Лабораторная диагностика играет важную роль в оказании качественной медицинской помощи пациентам. В 60–70% клинических случаев правильный диагноз пациенту врачи устанавливают на основании данных результатов лабораторных исследований, более 70% врачебных решений принимается на основании данных лабораторных тестов, соответственно и вклад неправильных и/или ошибочных данных анализов в конечную врачебную ошибку очень высок [1].Реорганизация лабораторной службы занимает важнейшее место в системе мер по модернизации и повышению эффективности здравоохранения. Многие специалисты лабораторной медицины считают, что централизация лабораторных исследований обеспечит повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению, а также позволит снизить материальные затраты на финансирование лабораторий [2, 3]. Как показывает мировой опыт, централизация и автоматизация лабораторной службы, позволяют получать результаты лабораторных исследований быстрее и на более высоком качественном уровне [4].
Затраты на проведение клинико-диагностических исследований составляют весьма значительную долю в структуре расходов медицинской организации. Во многом уровень затрат зависит от технического оснащения клинико-диагностической лаборатории, поэтому рациональный подход к его обеспечению является важным фактором экономической эффективности лабораторной службы медицинской организации [6].
Служба клинической лабораторной диагностики испытывает существенные трудности из-за наличия ряда серьезных нерешенных проблем:
1 )крайняя степень износа лабораторной техники, отсутствие планомерной ее замены и доступного, квалифицированного сервисного обслуживания;
2 )нерациональное использование имеющегося оборудования вследствие несогласованного подхода к оснащению лечебных учреждений новой техникой. Острый дефицит современного лабораторного оборудования сочетается с неравномерным его распределением между лабораториями, с непродуманной комплектацией и низкой эффективностью использования;
3 )недостаточное финансирование закупок реагентов, контрольных материалов, калибровочных материалов, отсутствие статьи затрат на сервисное обслуживание оборудования, отсутствие в штате даже крупных лабораторий сотрудников инженерной и эксплуатационной службы;
4 )отсутствие материальной заинтересованности лабораторных специалистов в повышении производительности труда и качества проводимых исследований.
Было проведено анкетирование экспресс-методом по разработанной нами анкете сотрудников клинико-диагностических лабораторий принявших участие в IV Международном Конгрессе «Современная лабораторная медицина: инновационные технологии лабораторного анализа и новые возможности их клинического применения в Казахстане». Анкеты были приложены вместе с программой Конгресса. Было роздано 70 анкет, полный ответ дали 47 респондентов – 67% от общего числа всех респондентов.
Всего в опросе участвовали 47 респондентов. Возрастная характеристика респондентов выглядит следующим образом: мужчины – 8,5%, женщины – 91,5% (Рис.1). Средний возраст - 39 года.
Как показано на рисунке 1 среди всех респондентов 53,2 % процента имеют высшее медицинское образование, 42,6% - высшее немедицинское и 4,3 % имеют среднее специальное.
|
Обеспеченность оборудованием, реагентами и контрольными материалами |
Абсолютное число |
В процентах |
|
Полностью |
27 |
57,4 |
|
Частично |
20 |
42,6 |
|
Не обеспечен(а) |
0 |
0 |
|
Общее |
47 |
100,0 |
Респонденты отметили, что в 36,2 % случаев простои в работе оборудования наблюдается «Редко», 42,6% случаев – «Иногда» и 10,6% случаев простои наблюдаются «Часто» и 10,6% респондентов ответили, что «Никогда» не бывает простои в работе оборудования. Таким образом, в 89,4% случаев наблюдается неполноценное использование оборудования.
|
№ |
Причины простоев |
Абсолютное число |
В процентах |
Процентный показатель из 44 респондентов |
Суммарный процент |
|
1 |
Отсутствие квалифицированного специалиста |
3 |
6,4 |
6,8 |
6,8 |
|
2 |
Отсутствие реагентов/контрольных материалов |
15 |
31,9 |
34,1 |
40,9 |
|
3 |
Недогрузка |
6 |
12,8 |
13,6 |
54,5 |
|
4 |
Ремонт |
20 |
42,6 |
45,5 |
100,0 |
|
Полностью ответили |
44 |
93,6 |
100,0 |
|
|
|
Не дали ответа |
3 |
6,4 |
|
|
|
|
Общее |
47 |
100 % |
|
|
|
61,7% всех респондентов относятся «Положительно» к централизации клинико-диагностических лабораторий, 38,3% относятся «Отрицательно».
1.Кишкун. А. А. Стандартизация преаналитического этапа при централизации лабораторных исследований. Клиническая лабораторная диагностика, № 9, 2012.
2.Кишкун А.А. Централизация лабораторных исследований как современная парадигма повышения экономической и клинической эффективности лабораторной диагностики //Клиническая лабораторная диагностика. – 2013. - No 9. – С. 4-5
3.Меньшиков В. В. Оптимизация расходов на здравоохранение, централизация лабораторных исследований и доступность лабораторной информации //Клиническая лабораторная диагностика. – 2014. - No 4. – С. 56 – 59.
4.Кочетов А. Г. Проблемы, которые следует решить. Состояние лабораторного обеспечения медицинской помощи населению в России. Экспертный уровень //Медицинская газета от 03.09.2014 г.- No 65.
5.Шибанов. А.Н. Методические аспекты оптимизации оснащения клинико-диагностической лаборатории. Заместитель главного врача. No11(114). 2015. С.38-48