Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ВКЛЮЧАЮЩЕЙ В СЕБЯ ИНТЕГРАТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ СОВОКУПНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
27 июля 2020г.

Главным направлением в современном образовании является личностно ориентированный подход, который в центр образовательной системы ставит личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных, личностных потенциалов и способностей, помогающих реализовать себя в будущем, вырабатывать свою позицию в жизни, свое мировоззрение.

Отсюда возникает необходимость в обеспечении индивиду возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры, в создании условий для равноправного диалога культур; вовлечения растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных и общечеловеческих ценностях. Это и есть главные приоритеты, определяющие основные задачи, стоящие перед современной школой.

Школа №5 - это общеобразовательное учреждение, в котором обучается 1200 учащихся. В статусе муниципальной экспериментальной площадки школа с 2003 года.

Тема эксперимента: «Личностно ориентированная модель образования как основа становления и развития индивидуальности школьника».

Цель эксперимента: определение системы психолого-педагогических условий проектирования личностно ориентированной образовательной среды, способствующей становлению и развитию индивидуальности школьника.

Актуальность проблем, над которыми работает коллектив школы, основывается на утверждении, что инновации в образовании всегда связаны с наиболее полным удовлетворением образовательных потребностей участников образовательного прогресса.

Стратегические приоритеты образовательного процесса в данном направлении заключаются в обеспечении становления личности каждого учащегося на основе развития его индивидуальности в образовательном пространстве: формирование ценности учебного труда как процесса, развитие рефлексивных способностей как основания саморегуляции, развитие коммуникативных, творческих способностей, создание условий для проявления, становления индивидуальных задатков личности.

Стратегические приоритеты в педагогической деятельности включают:

1.     Изменения в педагогической системе в целом — переход к организации обучения в личностно ориентированной парадигме;

2.   Изменения в планировании учебного процесса - изменения в календарно- тематическом планировании с учетом психофизиологических особенностей учащихся; введение новой формы поурочного планирования;

3. Изменения в технологии обучения, что в свою очередь, включает:

В качестве образовательных программ традиционных акций следует отметить:

Научное общество учащихся, цель которого, обеспечение усвоения знаний, выходящих за рамки общеобразовательных предметов, обеспечение овладения методами научного познания окружающего мира, формирование умения исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания, а главное - формирование ответственности перед обществом за результаты собственной деятельности и поведения.

·                   Работа универсального спортивного стадиона школы, на базе которого организована система спортивных состязаний районного, городского уровня по хоккею, лыжному спорту, футболу, баскетболу, волейболу, большому и настольному теннису, легкой атлетике в целях предоставления возможности для самореализации, личностного самосовершенствования, физического саморазвития.

·                   Система дополнительного образования, в рамках которого на сегодняшний день открыто 19 кружков и секций ( 6 – художественно - эстетической направленности)

Особенности реализуемых дополнительных образовательных программ заключаются:

•                      Обеспечение интеграции основных и дополнительных образовательных программ;

•                      Широте спектра дополнительных образовательных программ, что обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей учащихся за счет внедрения программ социально-педагогической, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной, туристско - краеведческой направленностей.

Основу ориентации на общекультурные ценности в школе составляет создание культурно- воспитательной среды, раскрываемой через следующие компоненты:

1.         Учебная деятельность:

•                      Создание у школьников целостного представления о "человеке культуры" и человеческих взаимоотношений через содержание учебного материала.

•                      Построение  урока  на  основе  диалогового  взаимодействия  с  учащимися;  ориентация  на самостоятельный выбор ценностей;

•                      Новые подходы в оценивании достижений учащихся, ориентированных на самооценку и рефлексию собственных достижений.

•                      Через построение учебного плана:

•                      внедрение индивидуальных учебных занятий для одаренных детей и школьников из группы риска;

•                      введение учебных курсов «Риторика», «Информатика», «Второй иностранный язык», «Экономика», «Право»;

•                      введение  курсов  предпрофильной  подготовки  по  математике,  русскому  языку,  а  также профориентационного курса «Мой выбор»;

•                      предусмотрено введение особого режима учебной работы (режим пятидневной недели, сниженная учебная нагрузка) для детей с особыми образовательными потребностями.

2.        Внеучебная деятельность:

•                      Система общешкольных дел, создающих реальные условия межличностного общения;

•                      Создание активной творческой позиции у школьников;

•                      Личностное самоопределение, проявляющееся в осознании своих возможностей, самовыражении собственной индивидуальности.

3.        Психолого-педагогическое   сопровождение:

•                      Отношение к ученику как субъекту культурно-воспитательной среды на пути его вхождения в культуру

•                      Анализ и разрешение проблемных ситуаций, возникающих между субъектами образовательного процесса

•                      Психологическое консультирование учащихся, классных руководителей, учителей, родителей

•                      Психологический тренинг

Вариативными показателями компетенций учащихся являются общекультурные компетенции:

•                      Формирование ценностных оснований гуманистического характера;

•                      Умение выявлять, оценивать различные явления действительности с опорой наценностные основания;

•                      Глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям;

•                      Формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими эстетическими нормами и правилами поведения.

Создание среды школы в рамках гуманистической парадигмы возможно при        соблюдении педагогических условий:

•                             Опора на личный нравственный опыт учащихся;

•                      Культурно-гуманистическая направленность целостного построения нравственного воспитания в учебной и внеучебной работе;

•                      Развитие субъектной личной позиции учащихся путем приобщения их к общечеловеческой и национальной культуре;

•                      Каждый компонент школьной среды создает условия для развития личности;  Совокупность

компонентов школьной среды формирует развивающее образовательное пространство;

•                      Интеграция общего и дополнительного образования;

•                      Информационный компонент образовательного пространства школы делает ее открытой системой, создает условия успешной непрерывной социализации школьников.

Основными результатами данной системы можно назвать следующее: в школе много  лет существует научное общество учащихся. Научные открытия учащиеся могут сделать по всем предметам.

Ежегодно проходит интеллектуальный конкурс «Умники и умницы», в котором участвуют учащиеся с первого по одиннадцатый класс. В 2019 году на конкурс было представлено более 100 работ, учащихся готовили 30 учителей школы.

•                      40 лет в школе существует «Литературная гостиная». Основными постановками стали : « А зори здесь тихие», «У войны не женское лицо», «Живые и мертвые», «Фронтовые письма», «И жизнь, и слезы, и любовь». Общекультурные ценности: любовь к литературе, театру, музыки начинаютформироваться на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыке, а продолжают развиваться во внеурочное время на занятиях «Литературной гостиной», при проведении исследовательских работ по предметам.

•                      Шестой год в школе существует печатный орган - газета «Все время во время», которая отражает школьную жизнь. Именно здесь ребята могут прочувствовать значимость русского языка, литературы, риторики, стилистики. За свою работу газета отмечена грамотой в рамках городского конкурса «Нота Бене».

•                      Учителя общественных дисциплин организовали клуб «Русский мир», в котором изучают историю и культуру России, обсуждают этапы развития, великих людей, ведут исследовательскую работу. Персоналии великих людей представляют богатейший материал для понимания достоинств человека. Клуб постоянный участник городской игры «Русский мир», в 2019 году дети принесли школе 2-3 место.

В 2006 году в школе был открыт музей школы «Истоки». Школьный историко- краеведческий музей «Истоки» ведёт свою работу по пяти основным направлениям:

•                      Проведение учебных занятий предметов гуманитарного цикла с опорой на материалы экспозиции.

•                      Проведение воспитательных мероприятий гражданско - патриотического содержания.

•                      Учёба краеведческого актива школы и классов.

•                      Сбор и поиск материалов для школьного музея.

•                      Участие во всех массовых и конкурсных мероприятиях краеведческого характера всех уровней.

На уроках риторики учащиеся постигают азы ораторского искусства, учатся общаться, изучают традиции разных народов. На уроках музыки учащихся знакомят с представителями мировой школы музыки, вокала, а главное умению слышать и слушать музыку. На учебных занятиях ИЗО учителя знакомят учащихся с шедеврами живописи

Огромную роль в формировании общекультурных ценностей играет школьная библиотека. Именно библиотека приобщает детей к чтению публицистической и философской литературы через организацию диспутов, конференций, лекций на темы этики, права, культуры. На базе библиотеки открыт клуб «Поиск», благодаря которому открыта первая экспозиция школьного музея «Они были первыми», собран материал о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приняли участие в областном конкурсе «Чтобы помнили». Сформирована лекторская группа клуба, которой проведены беседы : «Моя Родина», «Герои живут рядом», «Школьный музей», уроки мужества. Клубом «Поиск» организованы конкурсы рисунков и плакатов «И помнит мир спасенный», за что были награждены грамотами городского военкомата.

В рамках года Чтения и русского языка библиотека провела «Открытый урок чтения», в котором приняли участие все учащиеся школы через посещение библиотеки, постановку спектаклей, проведение классных часов.

Мы используем всевозможные средства, выработанные культурой, которые называем аккумуляторами культуры, такие как наука, искусство, мораль, персоналии великих людей, предметы цивилизации . При этом помним, что восприятие мира протекает по разным психологическим каналам, что требует от педагога обращения к пестрой палитре средств. Все учителя школы прошли компьютерное обучение, что помогает им строить учебные занятия. В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков. Огромную роль в развитии общекультурных ценностей играют традиции школы: «Первый и последний звонки», Вахта памяти, Фестиваль фестивалей, выпускные вечера», спортивные соревнования и т.д. Здесь область социального и культурного творчества всех участников образовательного процесса. Моделируются формы существования гражданского общества, вырабатываются необходимые для него навыки отношений и взаимодействий.

«Искусство, в том числе театр, занимается одним видом строительства- строительством человека. Если мы не воспитываем в людях именно человеческих качеств - совести, чести, сострадания, уважения к другим людям, даже элементарной порядочности,- мы никогда ничего хорошего не сделаем ни в одной сфере человеческой деятельности» (Виктор Розов).

Театр в нашей школе пронизывает всю образовательно - воспитательную систему школы, дополняя урочную и внеурочную деятельность учеников и учителей.

Для 1-8 классов в школе создана театральная студия. Основные результаты: Лауреаты городского конкурса «Шаг к Парнасу» в номинации «Артистизм», диплом второй степени на районном конкурсе «Серебряная маска».

В школе открыты следующие объединения дополнительного образования и секции художественно

-   эстетического цикла:

• хореография ( народный танец, эстрадный танец, бально -спортивные танцы);

• вокальная студия и хор;

• прикладное творчество «Золушка» ;

• эстрадный ансамбль;

-   театральная студия;

-   ИЗО - студия;

Руководят объединениями, клубами, студиями педагоги дополнительного образования: 2 человека- с высшей квалификационной категорией,3 человека - с первой квалификационной категорией, 1 человек - без категории.

Хореографический коллектив школы - активный участник и дипломант районного конкурса «Хрустальная капель», хоровой коллектив - победитель районного конкурса «Звонкие голоса», солисты вокальной группы являются победителями Международных, российских, областных конкурсов молодых вокалистов.

В объединении «Прикладное творчество «Золушка»» осваиваются новые технологии по работе с природным материалом. Участники занимают призовые места на городских конкурсах «Зимняя фантазия», «Город мастеров», «Шаг в будущее».

В прошлом году театр - мод школы, основанный на базе «Золушки» занял второе место в городском экологическом марафоне. Театр - мод соединил в себе элементы хореографии, технологии, сценического искусства, вокала.

Традиция нашей школы,  представление интегрированного отчета о работе художественно- эстетического цикла через проведение новогоднего праздника- шоу. В данном мероприятии объединяются все коллективы , которые демонстрируют свое мастерство.

Художественно - творческая деятельность позволяет осуществить не только «художественный всеобуч», но и сформировать в каждом ребенке эстетическую платформу и потребность в постоянном обращении к искусству в дальнейшей жизни, независимо от того, какую сферу деятельности выберет для себя наш выпускник.                            Художественно - творческая деятельность оказывает и социально- личностное влияние: создает условия для формирования целеустремленности, воли, ответственности. Дети учатся творить добрую атмосферу, творить себя как субъекта, учатся сопереживать, радоваться другим успехам. Недавно  году была проведена экспертиза воспитательной среды МОУ СОШ №5. Основные результаты экспертизы:  «В данной среде воспитывается личность, для которой характерны высокая внутренняя мотивация достижений успеха в деятельности путем самостоятельной работы по заданным правилам. Ученик инициативен и достаточно уверен в себе, имеет высокий уровень притязаний, может добиваться высокого профессионализма…»

«В данной среде воспитывается активная личность, но зависимая. Такого типа люди наиболее успешны в сфере управления. Именно данный вид среды является основным поставщиком личностей в бизнес и политику, ребенок в существующей воспитательной среде проявляет следующие свойства: инициативность, целеустремленность, упорство в этом стремлении, старается отстаивать свои интересы…»

Таким образом, в школе создаются все условия для успешной социализации личности учащегося во внеурочное время. Каждый ребенок должен знать, что, кроме учебных занятий, он может реализовать себя в другом месте, где его ждут, где ему рады.