Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Авторы:
Город:
Петропавловск-Камчатский
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2016г.

Проблемы охраны здоровья молодежи для РФ, как для всего мирового сообщества в современных  условиях приобретают особую медико – социальную значимость.

 

Актуальность этих проблем возросла в связи с увеличением стрессовых, социальных, психологических, экономических нагрузок, которые все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья молодежи: растет количество хронических заболеваний репродуктивной системы, болезней передаваемых половым путем, а также ВИЧ/СПИДа, употреблением наркотиков, табака и алкоголя, все это ставит под угрозу или опасность здоровье молодежи, как в краткосрочной так и долгосрочной перспективе.

Усиливающаяся сейчас пропаганда здорового образа жизни направлена чаше всего только на борьбу с второстепенными вредными привычками, а нравственное и духовное здоровье человека практически забыты, хотя значение их чрезвычайно велико.

Данные, полученные во ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения, при опросе студентов свидетельствуют, что большинству молодых людей в детстве не привиты навыки и привычки, способствующие укреплению здоровья. Собственная роль молодых людей в поддержании и укреплении своего здоровья сегодня практически сведена к минимуму. Среди молодежи распространено неправильное представление о том, что болезни приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. В связи с этим формируется совершенно необоснованная уверенность в том, что здоровье гарантировано молодым возрастом, что любые запредельные нагрузки, грубые нарушения питания, режима труда, отдыха, стресс, гиподинамия и другие факторы риска "по плечу" молодому организму. В действительности это далеко не так.

Анализ публикаций по вопросам валеологии выявил два основных опорных понятия: «здоровье» и  «образ жизни»; причем последний рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья. К сожалению, идеи приоритетности и значимости здоровья и здорового образа жизни не для всех очевидны. В Уставе ВОЗ "здоровье" определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней", когда речь идёт о медицинской и социально - трудовой реабилитации, а также о здоровье здорового человека. Здоровье и болезнь являются формами жизни со всем присущим ей многообразием. Но при углублённом изучении этих состояний оказалось, что наука больше знает больного, чем здорового человека. Поэтому актуальна проблема здоровья здоровых. Парадоксально, но факт - ещё не выработаны надёжные критерии при оценке количества здоровья. Хотя при изучении функциональных резервов организма успехи очевидны, но учёные по-прежнему затрудняются в оценке запаса прочности здоровья.

По уровням изучения здоровья в медико – социальных исследованиях выделяют 4- уровня: 1 уровень – здоровье отдельного человека;

2 уровень – здоровье малых или этнических групп – групповое здоровье; 3 уровень – здоровье населения (область, город, район и т.д.);

4 уровень – общественное здоровье (здоровье общества, населения страны, континента, мира, нации в целом.)

Образ жизни (ОЖ) относят к социально – биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. 

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения основных жизненно - важных потребностей человека. Оба эти показателя образа жизни зависят от материально – экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. Выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным.

Важнейшим критерием физиологической нормы является способность организма эффективно использовать свои биологические возможности, способность приспосабливаться к требованиям внешней среды, уметь быстро перестраивать уровень своей деятельности, для чего необходимо не только физическое, но и психическое и нравственное здоровье.

Состояние здоровья зависит от условий жизни, наследственности, собственного отношения к здоровью, основывающиеся на понятиях – мотивация, здоровья, факторы риска, болезни поведения. Решающим фактором является усилие самого человека по сохранению и укреплению здоровья.

Современные ученые объединяют факторы, определяющие уровень здоровья в следующие группы:  

1. Социально – экономические факторы (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и др.)

2.Социально - биологические факторы (возраст, пол, предрасположенность к наследственным факторам и др.)

3.   Экологические и природно – климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая t°C, наличие экстремальных природно – климатических факторов и др.)

 4.    Организационные и медицинские факторы (обеспеченность населения медицинской помощью, доступность медико – социальной помощи др.)

Многие из перечисленных факторов могу быть факторами риска заболеваний, т.е. потенциально опасными для здоровья.

Группировка обусловливающих здоровье факторов риска:

 Образ жизни: курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стрессовая ситуация, плохие материально – бытовые условия, гиподинамия; генетика – предрасположенность к наследственным заболеваниям.

Личностный подход становления здоровья среди студенческой молодежи является разноплановым и ведет к саморазвитию, самостановлению, самосозиданию личности и содержит в своей основе:

1. Личностный выбор. 

2. Самостоятельную постановку целей. 

3. Препятствия, требующие проявления воли, переживания, радости собственных побед. 

4. Ощущение собственной значимости для других людей. 

5. Самоанализ, самооценка. 

6. Отказ от прежних установок и принятие новых ценностей. 

7. Осознание своей ответственности за сохранение своего здоровья. 

Чтобы заботиться о здоровье, чтобы осмысленно применять оздоровительные мероприятия, необходимо правильно понимать природу здоровья и законы самосозидания его. Студенческая молодежь должна видеть культуру здоровья, уметь созидать его. Только такой подход сможет решить многие проблемы своего развития личности и творческих способностей. Ориентация внимания должна быть направлена к таким важным качествам, как:

    культура поведения;

     усвоение этических норм;

    сформированность ценностных отношений.

 Практическая часть.

 Было проведено анкетирование «Оценка отношения к своему здоровью». Анкета содержала вопросы, касающиеся взглядов на свое здоровье. В исследовании приняли участие 48 респондентов – студенты колледжа.

Социально – демографическая часть (исследование в %)

 Таблица 1

 

Пол респондентов

Кол-во

Возраст

Женский

85%

16-17

Мужской

15%

17-18

Всего

48 студентов

 

В ходе исследования были получены следующие данные:

 

1.Меньшая часть студентов знают, что понятие здорового образа жизни включает в себя не только такую составляющую, как физическое благополучие, но и духовное благополучие -27%.

2.Процент студентов, которые фактически ведут здоровый образ жизни, выше, чем процент студентов, которые считают свой образ жизни здоровым – 52%.

3 .Здоровый образ занимает 2 место в системе ценностей студентов. 

4.Большинство студентов стремятся вести здоровый образ жизни, но различные обстоятельства и причины мешают этому (отсутствие возможностей – 28%, времени – 33%, материальных средств – 24%, а зачастую и желания – 7%).

5. Доля студентов злоупотребляющих вредными привычками значительно меньше, чем доля студентов ведущих здоровый образ жизни. Вредными привычками такими как, курение,  считают 93% респондентов, алкоголь – 89%, прием наркотических средств – 100%, неправильное питание – 77% (от общего количества респондентов). Употребляют алкоголь регулярно – 3%, редко  – 46%, в хорошей компании – 20%, не употребляют – 31%; курят регулярно – 12%, редко – 28%, не курят – 64%; наркотики не употребляют 96%, редко – 4%.

6.Причины, по которым студенты начинают употреблять табак, алкоголь, наркотики: за компанию – 76%, испытать необычные ощущения – 73%, улучшить плохое настроение – 53%, заслужить уважение сверстников – 33%; просто так, без причины – 13%, поддались на уговоры наркоторговцев – 10%.

7.Не будут приобретать наркотики из - за того, что это вредно – 94%, боязнь наркомании – 73%, страх ВИЧ/СПИДа – 59%, не престижно – 11%.

Вывод: большинству студентов известно о мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, но количество участвующих в подобных мероприятиях на недостаточном уровне. Важно приобщать молодежь к активному участию в трудовой, общественной, семейно – бытовой, досуговой форме жизнедеятельности человека, которое невозможно без следующих составляющих:

воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальным;

питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учетом возрастных и физиологических особенностей;

гигиена организма: соблюдение правил личной гигиены и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

закаливание;

 эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями и сложными ситуациями;

интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Список литературы

 

 

1.        Вайнер, Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. - №3. – с.39 – 46

2.      Васильева, Д.А. Вредным привычкам места нет/Д. Васильева// Пока не поздно. 2010.-№11.-с.3.

 3.       Горохова, Н.А. Организация здоровье сбережения в школе/Н.А. Горохова//ОБЖ.-2010.-№7.-с.33- 38.

4.    Залыгин, В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии/В.Е. Залыгин//ОБЖ.- 2010.-№1.-с.41-43.

5.      Кислицина, О.А. Социально – экономические факторы риска пдростков/О.А.Кислицина//СОЦИС.- 2009.-№8.-с.92-99.

6.    Синягина, Н.Ю. Кузнецова И.В. Здоровье как образ жизни//Н.Ю.Синягина, И.В.Кузнецова// Здоровье всех от А до Я.-2007.-№2.-с.41-47.