОМС от абсолютного сокращения под нажимом других ведомств и олигархического лобби; ориентация ЛПУ на внутренние источники экономии средств для улучшения своего положения - важный, но не решающий фактор повышения эффективности национального здравоохранения.

Таким образом, со всей очевидностью обнаруживая различные по качеству и силе воздействия факторы, обусловливающие безотлагательность перемен в госпитальном секторе здравоохранения, организационная медицинская наука обязана дать представление о возможностях учета выявленных факторах при выборе целей, инструментов и подходов в модернизации сектора таким образом, чтобы обеспечить технологическую прорывность для решения насущных проблем охраны здоровья как важнейшего элемента человеческого капитала России.

 

Список литературы

1.     Ленская Л.Г., Панфилова Е.В., Малаховская М.В. Целеполагание как фактор повышения эффективности менеджмента здравоохранения// Здравоохранение Российской Федерации.2005.№5. С.35–37.

2.     Тернов С.Ф., Малаховская М.В. Экономические принципы государственного регулирования рынка медицинских услуг//Экономика здравоохранения. 2005.№1. С. 34.