30 марта 2016г.
В современных условиях перед учреждениями здравоохранения встает проблема адаптации к быстро изменяющимся формам и системам хозяйствования. Главным инструментом приспособления системы здравоохранения к изменившимся условиям деятельности становится новый экономический механизм управления, который основан на заложенном изначально дефиците бюджета лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) в условиях одноканального финансирования.
Радикальное реформирование здравоохранения на местах и в целом, социально-экономической нестабильность, уменьшения уровня доходов значительной части населения, резкое падение уровня доверия пациентов медицинским работникам, – снижение доступности и качества медицинской помощи становится одним из важнейших факторов, способствующих росту заболеваемости и смертности.
Однако, проблема обеспечения высокого качества медицинской помощи, подразумевающего доступность, безопасность, оптимальность лечения и удовлетворенность пациента, декларируется как важнейшая из задач здравоохранения и социальной политики государства. Обеспечение качества медицинских услуг признано частью государственной политики в сфере здравоохранения.
Управление, обеспечение, контроля качества в лечебном учреждении является наименее разработанной проблемой ввиду ее сложности и зависимости от многих условий – организации, финансирования, информационного обеспечения.
Пункт 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ) гласит, что под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. [1]
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 87 ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе в форме внутреннего контроля.
Согласно ч. 2 указанной статьи контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:
1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Статья 90 ФЗ порядок организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности возлагает на руководителей организаций государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. [1]
Согласно статьи 64 ФЗ об экспертизе качества медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 ФЗ, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" утверждены критерии оценки качества медицинской помощи как в амбулаторно поликлиническом звене, так и в стационаре. [2]
Соответственно, по каждому направлению медицинской деятельности разработан и утвержден свой порядок оказания медицинской помощи. Так, например, в работе онкологической службы за основу положен приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология". [3]
В каждом субъекте РФ разрабатываются местные приказы об организации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи, которые носят рекомендательный характер, учитывая, что контроль возложен непосредственно на руководителя учреждения. Например, в Московской области руководствуются приказом Минздрава МО от 10.02.2014 N 134 "О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области". Согласно данному приказу в организации создается трехуровневая система контроля качества. Заполняются карты контроля качества, высчитывается коэффициент качества оказания медицинской помощи, но на практике данные мероприятия носят абсолютно формальный характер. [4]
Перенос зарубежных систем обеспечения качества без учета специфики каждого региона и отдельно взятого во внимание ЛПУ не достигает цели. Остаточный принцип финансирования отечественного здравоохранения, дефицит кадров, отсутствие подготовки по вопросам управления качеством медицинской помощи у руководителей ЛПУ, существующий антагонизм между администрацией ЛПУ и медицинским персоналом – только часть тех проблем, без устранения которых невозможен переход на инновационные технологии управления качеством медицинской помощи.
На наш взгляд, внедрению системы непрерывного контроля качества в медицинской организации сопутствуют следующие проблемы:
- формальность подхода и отсутствие мотивации у медицинского персонала на любом уровне;
- недостаточность контроля администрации (отсутствие стандартных критериев и методов оценки);
- отсутствие предусмотренного отдела контроля качества (кадровые проблемы);
- отсутствие четкой системы, подкрепленной IT – технологиями, программным обеспечением, которые позволили бы анализировать качество конечных результатов, технологичность внедряемых лечебных и диагностических процессов.
Задаче обеспечения высокого уровня качества медицинской помощи подчиняется вся управленческая деятельность. В идеале управление должно быть построено так, чтобы всемерное обеспечение высокого качества превратилось в образ жизни всех медицинских работников, стало их естественной и повседневной заботой. Обеспечение высокого качества медицинской помощи необходимо не само по себе, а как средство решения наиболее актуальных проблем управления, т. е. достижение высоких финансовых показателей, снижение издержек, уменьшение числа производственных конфликтов, решение проблем удовлетворенности пациентов и т. п.
Список литературы
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Российская газета, N 263, 23.11.2011.
2. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи: Приказ Минздрава России от 07.07.2015 N 422ан // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 43, 26.10.2015.
3. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология": Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н // Российская газета от 7 июня 2013 г. N 122/1.
4. О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области (вместе с "Рекомендациями по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях Московской области"): Приказ Минздрава МО от 10.02.2014 N 134 // Официальный сайт Министерства здравоохранения Московской области http://mz.mosreg.ru, 17.03.2014.