Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ВНУТРИВУЗОВСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

При реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП ПК) преподавателей вуза особую актуальность приобретают использование активных форм и методов обучения.

В образовании взрослых наработан целый комплекс информационных средств и методик обучения, среди которых: методика обучения с использованием компьютеров; методика компьютерного управления процессами обучения; методика обучения на основе Интернет-технологий; методика обучения на основе Web-технологий и др. [2].

ДПП ПК «Внутривузовское оценивание качества образовательного процесса» реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий, в частности с применением Moodle. Данная система позволяет реализовать информационное взаимодействие; отражает показатели усвоения учебных элементов и связей между ними на уровнях модуля, качество этого усвоения, как отдельного слушателя, так и группы в целом.

Для формирования компетентности преподавателей в области внутривузовского оценивания качества образовательного процесса (ВОКОП) в практике Курского государственного университета хорошо себя зарекомендовали следующие активные организационные формы и методы обучения в системе дополнительного профессионального образования:

-   лекционные занятия (проблемная лекция, лекция визуализация, лекция вдвоем, лекция дискуссия, лекция беседа, лекция консультация[1, с.105-112]) для формирования знаний в области ВОКОП;

-       практические занятия (игровое проектирование «SWOT», семинар-дискуссия, организационно- деятельностные игры, семинары с использованием кейс-метода (casestudy) или ситуационного обучения, семинары с использованием метода «мозговой штурм», семинары с использованием метода «круглого стола») для формирования умений в области ВОКОП;

-метод проектов для формирования практического опыта по ВОКОП.

Проблемная лекция опирается на  логику последовательно моделируемых ситуаций путем  постановки проблемных вопросов или проблемных задач, требующих активной познавательной деятельности слушателей. Например, в лекциях «Государственные и внутренние механизмы обеспечения качества ВПО в контексте Болонского процесса», «Качество образовательного процесса как ключевая цель развития высшего профессионального образования»моделировались противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях.

Лекция-визуализация используется при изучении таких тем, как «Требования к организации учебных занятий в вузе, оценке учебных занятий в вузе», «Этические нормы и правила внутривузовского оценивания качества образовательного процесса», «Возможности Интернет-ресурсов для организации оценивания результатов образовательного процесса» и др. Основное содержание лекций представляется в виде видеофрагментов с комментариями лектора.

Лекция вдвоем представляет собой работу двух-трех преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. Например, при проведении лекции по таким темам, как «Самооценка деятельности вуза по критериям премий по качеству», «Рейтинговая  оценка преподавателя», «Критерии и показатели оценки деятельности факультета, кафедры» и др. лекторы придерживались различных взглядов на проблемное поле вопросов, разыгрывали дискуссию на глазах слушателей, тем самым активизировали их и подавали пример научной полемики.

Лекция беседа предполагает максимальное  включение слушателей в интенсивную беседу с  лектором посредством применения диалога, полилога. При изучении таких тем, как «Требования к методическому обеспечению текущей и промежуточной аттестации студентов», «Паспорт и программа формирования компетенции в составе ООП ВПО» средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории, организация дискуссии с последующим переходом ее в диспут, создание условий для возникновения альтернатив.

Лекция консультация используется при изучении тем с четко выраженной практической направленностью, содержание строится по вопросам слушателей, которые задаются заранее (посредством системы Moodle), а для ответов на поставленные вопросы приглашаются ученые-практики, представители ректората.

Семинар – игровое проектирование «SWOT» предназначен для определения слушателями сильных, слабых сторон решения конкретной проблемы, задачи, вопроса, благоприятных возможностей, которые продиктованы решением проблемы, задачи, вопроса и угроз, рисков, которые несет с собой конкретная проблема.

Семинары с использованием метода «мозговой штурм» представляют собой максимально напряженную творческую мыслительную работу группы слушателей по решению определенной практико-ориентированной задачи в предельно сжатые сроки. Так, например, на семинаре «Качество образовательного процесса» было обозначено «проблемное поле» профессиональной деятельности преподавателей, предложен «портфель» идей по определению и оцениванию качества образовательного процесса, который затем нашел отражение в деятельности сотрудников университета. Коллективная работа в составе творческих микрогрупп по определению структурных элементов качества образовательного процесса в университете позволила разработать серию проектов. Среди них: «Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса», «Качество организационной культуры вуза», «Качество научно-исследовательской деятельности» и др.

Семинары с использованием метода «круглого стола» представляют собой разновидность диалога. Например, при проведении семинаров по темам «Требования к методическому обеспечению текущей и промежуточной аттестации студентов» «ИГА: оценивание результатов обучения студентов по ООП ВПО» организовывалось коллективное обсуждение проблемы. Причем до начала семинаров, слушателям предлагалось подготовить интересующие их вопросы, посредством системы Moodle сообщить их куратору курсов для подготовки информации, освещаемой на круглом столе. Особое значение придавалось и оснащению места проведения семинара, само название предполагало необходимость круга или какого-нибудь другого расположения, зрительно подчеркивающего равенство участников.

Доминирующей формой проведения семинара являются организационно-деятельностные игры (ОДИ), которые представляют собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой деятельности, нацеленных на создание «продукта игры»– текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы.

Семинары с применением методы ситуационного анализа (casestudymethod) представляют собой неигровые имитационные технологии обучения, где слушателям предлагается индивидуально или при работе в группе самостоятельно проанализировать ситуацию, продиагностировать проблему, и представить свои находки и решения в дискуссии с другими слушателями

Для формирования опыта применения знаний и умений в области ВОКОП используется метод проектов. Разрабатываемый слушателями в ходе реализации ДПП ПК итоговый индивидуальный учебный проект,

включает в себя следующие компоненты:

-   вводная часть: аннотация проекта: актуальность темы проекта, анализ проблемы, цель и задачи проекта;

-         часть I:анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих оценивание качества образовательного процесса, анализ нормативно-правовой документации разработанной самостоятельно слушателем или степень его участия в ее разработке;

-   часть II: авторская модель ВОКОП на выбранном преподавателем уровне (на уровне вуза, направления подготовки / специальности, кафедры, учебной дисциплины (взаимодействия преподавателя и группы студентов), субъектно-личностном уровне);

-     часть III: отчет об использованных автоматизированных, информационных  систем при оценивании качества образовательного процесса;

-      часть IV: отчет о проведенном внутреннем аудите, об организации и проведении оценивания программно-методического обеспечения, преподавания, учения, а также результатов образовательного процесса;

-    часть V:материалы выступления преподавателя на заседаниях кафедры, Совета факультета, Ученого совета университета  по результатам внедрения разработанной модели или ее элементов в образовательный процесс вуза;

-   часть VI: публикации, выполненные преподавателем по проблеме проекта;

-   часть VII: выводы по результатам выполнения индивидуального итогового учебного проекта.

Для итогового контроля подготовки преподавателей используется активная форма «круглый стол», на которой осуществляется защита выполненного слушателем итогового индивидуального учебного проекта.

 

Список литературы

1.      Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина / В.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

2.      Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий [Текст]: Методические рекомендации./ Б.В. Авво, А.А. Ахаян, Е.С. Заир-Бек и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 108 с.