Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

С наступлением XXI века определился новый этап развития образования. Активное формирование рыночных отношений в стране, сложные экономические и социальные условия, глобализация, пронизывающая все сферы нашей жизни, – все это способствует возникновению новых проблем в практике преподавания иностранных языков. Становится очевидной необходимостью использование новых методов и подходов при обучении иностранному языку студентов как языковых, так и неязыковых вузов. Новые задачи, которые ставятся перед преподавателями в процессе обучения, состоят в том, чтобы не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Решению новых задач способствует применение инновационных педагогических методов и технологий.

Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения вызывает у студентов интерес к самой учебно–познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу творческого, мотивированного обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, развивающих и воспитательных задач.

Современная система образования должна расширять инновационный и креативный потенциал студентов. Достичь этой цели можно только разумно сочетая традиционные и инновационные технологии обучения. В решении данных задач большую помощь может оказать использование в обучении такой современной технологии, как веб-квест (WebQuest). Веб-квест в педагогике – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета [1]. По сравнению с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок (Hotlist), мультимедийный альбом (Multimedia Scrapbook), поиск сокровищ (Treasure/Scavenger Hunt) и коллекция примеров (Subject Sampler) веб-квест является наиболее сложным как для студентов, так и для преподавателя. Веб-квест направлен на развитие у студентов навыков аналитического и творческого мышления.

Родоначальниками веб-квестов считаются Берни Додж (Bernie Dodge), профессор образовательных технологий государственного университета в Сан-Диего (США) и его ученик Том Марч (Tom March), в то время преподаватель английского языка средней школы города Пауэй штата Калифорния [2,3]. Начиная с 1995 года, ими была разработана модель веб- квеста, как одной из стратегий для успешной интеграции сети Интернет в учебный процесс. Целью веб-квестов является планирование и проведение занятий, на которых бы в полном объеме использовались возможности интернета [4]. Большим плюсом данной методики является возможность использования ее на различных этапах обучения, поскольку преподаватель заранее отбирает языковой материал и планирует изучение нового, опираясь на ранее изученный. Работа с веб-квестом помогает совершенствовать речевые навыки и умения, приобщает к чтению публицистической, художественной и специальной литературы на иностранном языке, способствует реализации креативного потенциала студентов. Главной целью веб-квеста является не «завалить» студента огромным объемом информации, а предоставить ему список web-сайтов, соответствующих тематике занятия и уровню его знаний, что позволит скорректировать его работу в процессе выполнения учебной задачи и проработки необходимого материала. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Автор данной образовательной технологии Берни Додж предлагает следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, компиляцию, детектив, журналистское расследование, планирование и проектирование, творческое задание, достижение консенсуса, убеждение, самопознание, аналитическую задачу, оценку, научные исследования. Такой, казалось бы, всем известный вид работы как пересказ, здесь принимает несколько иной вид. Он предполагает демонстрацию понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, написания эссе. Интересным видом работы является компиляция, иными словами трансформация информации, полученной из разных источников в новый формат. Это может быть виртуальная выставка, создание маршрута экскурсии и т. д. Такой вид задания как убеждение предполагает склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц. Как видно из заданий, предложенных автором, данная методика дает большой простор для фантазии преподавателя, что в свою очередь позволяет сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Веб – квест имеет четкую структуру и состоит из следующих разделов: введения (Introduction), во время которого преподаватель дает краткое описание темы веб-квеста. Далее следует задание (Task) – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Следующий раздел – это порядок работы и необходимые ресурсы (Process). Здесь дается описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом. На следующем этапе преподаватель знакомит студентов с критериями и параметрами оценки результатов будущей работы (Evaluation). В заключении (Conclusion) дается краткое описание того, чему смогут научиться студенты, выполнив данный веб-квест. В разделе использованные материалы (Resources) студентам даются ссылки на ресурсы, которые могут быть исползованы для создания веб-квеста.

Веб-квест способствует решению ряда задач при изучении иностранного языка: развивает коммуникативную компетенцию; дает возможность осуществить индивидуальный подход; обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся; мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала; позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации; помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют; организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель; способствует принятию самостоятельных решений; развивает критическое мышление, тренирует мыслительные   способности.   При   использовании   данной   технологии, обучение становится менее ориентированным на преподавателе, а студент становится более ответственным за свои собственные знания и сам процесс получения знаний: он должен организовать собственное время, решить в какой форме представить свою точку зрения.

В процессе преподавания иностранного языка в вузе нами было проведено несколько квестов по различным тематикам. Так студентам экологического  факультета,  обучающимся  по  направлению  подготовки «Ландшафтная архитектура», при изучении темы «Пейзажные сады» было предложено создать квест «Экскурсия по Гайд-Парку». На первом этапе студентам предлагалось продумать маршрут по парку с посещением наиболее интересных мест. Один из участников квеста должен был стать экскурсоводом и подготовить маршрут в формате презентации Power Point. На следующем этапе было сформулировано задание квеста, а студенты разделились на две группы по 7 человек. Так как задание квеста предусматривало посетить не менее 6 достопримечательностей парка, то для его выполнения предполагалось наличие фотографа, ответственного за подготовку фотографий, историка, в чьи обязанности входил поиск информации о местах посещения, а также веб-дизайнера, который отвечал за итоговую презентацию. Но главные роли отводились редактору и экскурсоводу, от которых зависела демонстрация всей выполненной работы.

На одном из практических занятий были представлены результаты работы в виде презентации для студентов другой группы. Согласно критериям, предложенным на начальном этапе, прошла совместная оценка результатов проделанной работы.

В заключение хотелось бы отметить, что технология веб-квеста может стать одним из вариантов самостоятельной работы. Она позволяет студенту быть не пассивным участником процесса образования, а побуждает его к самостоятельному поиску новых знаний, тем самым повышая и поддерживая интерес к работе. Преподаватель лишь консультирует, помогает и направляет работу в нужное русло. Несомненно, данная образовательная технология очень трудоемкая для преподавателя в процессе подготовки, но результаты работы оправдывают средства.

 

Список литературы

 

1.     Чистобаева Л.В., Шадже З.М. Инновационные педагогические технологии обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Чистобаева    Л.В.,                       Шадже З.М.         //          Вестник            Майкопского государственного технологического университета. 2015. № 4. С. 98-101. 

2.     Dodge, B. Some Thoughts About Web Quests. 1995–1997 [Электронный ресурс] / B. Dodge. — Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

3.     Lighting the Way for Next Era Education [Электронныйресурс] / Tom March.  —   Режим   доступа:   http://tommarch.com/2013/01/learning- environment/

4.     WebQuest [Электронный ресурс] / CreatingWebQuests. — Режим доступа: http://webquest.org/index-create.php