Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОКАЗАНИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВЕРХНЕХАВСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
30 марта 2016г.

Производственные показатели деятельности стационара отражают различные аспекты использования койки для лечения больных. С определенной долей условности можно сказать, что они характеризуют работу койки относительно имеющихся возможностей оказания стационарной помощи. Значимость конкретных производственных показателей в зависимости от ситуации может быть различной, когда стояла задача выравнивания доступности медицинской помощи, первостепенное значение имели показатели обеспеченности населения койками. По мере разрешения этой проблемы все более актуальным становился вопрос о структуре коек, об уровне госпитализации [8]. В условиях относительного насыщения койками возрастало значение эффективности использования коечного фонда стационара, которое характеризуется следующими основными показателями: оборот больничной койки, среднегодовая занятость (работа) койки, среднее время простоя коек, выполнение плана койко-дней по стационару, средняя длительность пребывания больного в стационаре.

Следует проанализировать показатели доступности и обеспеченности стационарной помощи в 2014 году. Обеспеченность койками на 10000 населения составляла 56,2, что выше среднерайонного уровня - 53,3, при этом работа койки составила – 292,6 дня, что ниже среднерайонного показателя – 304,7 дня [2, 5].

В результате проведенного анализа, обращает внимание, что в учреждении необходимо провести оптимизацию и реорганизацию коечного фонда [1, 3].

Одним из способов дальнейшего совершенствования медицинских услуг является реструктуризация медицинской помощи. Считается целесообразным, больничные учреждения небольшой мощности, коечный фонд которых высвобождается, оптимально использовать для больных, не требующих интенсивного лечения, а также для долечивания после острого периода болезни, для перепрофилирования под паллиативные койки (койки сестринского ухода) [7, 9, 10].

Анализ демографической ситуации показывает преобладание лиц пенсионного возраста, удельный вес данной возрастной категории составляет 27%, что соответствует как областным, так и российским тенденциям «старения населения», поэтому развертывание паллиативных коек, коек сестринского ухода за счет средств бюджета позволит снизить социальную напряженность общества.

Потребность населения старшего возраста в госпитализации и получении основных видов помощи выше, чем у других возрастных групп, что обусловлено не только особенностями состояния здоровья лиц пожилого возраста, но и социальными показателями. Пребывание престарелых, хронически больных и инвалидов в обычных стационарах необоснованно с медицинской точки зрения и экономически не рационально. Такие пациенты чаще нуждаются в длительном уходе, а не в активном лечении. Один из способов решения этих проблем - организация оказания паллиативной медицинской помощи (койки паллиативные, сестринского ухода) [9, 10].

В связи с тем, что данная услуга для Верхнехавского района является новой, дать сравнительную характеристику по предшествующим годам не предоставляется возможным. Однако 2014 год показал, что средства, направленные на эти цели оправдали ожидаемые результаты. За первый 2014 год функционирования коек сестринского ухода, проведено 3678 койко-дней и пролечено 140 больных. Доведенное бюджетное финансирование израсходовано полностью (Табл.1).

Таблица 1 Показатели роста размера субсидий на выполнение государственного задания на оказание паллиативной помощи (койки сестринского ухода)

Статьи расходов

Код статьи

За 9 мес. 2014

года (в тыс. руб.)

За 9 мес. 2015

года (в тыс. руб.)

Темп роста %

Заработная плата

211

2091,4

4635,0

+121,6

Начисления на заработную плату

213

631,6

1400,0

+121,6

Коммунальные услуги

223

955,0

670,0

+29,8

Прочие услуги по содержанию

225

52,0

30,0

-42,4

Текущий ремонт зданий

225

250,0

0

-

Прочие работы и услуги

226

18,0

125,0

+594,0

Питание

340

190,0

420,0

+221,0

Медикаменты

340

420,0

720,0

+71,4

ГСМ

340

80,0

60,0

-25,0

Мягкий инвентарь

340

38,0

40,0

+5,3

Прочие материальные запасы

340

120,0

18,0

-85

Итого:

 

4846,0

8118,0

+67,5

 

При увеличении объемов бюджетных субсидий на исполнение государственного задания удалось полностью решить поставленные задачи, такие как поддержка престарелых граждан и инвалидов, улучшение условий лечения и повышения качества обслуживания больных.

Одной из стратегических задач деятельности медицинских  организаций в рамках медико-социальной политики развития областного здравоохранения является улучшение работы паллиативной медицинской помощи за счет перепрофилирования из коек сестринского ухода.

ВОЗ трактует паллиативную помощь так: «Активная всеобъемлющая помощь пациентам с прогрессирующими заболеваниями и терминальных стадиях развития. Главной задачей паллиативной помощи является купирование боли и других симптомов, является достижение возможно наилучшего качества жизни пациентов и членов их семей».

Даже когда возможности для интенсивного лечения исчерпаны, и шансов на выздоровление нет, человек не должен оставаться без помощи и поддержки.

В паллиативной помощи прежде всего нуждаются:

-   инкурабельные (неизлечимые) онкологические больные;

-   пациенты, перенесшие инсульт;

-   больные в терминальной стадии СПИДа.

Паллиативная медицинская помощь оказывается в БУЗ ВО «Верхнехавская РБ», в целях реализации Государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения (подпрограмма 6) «Оказание паллиативной помощи, том  числе детям», т.е.  паллиативная медицинская помощь оказывается не в рамках обязательного медицинского страхования, и для ее получения полис ОМС не нужен. Пять паллиативных коек выделены путем перепрофилирования коек сестринского ухода по Приказу Департамента здравоохранения № 1333 от 03.07.2015г.

Впервые в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012г. № 1074 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» появились федеральные нормативы объема и финансовых затрат на паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях.

Для расчета планового объема на 2015 год применяется средний норматив объема паллиативной помощи 0,092 койко-день на одного жителя.

0,092 х 24623= 2265 койко-дней

Для расчета планового бюджетного финансирования на 2015 год применяется средний норматив финансовых затрат на 1 койко-день 1716,4 руб. 1716,4 х2265=3887,6 тыс. руб. (Табл.2).

Таблица 2 Прогнозируемые расчеты бюджетного финансирования паллиативной помощи в стационарных условиях на 2015-2016г.г.

Показатели

с 01.09.2015г.

2016г.

Объемы (койко-дней)

755

2265

Финансирование (тыс. руб.)

1295,9

3887,6

    

Таблица 3  

Плановые расходы бюджетного финансирования на 2015 год

  

Основные статьи

расходов (Для анализа)

Финансирование

на статьи (тыс. руб.)

Койки

сестринского ухода

% от общей

структуры расходов

Паллиативные

койки

% от общей

структуры расходов

Заработная плата

6035,0

2528,0

42

3507,0

58

Коммунальные услуги

670,0

445,0

66

225,0

34

Питание

420,0

218,0

52

202,0

48

Медикаменты

840,0

280,0

33

560,0

67

Итого:

7965,0

3471,0

44

4494,0

56

 

Таблица 4 Рекомендуемые штатные нормативы по паллиативной медицинской помощи и сестринскому уходу на 2015 год

Паллиативная помощь

5 коек

Сестринский уход

10 коек

Утверждено по штатному

расписанию

1

2

3

Заведующий-врач     по      паллиативной

медицинской помощи -1ст.

Заведующий         отделением

(1ст. на 25 коек) -0,5 ст.

Заведующий отделением врач-

терапевт-1 ст.

врач  по  паллиативной  медицинской

помощи -1 ст. на 10 коек-0,5ст.

 

врач-терапевт-0,5 ст.

1

2

3

Врач-психотерапевт 1 ст. на 20 коек-

0,25 ст.

Инструктор-методист          по

лечебной  физкультуре-  0,5 ст.

Инструктор-       методист       по

лечебной физкультуре-0,5 ст.

Медицинский психолог 1 ст. на 20 коек

-0,25 ст.

 

Медицинский психолог 1 ст. на

20 коек -0,25 ст.

Медицинская сестра палатная 4,5 ст. на

8 коек-2,25 ст.

Медицинская                  сестра

отделения и процедурная 6 ст. на 25 коек-3 ст.

Медицинская сестра-4,75 ст.

Медицинская                      сестра процедурная - 1 ст.

Медицинская сестра процедурная 1 ст.

Медицинская       сестра      по

Медицинская         сестра        по

на 10 коек-0,5 ст.

массажу 1 ст. на 25 коек-0,5

ст.

массажу -0,5 ст.

Медицинская сестра перевязочная 1 ст.

на 10 коек-0,5 ст.

 

 

Старшая медицинская сестра -1 ст.

Старшая медицинская сестра

-1 ст.

Старшая медицинская сестра -

0,5 ст.

Младшая медицинская сестра по уходу

за больными 4,5 ст. на 5 коек-4,5 ст.

Санитарка-0,5 ст.

Санитарка-буфетчица-1 ст.

Санитарка-8,25 ст.

Санитар:

1 ст. на 5 коек-1 ст.

1 ст. на 20 коек-0,25 ст.

 

 

Сестра-хозяйка-1 ст.

Сестра-хозяйка-1 ст. на 25

коек-0,5 ст.

Сестра-хозяйка-0,5 ст.

Штатных единиц -13 ст.

Штатных единиц -7,5 ст.

Штатных единиц -17,5 ст.

 

Для расчета потребности в финансовых средствах используется АВС -анализ (анализ Парето-ВОЗ) – метод оценки структуры расходов на лекарственное обеспечение. АВС - анализ позволяет определить наиболее дорогостоящие направления расходов. На основании анализа можно принимать административные и управленческие решения. Результаты анализа могут  быть использованы для  снижения затрат  и повышения эффективности путем планирования схем закупок, установления графика доставок, поиска наиболее низкой стоимости товара, управления запасами, мониторинга сроков годности [4, 6].

Таблица 5 Анализ расходов бюджетного финансирования паллиативной помощи в стационарных условиях в 2015 г. на примере больной Ч.

Группа

(V)

(E)

(N)

Расходы (руб.)

А-5 препаратов

2

3

0

91568,6

В-3 препарат

1

2

0

12047,0

С-13 препаратов

0

6

7

12433,73

Всего -21 препарат

 

 

 

 

Расходы (руб.)

88043,6

11747,0

16258,73

116049,33

 

Выделенные группы «А» – лекарственные средства на которые приходится 79 % затрат; группа «В» - лекарственные средства, на которые в сумме приходится 10% затрат; группа С –лекарственные средства, на которые приходится 11% затрат. Проведенные анализ показал превышение процентного соотношения группы «В» в сторону уменьшения, а группы «С» в сторону увеличения. На основании анализа можно увидеть нерациональное использование средств на закупку ассортимента с низкой частотой использования.

Направлениями улучшения использования коечного фонда являются:

1)    улучшение организации медицинской помощи больным на догоспитальном этапе: ранняя диагностика, правильное и полноценное лечение, своевременное направление на госпитализацию при максимально полном обследовании больного, своевременное лечение обеспечит более быстрое выздоровление, уменьшит время пребывания больного в стационаре;

2)     улучшение преемственности в работе поликлиники и стационаров за счет обеспечения четкости и своевременности в поступлении необходимой информации о госпитализации больных;

3)      сокращение сроков обследования в стационарах как при поступлении больного, так и при его подготовке к выписке за счет как построения рациональных графиков работы всех вспомагательно- диагностических подразделений и кабинетов, так и ликвидации дублирования необоснованных диагностических исследований;

4)   постоянное повышение уровня знаний медицинского персонала, освоение новых, эффективных методов лечения;

5)      повышение качества контроля за лечебным процессом, требующее четкого разделения  времени,затрачиваемого на организационные вопросы, и времени, затрачиваемого непосредственно на лечение;

6)   дифференциация нормативов потребности населения в стационарной помощи с учетом местных условий и особенностей состояния здоровья населения;

7)   оптимизация сети больничных учреждений, их мощности и структуры;

8)    систематический анализ эффективности использования материально-технической базы стационарных учреждений, в первую очередь коечного фонда и труда медицинских работников;

9)      развитие стационар замещающих видов, форм медицинской помощи: дневных  стационаров при больницах и поликлиниках, стационаров на дому;

10)    развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

На основании вышеизложенного, основной принцип стратегического планирования - увязка объемов и структуры медицинской помощи с ожидаемыми финансовыми ресурсами на основе четкого определения государственных гарантий оказания населению медицинской помощи, то основной задачей планирования в условиях финансовых, социальных и политических ограничений выступает обеспечение для населения максимально возможного уровня доступности медицинской помощи за счет улучшения использования ресурсов.

Проблемы рационального использования ресурсов здравоохранения и повышения качества оказания медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста и неизлечимо больным особенно актуальны в условиях постарения  населения и увеличения численности этих граждан, поэтому, исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

·   пребывание престарелых, хронически больных и неизлечимо больных в обычных стационарах не обосновано с медицинской точки зрения и экономически нерационально;

·   для таких пациентов требуется не столько активная медицинская помощь, сколько длительных уход и наблюдение.

·   внедрение такой формы медико-социальной помощи населению Верхнехавского района дает значительный социальный эффект, связанный с защитой одного из уязвимых контингентов населения - пожилых и престарелых, а также других граждан, отягощенных бременем болезней, социальной неустроенности и ожидающих от общества определенной социальной поддержки и справедливости.

 

Список литературы

1.   Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 11.02.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – М., 2010 – 15с.

2.   Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (часть 1).

3.   Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48.

4.   Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 49 (часть VI).

5.   Постановление Правительства Воронежской обл. от 25.12.2014 № 1206 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017              годов    на    территории    Воронежской    области»    [Электронный     ресурс]    /    Режим     доступа: http://www.omsvrn.ru/content/programma-gosudarstvennyh-garantiy-besplatnogo-okazaniya-grazhdanam- medicinskoy-pomoshchi--0

6.   Аналитический обзор по результатам оценки рациональности использования лекарственных средств и расходу бюджетных средств на лекарственное обеспечение в медицинских учреждениях Республики Татарстан, проведенной по методологии АВС – VEN - анализа. Казань, 2006 – 40с.

7.   Организация лечебно-профилактической помощи населению. Учебно-методическое пособие/ Ю.Е. Антоненков, П.Е. Чесноков, Н.Н. Чайкина – Воронеж.: Типография ООО «Инвент», 2014. - 164 с.

8.   Программная реализация методики прогнозирования медико-демографических показателей и оценка ее эффективности. Есауленко И.Э., Семенов С.Н., Гладских Н.А. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2006. Т. 5. № 3. С. 509-512.

9.   Социально-гигиеническая характеристика медицинских сестёр участковой службы амбулаторно- поликлинических учреждений г.Воронежа, оказывающих медико-социальную помощь лицам старшей возрастной группы. Н.Н. Чайкина. Вестник новых медицинских технологий Т.XVIII, № 2, 2011 С.451-455.

10. Характеристика онкологической заболеваемости взрослого  населения в Российской Федерации и Воронежской области. Косолапов В.П., Сыч Г.В., Чесноков П.Е., Чайкина Н.Н. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья: матер. междунар. науч.-практ. конф. «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» 11-12 апреля 2012г. – М., 2012. – вып. 3. – С.145-147.