Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
с. Аскиз Республика Хакасия
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Они отличны от принятых в 2004 году. Новый ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), которые должны    стать    базой    для    овладения    ключевыми    компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

 Требования ФГОС НОО не являются чем-то абсолютно новым для практикующих педагогов, и все же у многих педагогов они вызывают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приемы работы будут эффективны? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Нужно ли отказаться от традиционных форм преподавания? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задает учитель, который будет реализовывать новый стандарт в своей педагогической деятельности.

Технологический процесс подготовки урока современного типа по- прежнему базируется на известных этапах: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приемов обучения; определения форм организации деятельности школьников; подбор домашнего задания; определения способов контроля; подбор вопросов для подведения итога работы. Теперь учителю на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм и методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и обучающихся на уроке. Деятельность учащегося представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требования новых ФГОС: - четко определить и сформулировать для себя тему урока; - определить место темы урока в учебном курсе; - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; - обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? Как же определить цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? Задачи урока – то, что нужно сделать для достижения результата.

1.     Спланировать учебный материал.

 2.     Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям.

3.     Упорядочить учебные задания по принципу «от простого к сложному».

4.     Составить три набора заданий: - задания, подводящие ученика к воспроизведению     материала;     -     задания,     способствующие осмыслению      учебного     материала     учеником;      -      задания, способствующие закреплению материала учеником.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающемуся. Нужно четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации работы на уроке формируется: на этапе объявления темы урока- общеучебные, коммуникативные и познавательные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач - регулятивные, целеполагания, коммуникативные и другие.

Задачи позволяют учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.

Продумать «изюминку» урока – вот одна из сложнейших задач для учителя. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом то, что они будут помнить, когда все другое забудут.

Для того чтобы разработать структуру урока введения нового материала нужны такие этапы урока: мотивационно-целевой, рефлексивно-оценочный. Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. Пример: тема урока «Кто работает на транспорте» (урок открытия нового знания).

Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : создать условия для выделения различия и сходства разных видов транспорта; научить определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.

П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :


Предметные: н а у ч а т с я выделять различия и сходства разных видов транспорта; определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.

Метапредметные УУД: Р е г у л я т и в н ы е : осуществление учебных действий – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задание в соответствии с поставленной целью. П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – познакомиться со старинными и современными видами транспорта; формировать представление о назначение транспорта, выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный); - познакомиться с профессиями, связанными с транспортом; отличать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. К о м м у н и к а т и в н ы е : инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности (работа в малых группах); взаимодействие – строить понятные высказывания.

Личностные: смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности; проявлять навыки сотрудничества в практической деятельности, уметь не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций; нравственно-этическая ориентация – проявлять уважительное отношение к истории родного народа; осознавать ответственность человека за общее благополучие; проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объектирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока:

оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и преставления результатов.

Подготовить оборудование для урока так же не мало важный момент. Нужно составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и другое. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и остается основным источником знаний. Практические все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. Это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебников, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Педагогам предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Современный учитель, использую возможности традиционного урока, также может успешно формировать у обучающихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

  

Список литературы



1.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий/Под ред.А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2011

2.     Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика. – М.: 2009 - №4. – с.18-22.

3.     Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - №6. – С.10-17.

4.     Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - №7.