Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
27 июля 2020г.

Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе и на занятиях в учреждениях дополнительного образования заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока или занятия. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь можно отвести игровым технологиям.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и     приемов     организации    педагогического    процесса    в     форме     различных    педагогических    игр «педагогическая игра» обладает      четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

В учреждении дополнительного образования игровой метод используется как:

·              самостоятельная технология для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

·              технология воспитательного мероприятия.

Для реализации игровой технологии перед учащимися ставится цель в форме игровой задачи; деятельность учащихся подчиняется правилам игры; в ходе игры учебный материал используется как средство.

При усвоении материала с использованием игровых методов достигается высокий эффект, потому что учебный материал существенно приближается к конкретной практической или профессиональной деятельности. В процессе игры учащиеся проявляют творческую изобретательность. В этом случае решается одна из ключевых проблем педагогики — проблема мотивации учебной деятельности. Игровые технологии представляют огромный интерес как для педагогов, так и для учащихся.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. Преподаватели, обучающие учащихся старших классов профессии, используют в своей деятельности игры интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса их можно отнести к:

-   обучающим, тренировочным, контролирующим, обобщающим;

-   познавательным, воспитательным, развивающим;

-   репродуктивным, творческим;

-   коммуникативным, диагностическим, профориентационным, психотехническим.

Игровые технологии в обучении и воспитании детей старшего школьном возрасте отличаются качественным своеобразием. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Игровые технологии используются при усвоении нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т.п. Чаще всего педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры», применяя различные модификации: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры. Тактика педагога должна строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.

Несмотря на старший школьный возраст учащихся, которые обучаются в нашем учреждении по профессиям, одним из эффективных методов является проведения занятий в форме деловых, ролевых игр, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности. Все эти игры можно  объединить одним направлением «Кем быть?» Они способствуют профессиональному самоопределению учащихся; формируют коммуникативную и нравственную их компетентность; обучают  умению вести диалог; укрепляют уверенность в своих силах, развивают умение слушать и правильно понимать других, адекватно реагировать на вопросы и ответы. Учащиеся с удовольствием создают игровые замыслы, проявляют творческую активность.

На занятиях по профессии «Секретарь руководителя» преподаватель применяет следующие виды игр.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (проведение деловой беседы, обсуждение плана работы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет руководителя, зал для переговоров и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов, предполагает применение стандартных речевых оборотов.

Операционные  игры.  Они  помогают  отрабатывать  выполнение  конкретных  специфических операций, например, обслуживание посетителей по принципу «Чай, кофе, вода», сервировка стола, телефонные переговоры. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей.      В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли  разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», например, тема «Трудоустройство», где учащимся предлагается распределиться по ролям и исполнить роли начальника отдела кадров, секретаря, человека, претендующего на вакантную должность. При этом выполняются конкретные действия, применяются соответствующие речевые обороты.

Для расширения представления о работе ателье (швейной мастерской), о профессии модельер учащиеся, обучающиеся по профессии «Швея», разыгрывают ролевую игру «Швейная мастерская». Ребята называют профессии, связанными с пошивом одежды, рассказывают, в чем заключается работа каждой из этих профессий. В игре словарь обогащается профессиональными формулами.

Преподаватель активно использует дидактические игры:

- «Собери изделие из деталей». Используют при изучении  темы «Моделирование». Из предложенных деталей изделий в масштабе учащиеся собирают изделие, например, различные фасоны платьев.

-     «Найди лишнее». Используют при изучении различных видов швов. Учащимся предлагается ряд изображений, из которых они пробуют найти одно лишнее. Затем ученики, объясняют свой выбор.

Преподаватель по профессии «Флористика» предоставляет детям возможность примерить на себя роли продавца, флориста, курьера, покупателя цветочного магазина. Учащиеся практикуются в составлении букетов. При проведении игры в активный словарь включаются профессиональные термины.

При изучении любой темы на всех этапах урока используются кроссворды. Вызывает интерес к познавательному процессу такая форма проведения занятий как КВН. Главным плюсом такого урока можно назвать то, что он новый и необычный, а потому повышает интерес к предмету.

Преподаватель включает такие уроки в систему процесса обучения, определяет их место и роль в процессе познания и освоения профессии.

Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой - способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха. Применение их должно учитывать определенные этапы:

-   подготовки (разработка сценария, ввод в игру, ориентация участников);

-   проведения (сам процесс игры);

-   анализа, обсуждения и оценки результатов игры (обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов).

С психолого-педагогической точки зрения, игра - мощная сфера обретения самостоятельности человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

 

Список литературы

 

1.    Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 194 с.

2.   Загрекова, Л.В. Теория и технологии обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М. : Высшая школа, 2004. – 157 с.

3.   Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 . – 432 с.