Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КЕЙСОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ В МАЛЫХ ГРУППАХ ПО МЕТОДИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Как отмечается в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, новая концепция обучения иностранным языкам в техническом вузе направлена на формирование и развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции. Коммуникативное обучение иностранным языкам ставит своей целью овладение студентами коммуникативной компетенцией, позволяющей практически реализовать усвоенные ими умения и навыки для успешного разрешения коммуникативных задач. Этому способствует использование активных методов в практике обучения иностранному языку, что помогает повышению эффективности преподавания иностранных языков в вузе и формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. В процессе обучения студентам прививаются навыки решения типичных проблем, возникающих в экономической деятельности, а они сами становятся активными участниками учебного процесса.

Государственный стандарт высшего профессионального образования по иностранным языкам требует качественно иной системы контроля и оценки успехов студентов. Проблема контроля и оценки качества обучения, определение уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией, а также различными видами речевой деятельности становится одной из ключевых проблем в методике преподавания иностранных языков. В данной работе мы остановимся на контроле за качеством знаний при работе над кейсами в малых группах. Контроль в обучении иностранным языкам является составной частью учебного процесса, главной задачей которого является сформировать у студентов языковую, речевую и социокультурную компетенции. Он способствует стимуляции учебной деятельности учеников, повышает их мотивацию к учению, показывает прогресс, который они делают в обучении. С другой стороны, он позволяет учителю получать информацию о качестве своей работы, об эффективности используемых им методов и приемов. У каждого учителя должна быть своя система контроля, используемая постоянно и студенты должны постоянно ощущать, что учитель контролирует их прогресс, уровень и качество овладения навыками и умениями. Таким образом, преподаватель должен помнить, что при подготовке к очередному занятию важнейшей задачей является поиск необходимых форм контроля и организации.

В настоящее время одним из наиболее эффективных активных методов, используемых при обучении деловому английскому языку студентов- экономистов, является метод кейс-стади, Актуальность применения метода кейс-стади в отечественной высшей школе сегодня объясняется прежде всего ориентацией процесса обучения на формирование у студентов профессиональной компетентности, способности к постоянному обучению и самосовершенствованию. Результатом его применения при изучении английского языка будут не только знания, но и коммуникативные навыки, навыки профессиональной деятельности, в том числе на иностранном языке, применимые на практике.

Данный метод нашел особенно широкое применение при обучении деловому английскому языку. Преподавание делового английского языка на кафедре английского языка в СПбГЭУ ведется на 1-11 курсе по учебно- методическому комплексу Market Leader издательства Longman, который предусматривает блочно-модульную систему подачи материала. Каждый модуль заканчивается кейсом, представляющим собой описание реальной ситуации, отражающей комплекс знаний, умений и навыков, которым студентам должны были овладеть в ходе работы над материалом модуля и закрепить в работе над кейсом. Он является своего рода итогом, завершением работы над модулем, а полученные результаты свидетельствуют об успешности усвоения материала модуля. Технология работы с кейсом на занятии сравнительно проста и состоит из индивидуальной работы, работы в малых группах, а также презентации результатов работы малых групп в ходе общего обсуждения в рамках учебной группы. Обучение английскому языку на данном этапе ведется через содержание, а не с помощью лексических и грамматических упражнений.

Описанные методы обучения иностранным языкам заставляют преподавателей все больше прибегать к ним, поскольку центральной фигурой обучения, главным действующим лицом процесса обучения становится студент. Работа над кейсом требует от студента мотивации, заинтересованности в решении проблемы, развития самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать альтернативную точку зрения, умения работать в команде и находить решения поставленной задачи. А это выдвигает на первый план использование на занятиях обучение в малых группах или обучение в сотрудничестве. Главной задачей этой методики является создание комфортных условий для активного совместного обучения студентов. Работа малыми группами может применяться для углубления пройденного материала, для выработки новых идей, на завершающем этапе учебного процесса с целью подведения итогов. Использование обучения в сотрудничестве способствует  повышению его  эффективности,   улучшает отношения в студенческой группе.

Возможность использования работы в сотрудничестве позволяет преподавателям справиться с основным препятствием на пути качественной подготовки студентов по иностранным языкам. Далеко не все студенты обладают сформированными умениями и навыками, которые они могут применять на практике. С другой стороны, в той же группе имеются студенты, получившие качественную подготовку по иностранному языку. Преимуществом работы в малых группах является то, что она может гарантировать участие каждого члена группы с разными возможностями в равной степени. К тому же надо объяснять студентам, что работа в группе – это не развлечение в учебное время, а учебная деятельность, которая способствует повышению уровня знаний и развивает навыки работы в команде. Как справедливо отмечает И.А.Зимняя, участие группы в коллективной форме учебной деятельности вызывает у обучаемых чувство удовлетворения и создает впечатление полезности, необходимости, правильности своей собственной речевой деятельности [1, C.28]/

При этом важно отметить, что простое использование работы студентов в сотрудничестве будет бесполезным, если результаты работы студентов не контролируются и не оцениваются должным образом. В связи с этим проблема оценки работы малых групп стала особенно актуальной. Отдельного понятия контроль малой группы в методике преподавания не существует, но его можно рассматривать как одну из организационных форм контроля.

Следует отметить, что принципы работы в команде, коллективные методы работы предлагаются студентам, которые абсолютно не готовы к ним, возникают психологические проблемы общения, без преодоления которых, метод работы в сотрудничестве не может достичь своих образовательных целей. Отдельные члены малой группы не привыкли работать в группе и получать коллективную оценку. В группе могут оказаться лидеры с высокой самооценкой, которые будут стремиться сделать работу самостоятельно, не пытаясь организовать работы всех членов команды. Другой момент, вызывающий проблемы, – это оценка студентов друг другом внутри группы, которая должна вовлекать всех членов группы в совместную работу, но может привести к значительной потере доли эффективности, поскольку отрицательный отзыв о работе других студентов вызывает всеобщее порицание и приводит к отсутствию объективности.

Важным моментом оценки работы в малых группах является разработка критериев оценки, которые были бы надежны, объективны, свободны от предвзятости. Трудность представляет тот момент, что этот метод работы ориентирован не только на приобретение знаний, а затем и их оценку, но и на определение эффективности индивидуальной и коллективной работы членов малой группы. Оценка качества подготовки и работы студентов осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплины, оценка компетенций обучающихся. Работа обучающихся над содержанием кейса в малых группах может быть оценена преподавателем по следующим критериям: достаточная глубина раскрытия темы, умение принимать решения и аргументировать их, владение логикой построения рассуждений, навык поиска и анализа информации, навык межличностного общения, активность, а также навык устного и письменного общения на иностранном языке (лексика, грамматика). Соответственно, в процессе оценивания студентов необходимо использовать как традиционные, так инновационные виды и формы контроля.

Проблемы контроля являются актуальными как для педагогической теории, так и для педагогической практики, поскольку повышение качества преподавания и обучения неразрывно связано с улучшением системы контроля. Сегодня роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и новыми задачами обучения. Контроль будет осуществляться на должном уровне только тогда, когда он будет проводиться регулярно, дифференцированно и объективно. Необходимо рассматривать содержание и организацию контроля речевых умений в тесном единстве с контролем языкового материала.

Список литературы

 

1.    Зимняя И.А. Учебное сотрудничество в процессе обучения иностранному                           языку    в    школе    //    Коммуникативное   обучение иностранным языкам. Пермь-Москва. 1998. С.25-31