Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ЛЕЧЕБНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗУБНЫХ ПАСТ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2016г.
Аннотация

 В настоящей статье обсуждаются результаты исследования номенклатуры зубных паст в аптеках Самарской области. В результате маркетинговых исследований было выявлено, что на фармацевтическом рынке РФ в ассортименте зубных паст преобладают лечебно-профилактические пасты (78%). Основную долю зубных паст, представленных на фармацевтическом рынке Самарской области, производят заводы- изготовители из России (33%), Германии (27%) и Китая (20%). Преобладают зубные пасты с добавлением синтетических компонентов (61%).

Ключевые слова: лечебно-профилактические зубные пасты, разработка фитопрепаратов, биологически активные соединения лекарственных растений, фармацевтический  рынок, маркетинговые исследования, гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена полости рта, относящаяся к разделу первичной профилактики стоматологических заболеваний, давно занимает основное место в разделе общей гигиены человека. Регулярный гигиенический уход за полостью рта при помощи оптимально подобранных средств не только способствует профилактике инфекционно-воспалительных заболеваний ротовой полости, но и помогает предупредить и купировать на начальных стадиях развитие некоторых заболеваний организма, которые зачастую являются следствием наличия хронических очагов инфекции в полости рта, тем самым поддерживая  постоянство  внутренней  среды  организма  и  способствуя  коррекции  экологического неблагополучия и сохранению качества жизни человека на высоком уровне.

Ассортимент средств ухода за полостью рта, представленный на территории Российской Федерации, довольно разнообразен. В нем широко представлены ополаскиватели, зубные нити, освежители для полости рта, зубные щетки, однако основной объем этого сектора занимают зубные пасты.

Доля продаж зубных паст в аптеках в качестве парафармацевтической продукции на сегодняшний день составляет 20-25% от общего объема продаж зубных паст. Известно, что рынок зубных паст является высококонцентрированным: ТОР-10 брендов занимают 92,0% стоимостного объема продаж и 89,1% от натурального объема. В ТОР-10 в 1 квартале 2016 г. вошли такие бренды, как «Rocs», «Лакалют», «Splat» [1]. Однако, по данным компании «DSM Group» большинство из брендов в течение 2015 г. – 1 кв. 2016 г. показывали отрицательную тенденцию роста по натуральному объему продаж [1,5].

В связи с этим целью настоящего исследования являлось обоснование целесообразности разработки и определение перспективных направлений создания зубных паст посредством изучения их ассортимента на фармацевтическом рынке Самарской области.

Материалы и методы.

 Объектом исследования являлся сектор фармацевтического рынка Самарской области, представленный зубными пастами. В исследовании использовали методы маркетингового анализа (изучение ассортимента, контент-анализ номенклатуры), структурно-логического анализа и математико- статистической обработки данных.

Результаты и их обсуждение.

 Согласно принятой классификации зубных паст по С.Б. Улитовскому (1999 г.) зубные пасты делятся на гигиенические (1-е поколение), оказывающие только очищающее и дезодорирующее действие и не содержащие специальных лечебных и профилактических компонентов, и лечебно-профилактические, направленные на лечение и профилактику заболеваний зубов и десен. В группу лечебно-профилактических паст входят:

1.     Простые зубные пасты (2-е поколение), содержащие один-два активных компонента и оказывающие противокариесное, противоспалительное или абразивное действие;

2.     Сложносоставные зубные пасты, к которым относятся:

 а) комбинированные (3-е и 4-е поколения), в состав которых входят два или более лечебно- профилактических компонента, направленных на лечение и профилактику одного и того же вида патологии; б) комплексные (5-е поколение), содержащие один и более лечебно-профилактических компонентов, направленных на различные виды патологии [3,4].

 В аптеках Самарской области представлено 153 наименования зубных паст, из них 22% являются гигиеническими и 78% – лечебно-профилактическими. Анализ состава лечебно-профилактических зубных паст показал, что 89% из них являются комплексными, 7% – комбинированными и 4% – простыми. Все лечебно-профилактические зубные пасты с растительными компонентами, представленные на фармацевтическом рынке Самарской области, позиционируются производителями в качестве комплексных, в том числе «Асепта» и «Лесной бальзам», которые входят в ТОП-10 брендов по натуральным объемам продаж [1]. Однако заявленные в составе паст растительные компоненты содержатся в минимальном количестве – не более 0,1%, что не позволяет говорить об эффективно действующей минимальной концентрации биологически активных соединений.

Основную долю зубных паст, представленных на фармацевтическом рынке Самарской области, производят заводы-изготовители из России (33%), Германии (27%) и Китая (20%) (рис. 1).


Производство лечебно-профилактических зубных паст осуществляется в основном в России (рис. 2).


Ценовой разброс для лечебно-профилактических паст по Самарской области составил от 49 до 209 руб.




Результаты исследования показали, что общее количество лечебно-профилактических зубных паст, в которых есть компоненты растительного происхождения, составило 39%, а паст, содержащих только синтетические компоненты – 61% (рис. 4).


Нами был проведен анализ заявленных производителями свойств лечебно-профилактических зубных паст, который показал преобладание противовоспалительных и кровоостанавливающих свойств в большинстве видов продукции (рис. 5).


Изучение заявленных производителем свойств зубных паст, оказывающих комплексное лечебно- профилактическое действие, показало, что чаще всего (в 50% случаев) используют сочетание противовоспалительного, противокариозного и кровоостанавливающего действия.

Нами также было проведено изучение распределения лечебно-профилактических зубных паст по показаниям к применению (рис. 6).


Чаще всего зубные пасты используют для профилактики и комплексного лечения гингивита, стоматита и пародонтита (27%), либо гингивита, стоматита и кровоточивости десен (32%) и кровоточивости десен, пародонтита и кариеса (27%).

Выводы.

 1.     В аптечном сегменте зубных паст, представленных на фармацевтическом рынке Самарской области, находится 153 наименования, из них 22% являются гигиеническими, 78% – лечебно-профилактическими. Среди лечебно-профилактических зубных паст на современном фармацевтическом рынке наиболее востребованными являются комплексные (89%), в то время как на комбинированные зубные пасты приходится 7%, а на простые – только 4%.

2.     Следует отметить, что основную долю зубных паст, представленных на фармацевтическом рынке Самарской области, производят заводы-изготовители из России (33%), Германии (27%) и Китая (20%), что позволяет говорить об имеющемся отечественном производственном потенциале.

3.     Немаловажным является тот факт, что на фармацевтическом рынке Самарской области преобладают зубные пасты с добавлением синтетических или неорганических компонентов (61%), которые зачастую обладают рядом существенных недостатков, таких как: нарушение баланса сапрофитной микрофлоры ротовой полости, возникновение резистентности патогенной микрофлоры, развитие аллергических реакций.

4.     В результате  маркетинговых исследований фармацевтического рынка Самарской области было выявлено, что подавляющее большинство (64%) лечебно-профилактических зубных паст находится в ценовом сегменте от 50 до 150 руб., соответственно, стоимость разрабатываемого нами продукта должна находиться в этой ценовой категории.

5.     В комплексных зубных пастах в основном используют сочетание противовоспалительного, противокариозного и кровоостанавливающего действий. Как правило, они предназначены для лечения гингивита, стоматита и кровоточивости десен (32%), либо гингивита, стоматита и пародонтита (27%) и кровоточивости десен, пародонтита и кариеса (27%). Мы планируем разработать состав зубной пасты на основе созданного ранее фитопрепарата «Дентос», обладающего широким спектром биологической активности (противовоспалительным, антимикробным, местным иммуномодулирующим, регенерирующим, вяжущим, местным анестизирующим, дезодорирующим). Это позволит обеспечить комплексный эффект, востребованный при различных, в том числе и сочетанных, патологиях (гингивит, стоматит, пародонтит).

Таким образом, на наш взгляд, наиболее обоснованным является направление по разработке состава лечебно-профилактических зубных паст на основе лекарственного растительного сырья, оказывающих комплексное воздействие на слизистую оболочку ротовой полости и находящихся в ценовом сегменте от 50 до 150 руб.

 

 

Список литературы

 

 

1.        Обзор продаж зубных паст в аптеках за 1 квартал 2016 года. DSM Group, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dsm.ru/news/257/ (дата обращения 04.06.2016 г.).

2.        Поиск лекарств. ООО «Информ-бюро». URL: http://allapteki.ru (дата обращения 04.01.2016 г.).

 3.        Улитовский, С.Б. Средства индивидуальной гигиены полости рта / С.Б. Улитовский. – СПб.:«Человек», – 2002. – 285 с.

4.        Фармацевтический рынок России: Обзор продаж зубных паст в аптеках в 2015 году. DSM Group, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dsm.ru/news/115/ (дата обращения 04.06.2016 г.).

5.        Флейшер, Г.М. Современная классификация лечебно-профилактических зубных паст / Г.М. Флейшер // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2005. – Т. 4, №1-2. – С.39-41.