24 декабря 2016г.
Биполярные расстройства являются серьезным заболеванием с высоким уровнем смертности.
Дебюты болезни наблюдаются до 19 лет. Диагноз проявляется спустя десять лет после появления первых симптомов.
Биполярное расстройство характеризуется серьезным колебанием уровня настроения; маниакальные и (необязательно) депрессивные эпизоды. Симптомы депрессии включают апатию, снижение интереса к привычным делам, снижение настроения и усталости. Маниакальные симптомы наоборот, проявляются возбудимостью, болтливостью, беспорядочным поведения и снижением потребности во сне. Различие между этими типами биполярных расстройств, в том, что последний характеризуется более легким течение. Симптомы одновременно маниакальных и депрессивных эпизодов, т.е маниакально-депрессивного синдрома, являются общими. Беспокойство, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, нарушения сна и суицидальное поведение прослеживаются на всех этапах течения заболевания. Биполярное расстройство - является собирательным термином так как может характеризовать и некоторые виды депрессии. Распространенность маниакально-депрессивного синдрома составляет 3-5% среди взрослых.
Диагностические критерии биполярного расстройства производится на основе изучения взрослых и не совсем подходят для детей, чьи симптомы окрашены созреванием и развитием мозга. Часто симптомы маниакально-депрессивного синдрома у детей стерты, могут скрываться под хроническими заболеваниями или свидетельствовать о другом психическом заболевании. Это затрудняет диагностику, лечение и исследования. Среди школьников (14-18 лет) маниакально-депрессивный синдром был обнаружен у 1% детей.
Причинами развития маниакально-депрессивного синдрома является – семья. Биполярное расстройство рассматривается как преимущественно наследственное заболевание. Дети от родителей с биполярным расстройством имеют более высокую частоту психических расстройств, в основном, депрессия, маниакально-депрессивный синдром, тревожный синдром .Однако, они хорошо поддаются лечению. В семье, где родители принимают препараты лития, дети имеют меньшую заболеваемость и лучший прогноз .
Ранние признаки
Родители детей с маниакально-депрессивным синдромом описывают симптомы у детей в возрасте до трех лет – беспокойный сон, перепады настроения, гнев, возбуждение и беспричинная тревога . Хотя кажется, что симптомы неспецифичны, дети с биполярным расстройством отличаются от детей с другими психическими заболеваниями и от здоровых детей- возрасте 1-6 лет они имеют больше истерик, раздражительны, импульсивны, проблемы с концентрацией внимания и гиперактивность. Это может быть легко истолковано как синдром дефицита внимания и гиперактивности . От семи лет родители описывали классические симптомы депрессии, мании, суицидальных психозов.
Биполярное расстройство может быть трудно диагностировать на ранних этапах, но их проявления часто характеризуются психомоторной заторможенностью, симптомами психоза, мании и биполярных расстройств в семье.
Клиника развития биполярного расстройства у детей.
Классические биполярные расстройства встречается относительно редко у детей и подростков. Раннее начало биполярных расстройств часто являются более серьезными разновидностями заболевания, с более смешанной клинической картиной, раздражительностью, симптомами психоза и заболеваемость не зависит от профилактики препаратами лития. Характерны постепенное развитие заболевания и частые колебания настроения, которые могут быть до нескольких раз в день. Гиперсексуальность является специфическим симптомом мании . Суицидальные действия часто происходят на ранних стадиях заболевания во время депрессивной и смешанной фаз.
У детей и подростков часто можно проводит различие между классическим и ювенильным (атипичным) биполярным расстройством, но есть некоторые споры по поводу диагностических критериев последнего. Понятно, что продолжительность эпизода несущественный критерий диагностики заболевания, спор идет о том, требуется ли назначение антипсихотических препаратов для стабилизации настроения.
Биполярные расстройства трудно обнаружить у детей и подростков. Очень легко упустить начальные проявления заболевания, что приводит к серьезным последствиям и трудностям в лечении. Лечащий врач должен владеть и знать ряд проблем у детей и подростков, возникающих в определенном возрасте, такие как депрессия, синдром дефицита внимания и гиперактивности , поведенческие проблемы, раздражительность, приступы гнева, тики, травмы и тревоги, особенно если это аффективное расстройство или злоупотребление алкоголем или наркотиками в семье. Тщательный анамнез это самые важные диагностические инструменты в постановке правильного диагноза. Врач должен наблюдать за пациентом в течение определенного периода времени, прежде чем поставить диагноз. Очень полезно вести дневник ,в котором прослеживается поведение ребенка в течение дня. Лечение включает в себя медикаментозные препараты, запись в дневнике симптомов, информацию о заболевании, консультационные услуги, если это требуется, минимум стресса, здоровый образ жизни с адекватным сном, сотрудничество между врачом и родителями.
Контроль эпизодов настроения и предотвращение рецидивов в педиатрической практике требует тщательного лечения. Арипипразол выступает в качестве антагониста рецептора 5-НТ2А, серотонина, а также частичным агонистом рецептора серотонина 5-HT1A и D2 допамина рецепторов. Он может безопасно использоваться у детей и подростков, так как он весьма эффективен и у него более низкие показатели побочных эффектов,чем у других антипсихотических препаратов, такие как увеличение веса, гиперпролактинемии и экстрапирамидный синдром. В настоящее время этот препарат один из лучших в отношении переносимости его у детей и подростков с биполярным расстройством. Однако, арипипразол еще не может считаться предпочтительным средством для лечения детей и подростков с биполярным расстройством, так как есть еще не доказанные факты того, что арипипразол проявляет большую эффективность по сравнению с другими антипсихотическими препаратами второго поколения.
Список литературы
1. Пациенты с длительным течением заболевания как важная организационная проблема в психиатрии. Ширяев О.Ю., Штаньков С.И., Дмитриев Е.В., Гладских Н.А., Богачева Е.В. В сборнике: Актуальные проблемы медицины в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 140-144.
2. ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНЫХ ПРИСТУПОВ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Штаньков С.И., Ширяев О.Ю. Тенденциинаукииобразованиявсовременноммире. 2015. №6 (6). С. 46-48.
3. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БОЛЬНЫХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Есауленко И.Э., Ширяев О.Ю., Штаньков С.И., Гладских Н.А. Системныйанализиуправлениевбиомедицинскихсистемах. 2014. Т. 13. №3. С. 522-525.
4. СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Штаньков С.И., Собкалов С.П., Якушева Ю.Б. Новоеслововнауке:перспективыразвития. 2014. №2 (2). С. 22-24.
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ Штаньков С.И. Здоровье- основачеловеческогопотенциала:проблемыипутиихрешения. 2012. Т. 7. №2. С. 642- 643.
6. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ДОРОДОВОМ ПЕРИОДЕ
ВожоваН.А., Чернов А.В., Подвигин С.Н., Штаньков С.И. Врач-аспирант. 2011. Т. 49. №6.3. С. 397-405.
7. ОЦЕНКА ВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА КАК МЕТОД РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У СТУДЕНТОВ Антипова О.С., Ширяев О.Ю., Штаньков С.И., Дёмин А.К.Прикладныеинформационныеаспектымедицины. 2000. Т. 3. №2. С. 11-14.