Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2016г.

Ключевые слова:

Ценообразование, Лекарственные средства, Стратегия ценообразования, Методы ценообразования.

 

В настоящее время фармацевтический рынок и рынок медицинских услуг все больше приобретают окрас коммерческого характера. Конечно же, это связано с развитием общества, изменения в экономики, усовершенствованием технологий, которые в свою очередь просят на себя немало затрат. Достаточное финансирование действительно необходимо. Клинические исследования лекарственных препаратов, технологические разработки и усовершенствования оборудования для качественной и максимально объективной диагностики состояния здоровья человека, лабораторные испытаний и научные разработки новых методов получения достоверной информации о состоянии организма , и для всего этого действительно необходимо достаточное финансирование. Но помимо всего этого деньги затрачиваются и на привлечения внимания потребителя к продукту или услуги той или иной компании. Никто, конечно же, не желает экономить на своем здоровье, но переплачивать, попадая в уловки фармацевтических кампаний или дистрибьюторов, не хотел бы. Так к примеру затрачиваются финансы на раскрутку и внедрения на рынок рентабельных препаратов, которые не имеют признака жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. Разберем главные аспекты ценообразования и его регулирование.

Ценообразование – это многокомпонентный процесс, в котором учитывается большое количество факторов: политика и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований (в частном случае, так же и клинических испытаний) действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Механизм ценообразования - связь между ценой и ценообразующими факторами и изучается как способ формирования цены, технологию ее зарождения, функционирования, изменения во времени.

Основные задачи ценообразования:

 -обеспечение выживаемости предприятия;

 -максимизация текущей прибыли;

 -завоевание лидерства на рынке.

Цена устанавливается в нескольких вариантах:

 1)   минимальный уровень цены, определяемый затратами;

 2)   максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.

 На практике чаще всего пользуются в основном тремя подходами к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы). Суть затратного метода заключается в том, что цена товара направляется в прямую зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается по схеме:

Продукт → технология → затраты → цена → ценность → покупатель. Ценностным методом цена разрабатываются по схеме:

Покупатель → ценность → цена → затраты → технология → продукт

 Рынок лекарственных средств является практически самым сложным с точки зрения процессов ценообразования. Лекарственные средства – это вид товара, от которого зависит здоровье населения, и ценообразование на лекарственные средства не может рассчитываться, как на другие товары. Для достижения выполнения главной потребности человека иметь здоровый организм, поддерживать его непросто на удовлетворительном уровне , а на самом высоком и так же заинтересованность самого социального общества в работоспособном населении, необходимо учесть наличие главных жизненных благ. Сюда можно отнести разные средства, которые в основном и формируют развитие здорового человеческого организма. К ним можно отнести такие блага как экологически чистые продукты питания, жилищные, социальные условия и многие другие факторы, товары и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Наибольший процент всех составляющих благ зависит от экономики, то есть в их производство включают использование определенных ресурсов. Лекарственные средства - благо, которое нужно для осуществления потребности в здоровье и все то, что непосредственно предназначено для его укрепления, восстановления, поддержания. Да и здорового человека фармацевтическая индустрия не обделяет вниманием, так например на прилавках аптек или на приеме у врача-терапевта можно увидеть яркие упаковки и жизнеутверждающие  лозунги о биологически активных добавках, комплексных витаминов, лечебной косметики (не так как для лечения, как для профилактики заболеваний, которые могут возникнуть). Для того чтобы не углубиться, вернемся к лекарственным средствам и их обращению в субъектах Российской Федерации.

Сфера обращения лекарственных средств, которая включает этапы разработки, а так же реализацию лекарственных средств на фармацевтическом рынке от производителей до пациентов является одним из главных элементов, обеспечивающих безопасность нации, но имеет обратную зависимость от состояния экономики страны. На 90 % исход лечения зависит от правильно выбранного медикаментозного лечения, также врачи чаще прибегают к лекарственной терапии, нежели чем к оперативному вмешательству, но и после такого вмешательства поддержка и полное восстановление жизненно важных функций организма обеспечивается и за счет медикаментов.

1.    Имеют экономическую значимость (потребность в товаре связана с риском потери здоровья, трудоспособности), подчиняются экономическим законам спроса и предложения, социальная значимость (охрана здоровья человека, пропаганда здорового образа жизни, культура питания).

2.   Характерна социально-экономическая эффективность – рост национального дохода, связанного с производством лекарств. Социальный эффект выражается экономией материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

3. Спрос на лекарственные средства формируется как потребителем, так и врачом.

 4. Генератором спроса является не физиологическая потребности, а патология человека.

 5.   Эластичность спроса на лекарственные средства в зависимости от цены отсутствует (пациенту с диагнозом сахарный диабет 1 типа приходится приобретать препараты инсулина, для поддержания жизнедеятельности, пациенту с диагнозом онкологического заболевания так же приходится проходить курс химиотерапии и в  последствие приобретать препараты, поддерживающие удовлетворительный уровень жизни)

Факторы, влияющие на цену лекарственных средств:

 

Факторы спроса

Фактор предложения

Фактор среды

1. Эффективность и побочные

действия лекарственных средств

Количество и качество кон-

курирующих лекарственных средств

Расходы на здравоохранение

2. Наличие аналогов

Количество и характер кон-

курирующих производите- лей

Наличие программ ( в том числе

государственных) по здравоохранению

3.Группа врачей, назначающих

лекарственные средства

Система распределения

Роль государства в финансовой

поддержке здравоохранения

4. Длительность лечения и

количество лекарственных средств на курс лечения

Размеры, форма, фасовка,

упаковка

Степень роста экономики

5. Стоимость курса лечения

Ожидаемый жизненный цикл

товара

Экономическая стабильность

/нестабильность

6. Число и характеристика

покупателей (пол, возраст, доход и др.)

Возможность воспроизводства и

повышения качества разными фирмами

Регулирование экспорта, импорта

7. Ценовая эластичность

Источники сырья

Традиции потребления

лекарственных средств

8.Подоходная эластичность

Налоги

Размер и распределение ВНП

9. Длительность и модель

жизненного цикла товара

Размещение производства по

отношению к рынку

Лицензионное регулирование

10.Наличие государственных

программ по оказанию медицинской лекарственной

Государственное регулирование

и сертификация лекарственных средств

Политическая среда

помощи

11.Отнесение лекарственных

средств к обязательному ассортименту, в список бесплатных и льготных

Отнесение к жизненно

необходимым и важнейшим лекарственным средств

 

 

Закон, который регулирует оборот лекарственных средств, является Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обращении лекарственных средств". В соответствии со статьей 1 сферой действия настоящего Закона являются отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями лекарственных средств, контролем их качества,  эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами и иными действиями в сфере обращения лекарственных средств. В законе выделяются направления оборота лекарственных средств: разработка, контроль качества, производство, доклинические и клинические исследования, эффективности и безопасности, торговлю лекарственных средств.

Статья 4 того же Закона информирует нас об определение обращения лекарственных средств. Под обращением лекарственных средств принято понимать обобщенное понятие деятельности, в которое входят разработка, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковка, перевозка, государственная регистрация, стандартизация и  контроль качества, продажа, маркировка, реклама, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и другие действия в сфере обращения лекарственных средств.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 2782-р "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского  применения и  минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" утверждены следующие перечни:

-    Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2015 год;

Госконтроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 434 "О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов". Помимо этого, госконтроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляет на основе лицензионного контроля Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения за организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - за остальными организациями, осуществляющими фармацевтическую деятельность.

-    Перечень минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.;

-       Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией,    муковисцидозом,    гипофизарным    нанизмом,    болезнью    Гоше,    злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

-     Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, и к ним же относятся лекарственные препараты для медицинского применения, назначенные по решению врачебных комиссий медицинских организаций.

Стратегия ценообразования

 В соответствии со ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определенным производителями лекарств, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ определяют предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с Методикой N 442-а, утвержденной ФСТ, руководствуясь следующими принципами:

-       возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским  организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;

-     контроль размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций,  индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;

-    контроль в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.

Рассмотрим, к  примеру, Постановление Правительства Тверской области от 22.03.2011 N 193, которым установлены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактической отпускной цене производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. В силу названного документа размер наценки зависит от цены лекарственного препарата. Согласно п. 1.2 при розничной торговле предельный размер надбавки составляет:

-   на лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. включительно - 33%;

 -   на лекарственные препараты стоимостью от 50 руб. до 500 руб. включительно - 27%;

 -   на лекарственные препараты стоимостью свыше 500 руб. - 20%.

 Для расчета цены реализации лекарственного средства, производитель или оптовый посредник передает аптечной сети или организации товарные накладные и протокол согласования цен, которые необходимы для  правильного определения цены реализации  лекарственного средства. С 1 марта фармацевтические компании в обязательном порядке заполняют новуюформу протокола согласования цены согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 03 февраля 2016 г. № 58 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 865 и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Отпускные цены на лекарственные средства, которые закупаются за рубежом за счет собственных валютных средств – формируется из следующих критериев:

-   контрактной цены (пересчет по курсу ЦБ);

 -   сборов за таможенное оформление;

-   учет конъюнктуры рынка;

 -   расходов по закупке и транспортировке от границы РФ до склада покупателя.

 При получении зарубежных лекарственных средства с консигнационного склада, расположенного на территории РФ, в розничную цену включают:

-   контрактную цену (пересчет по курсу ЦБ);

 -   расходы на доставку товара;

 -   процент за кредит банка на данную партию;

 -   торговую надбавку, утвержденную субъектом РФ.

 Разработка ценовой политики фармацевтической структуры обобщает анализ факторов, которые влияют на деятельность организации, состояние нормативной базы, последствия государственных решений в области ценообразования, ценовую политику и стратегию конкурентов и потребителей, закономерности их поведения.

Основные выводы:

 1 Цены на все препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством (ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ).

2.   При продаже лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, следует соблюдать размер торговой розничной наценки, установленный субъектом РФ.

3.   Розничная надбавка исчисляется от фактической отпускной цены производителя без учета НДС (п. 7 Правил, Письмо N 01И-52/10/СН-466/7).

4.       За  нарушение  установленного  порядка  ценообразования  применяется  ответственность, установленная ст. 14.6 КоАП РФ.

Список литературы

 

1.       Марина Музылева, Алексей Кольчугин . Журнал "Российские аптеки", N7, 2010

2.       Марущак, И. И., Ольховская, М. О.  Системы ценообразования  на лекарственные препараты в России и за рубежом // Пространство и Время. — 2013. — № 4(14). — С. 44—49.

3.       Прядко     А.     Лекарства в складчину. Федеральный    фонд ОМС предлагает внедрить в России программу лекарственного страхования // Фармацевтический вестник. 2008. N 17.

4.       Рыжкова М.В., Сбоева С.Г. Финансовый менеджмент аптечного предприятия.Москва, МЦФЭР, 2000 г

 5.       Савельева З.А., Лоскутова Е.Е., Зайцева З.И., Карташова О.В. Основы экономики аптек. Москва, 2001 г.

6.       Салимжанов И.К. Ценообразование: учебник - М. ,2007.-304 с.

 7.       Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие, 8-е изд. М.: Дашков ,2005 С.21-38