Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНАТОМИИ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Авторы:
Город:
Днипро
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современная динамическая жизнь выдвигает  общественный  запрос на формирование творческой личности, способной, в отличие от человека-исполнителя, самостоятельно мыслить, генерировать оригинальные идеи, принимать смелые, нестандартные решения. Сегодня педагогические коллективы высших учебных заведений своим основным заданием считают обеспечение профессионального, интеллектуального, социального и духовного развития студентов с доминантой на индивидуальные и творческие возможности для формирования целеустремленной личности, способной к саморегуляции, предвидению, конструированию собственной жизненной стратегии.

Решениеэтогозаданияпредусматриваетпсихолого-педагогическоеобоснованиесодержания и методов учебно-воспитательного процесса, направленного именно на развитие личности. В сфере образования осуществляются поиски способов интенсификации и быстрой модернизации профессиональной подготовки специалистов, повышения ее качества. В связи с этим все больше заостряется потребность в создании и использовании личностно-ориентированных педагогических технологий, к которым относят и проектную технологию обучения, которая сегодня получает распространение в учебных заведениях Украины и других стран.

Исследованиям эффективности проектной технологии, педагогических условий ее внедрения посвящены работы как зарубежных, так и отечественных ученых: И. Бим, Н. Кларин, Л. Кондрашова, Т. Сахарова, Г. Селевко, Е. Полат, В. Моисеева, Л. Пироженко, А. Пометун, В. Якубовская и др.

С целью совершенствования методики преподавания учебных дисциплин отечественными и зарубежными исследователями доказано возможности, потенциал и преимущества проектной технологии обучения (В. Бигич, М. Бухаркина, И. Зимняя, В. Копылова, Н. Пахомова, Т. Покасаева, Т. Сахарова, Д. Фрайд-Бут, С. Хайнц, В. Царькова и др.). По мнению ученых проектная технология выступает как важный компонент системы продуктивного образования  и представляет собой нестандартный,  нетрадиционный способ  организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Но вопросы наиболее целесообразного применения проектной технологии в современных условиях остается открытым – в работах ученых представлено общую характеристику, классификацию, освещены содержание и роль проектной деятельности в учебном процессе, но не хватает практических рекомендаций по внедрению технологии преподавания анатомии, разработанных на основе педагогических экспериментов.

Современные требования к будущему специалисту (креативность, самостоятельность, мобильность, стремление к постоянному  совершенствованию), поиск возможных путей модернизации профессионального образования, обуславливает актуальность выбранной темы исследования «Использование проектной технологии преподавания анатомии в условиях медицинского колледжа».

Любая проектная деятельность начинается с разработки самого проекта. Ученые определяют четыре этапа проектирования: начальный (разработка основных идей,  констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуальности, формулирование гипотезы (предположение, что касается результатов и способов их достижения); этап разработки (предвидение исполнителя (исполнителей), формирование групп, осознание задач, планирование деятельности, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога); этап реализации проекта (интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели; подготовка наглядного материала, разработка аудио- видеоряда проекта: контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с определенной целью, руководство, координация работы студентов); завершение проекта.

Акцентируя внимание на важности подготовительных звеньев проектной деятельности (шаги 1-6), П. Мудров в структуре метода проектов выделяет такие этапы:

1.   Обоснование проекта (социальное, экономическое, педагогическое).

2.   Настройка, готовность выполнить проект.

3.   Выбор проекта.

4.   Установление целей.

5.   Выявление реальных возможностей.

6.   Планирование работы и организация.

7.   Выполнение проекта.

8.   Учет работы.

Изучение опыта деятельности преподавателя и студентов во время выполнения проекта на различных этапах свидетельствует о высоком уровне самостоятельности, творчества студентов на всех этапах. Главная задача преподавателя при этом – непрямое управление и, главное, коррекция деятельности студентов, их взаимодействия, что создает предпосылки развития навыков самостоятельной, исследовательской работы.

В процессе выполнения проекта студенты приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, а это большой стимул к активному усвоению знаний. Осваивая культуру выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения задач, стоящих перед ним. Разрабатывая проекты, студенты учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Каждый из них также выступает и как социальная личность, которая соотносит свои личные интересы с общественными, и как творческая личность, которая предлагает новые решения различных проблем.

В день защиты все проекты (если их несколько) можно вывесить в аудитории или в коридоре. В этом случае можно создать экспертную комиссию из студентов других групп, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы. Окончательные результаты подводятся после презентации. Это делают и сами студенты, и члены экспертной комиссии. Здесь можно определить различные номинации: «самый смелый проект», «самый интересный», «самый обоснованный» и т.д.

Таким образом, для внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс ВУЗА нами выделены: подготовка преподавателя к проектной деятельности, определение цели и задач технологии, структуры занятия по проектной технологии, использование различных типов проектов, соблюдение алгоритма действий преподавателя и студентов по реализации проектного обучения.

Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Он позволяет идти к образовательной цели через детальный анализ проблемы, который должен завершиться практической разработкой. Чтобы достичь результата, необходимо научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для достижения цели знания из разных областей.

Нами было проведено исследование использования проектной технологии в преподавании анатомии. Студентам было дано задание в течение учебного года собрать информацию и создать долгосрочный и научно- поисковый проекты. В конце учебного года проводилась защита проектов и подведение итогов работы.

Анализ информационных источников, касающихся проблемы нашего исследования, ознакомление с его применением в зарубежной и отечественной педагогической практике, с использованием проектной технологии обучения преподавания анатомии показал, что метод проектов может сделать учебный процесс более эффективным, предоставляются новые возможности решения методических задач.

В ходе исследования определены специфические требования к занятию по анатомии на основании внедрения проектной технологии, особенности структуры занятия, которая подчинена особенностям содержания учебного предмета «Анатомия человека», цели и заданиям дисциплины.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что именно проектная деятельность по может решить ряд важных вопросов: как повысить умственную активность студентов, каким образом превратить процесс изучения из долга на часть досуга.

 

Список литературы

1.      Бухаркина М. Что такое проект? / М. Бухаркина, Е. Полат, И. Петрова, М. Моисеева // Відкритий урок. – 2004. – № 5-6 – С.10-17.

2.      Гузеев В.В.   Метод   проектов как   технология четвѐртого  поколения   /В. В. Гузеев   //   Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001 – С.194-207.

3.      Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности  уч-ся: [учебно-метод. пособие] / Н.А. Краля – Омск: Изд-во ОМГУ, 2005 – 59 с.

4.      Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2012 – 160 с.

5.      Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. –М.: Академия, 2012 – 192 с.

6.      Полат Е.С.[и др.] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2004 – 272 с.