Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РЕПРОДУКТИВНЫХ УСТАНОВКАХ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
30 марта 2016г.

Актуальность.

Репродуктивное здоровье молодых людей, являющихся потенциальными родителями, вызывает серьезное опасение в связи со сложившейся в последние десятилетия демографической ситуацией [2]. Современная молодежь, будучи биологически зрелой, не достигает необходимой социальной, эмоциональной и психологической самостоятельности. При сравнительном анализе, выполненном учеными разных стран мира, выявлено, что подростки имеют сходные черты гендерного поведения и особенности формирования репродуктивных установок. Репродуктивные установки – это психическое состояние личности, обуславливающее взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Среди репродуктивных установок выделяют установки на количество детей в семье, пол ребенка, на саму беременность и ее исходы, на интергенетические интервалы [5]. Современные исследования показывают, что среди подростков превалирует ориентация на двухдетную семью, около 90 % считают допустимыми добрачные половые связи, значительная часть терпимо относится к случайному сексу помимо постоянного партнера, а также к гомосексуальным отношениям [1, 2, 3, 4, 5].

Цель: изучить особенности репродуктивных установок у школьниц 9 -11-х классов, обучающихся по разным профильным программам.

В объем исследования было включено 208 девочек-подростков девятых (79 человек - 37,98 %), десятых (59 человек – 28,37 %) и одиннадцатых (70 человек – 33,65 %) классов средней общеобразовательной школы г. Владимира. Возраст исследуемых составил 16,08±0,93 лет. Среди них 76 школьниц (36,54 %) было из классов технического профиля, 74  ученицы (35,58  %) обучались по  программе гуманитарных классов. В  классах  с общеобразовательной программой было 58 школьниц (27,88 %). Исследование проводилось в начале учебного года. Сбор информации проводился с согласия респондентов методом анкетирования. Анкета состояла из 33 вопросов, которые были разбиты на два блока: выявление идеального и планируемого количества детей; выявление факторов, влияющих на репродуктивные установки.

Первый вопрос, который был задан школьницам старших классов: «Сколько детей, на Ваш взгляд, должно быть в идеальной семье?». Этим вопросом мы хотели сразу идентифицировать идеальное количество детей в семье, сопоставить ответ с информацией о желаемом количестве детей и проверить, различают ли респонденты эти понятия. Большинство девушек (66,35 %) считали идеальным наличие двух детей в семье, причем учащиеся 9 и 10-х классов солидарны здесь с представительницами 11-х классов (74,68 %, 64,41 % и 58,57    %   соответственно).   В   большем   проценте   случаев   такой    ответ   давали    девятиклассницы   и одиннадцатиклассницы, обучающиеся по программам общеобразовательного профиля (75 % и 72 % соответственно), среди девушек 10-ой параллели – ученицы классов с техническим уклоном (72,73 %). В разы меньше респонденток – 20,25 % (9-ые классы), 30,51 % (10-ые классы) и 32,86 % (11-ые классы) ответили, что идеальная семья – это трое и более детей. В основном это были школьницы 11-ых гуманитарных классов (47,62 %), и школьницы 10-ой параллели общеобразовательного направления (45,45 %). Наличие одного ребенка в семье считали идеальным 5,06 % девятиклассниц и 3,39 % десятиклассниц, тогда как одиннадцатиклассницы выбрали этот ответ в 7,14 % случаев. А одна девушка из одиннадцатого класса технического профиля ответила, что в идеальной семье детей не должно быть вовсе.

На вопрос о желаемом количестве детей многие респондентки (61,06 %) выбрали второй вариант ответа («двое»). Наиболее высокие репродуктивные установки (желаемое число детей 3 и больше) среди учащихся 10 и 11 классов имели ученицы общеобразовательного профиля (27,27 и 24 % соответственно), тогда как среди школьниц 9 классов – это были представительницы гуманитарного направления (14,81 %). Интересно, что число десятиклассниц, имеющих низкие репродуктивные установки, в 3 раза меньше, чем одиннадцатиклассниц (5,08 % против 15,71 % соответственно), и в 4 раза меньше, чем девятиклассниц (5,08 % против 20,25 %), а 8,65 % опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

В следующем блоке вопросов мы попытались выяснить, из чего же складывается репродуктивная установка девушек, каково их отношение к материнству. Вопрос: «Как Вы думаете, что важнее материнства?». Как и ожидалось, осознание главной детородной функции превалировало у девушек старших классов (54,43 %, 76,27 % и 72,86 % соответственно). Наиболее нацелены на материнство были ученицы 10 и 11-го общеобразовательных классов – 81,82 и 84 % опрошенных, реже всего ответ «нет ничего важнее материнства» выбирали учащиеся 9-х гуманитарных классов (только 48,15 % респонденток).

Интересно, что мало кто из учениц 10-х и 11-х классов считали, что важнее материнства может быть карьера (5,08 % и 5,71 %), число же 9-классниц, выбравших карьеру, было в 2 раза больше – 10,13 %. Десятиклассниц, отдавших предпочтение мужу, было 13,56 %, тогда как таких девятиклассниц и одиннадцатиклассниц оказалось в 2 раза меньше (6,33 % и 5,71 % соответственно). Нередко девушки выбирали ответ «независимость», причем таких девятиклассниц было 10,13 %, тогда как учащиеся 10 и 11 параллели предпочитали данный ответ гораздо реже – в 1,69 и 4,29 % случаев соответственно. Оставшиеся 12 % старшеклассниц выбирали несколько пунктов (карьера+муж+независимость) или же ответ «другое».

Показательные данные были получены при оценке готовности к медицинскому аборту в зависимости от уровня репродуктивной установки. Так среди учащихся всех классов, имеющих высокие репродуктивные установки, процент допускающих возможность прерывания незапланированной беременности был равен 0 %. Школьниц со средними репродуктивными установками, готовых к медицинскому аборту, было больше – 11,02 %. А девушки, имеющие низкие репродуктивные установки, в 30 % на вопрос «Прервут ли они незапланированную беременность?» ответили: «да».

Выводы.

1.     Большинство школьниц профильных классов имеют средний уровень репродуктивных установок.

2.     Высокие репродуктивные установки выявлены у учащихся 10-го и 11- го общеобразовательных классов.

3.     С возрастом число девушек, склоняющихся к двухдетной семье, уменьшается за счет роста девушек, ориентированных, как на многодетную семью, так и имеющих установку на однодетную модель.

4.    Среди учениц, имеющих низкие репродуктивные установки, 1/3 готовы прервать незапланированную беременность.

 

Список литературы

1.     Бардакова Л.И., Троицкая Е.В., Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение российских подростков: особенности обследования репродуктивного здоровья населения России в 2011 году // Репродукт. здоровье детей и подростков. – 2013.- № 3. – С.24-26.

2.     Белокриницкая Т.Е., Золотарева Н. И., Мочалова М. Н. Особенности репродуктивного поведения и контрацептивный выбор девушек-студенток Читинской медицинской академии // Репродукт. здоровье детей и подростков. – 2007.- № 1. – С. 79-82.

3.     Даутова Л.А., Ящук А.Г. и др. Информационные образовательные программы по охране репродуктивного здоровья студенческой молодежи // Репродукт. здоровье детей и подростков. – 2013.- № 3. – С.51-52.

4.     Дикке Г.Б., Ерофеева Л.В. Особенности репродуктивного поведения молодежи // Акушерство и гинекология. – 2013. - № 12. – С. 96-101

5.     Лещенко О.Я. Репродуктивный потенциал современного человека (аналитический обзор) // Репродукт. здоровье детей и подростков. – 2013.- № 5. – С. 10-20.