Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Одной из важных составляющих в организации процесса профессиональ- ной подготовки является участие студентов высших учебных заведений в научно-исследовательской деятельности. Участие в научной работе развивает творческие возможности и таланты в различных формах профессиональной деятельности, мотивирует стремление к объективации и углублению знаний, формирует аналитические качества мышления [1,3].

Конечно, учебные лаборатории и факультативы, участие в работе студенческих научных обществ и конференций предоставляет возможности студенту понять основы научной работы, найти руководителей, оппонентов и единомышленников для своих исследований. Так или иначе исследовательской работой занимаются многие студенты вузов, иногда не придавая этому значения. Выполнение рефератов, курсовых, квалификационных работ обязательно предполагает проведения пусть несложных исследований, хотя не каждому исполнителю этих работ по силам её выполнение. Кроме того, значительная часть успевающих студентов не могут похвастаться устойчивой исследовательской мотивацией. Но более глубокая   научная   работа   оказывается   возможной   в    форме   учебно- исследовательских коллективов, которые могут создаваться как на основе организационных решений, так и для достижения каких -либо исследовательских целей при изучении объективно-существующей научной задачи [2,6].

Формирование студенческих исследовательских коллективов в перечисленных формах позволяет достичь сразу нескольких методических и педагогических целей, имеющих важное значение для привития профессиональных качеств. Достижение таких целей в стандартном учебном процессе может происходить только в случайно сложившихся условиях или просто стихийно [3].

Одной из главных достижимых целей при формировании студенческих научных коллективов следует признать построение системы отношений, моделирующей функционирование настоящего исследовательского подраз- деления, нацеленного на решение научной задачи. При этом в студенческой среде зачастую формируются устойчивые личностные связи, сохраняющиеся на протяжении всего периода обучения, а иногда и после завершения обучения, насколько возможно это отследить [4].

Другой достижимой целью можно указать эффект взаимного усиления мотивации не только в учебе по стандартной программе, но и в достижения учебно-исследовательских целей, которые возникают как подзадачи, объединяющей коллектив.

Участие группы студентов в решении учебно-исследовательской задачи практически всегда сопровождается заметным повышением интереса к изучению дисциплин, базовых в отношении к поставленной задаче. Однако иногда приводит к уменьшению вниманию к дисциплинам других учебных циклов, для чего приходится прикладывать определенные меры противодей- ствия 4].

Культивирование НИР студентов, привлечение к этой деятельности, насколько это возможно, широкого круга участников осложняется рядом объективно    существующих    трудностей,    обусловленных    внешними условиями существования высшего образования. Эти трудности являются одной из проблем педагогики и психологии высшей школы. Анализ статистических данных за 1999–2003 гг. показал , что при общем росте численности студентов в вузах России, их участие в выполнении научно- исследовательской работы постоянно сокращается. В 1999 г. удельный вес студентов, участвующих в оплачиваемых работах, достигал 6,3 %, а в 2003 г. –   всего 1,4 % общего числа студентов, т. е. уменьшился более чем в 4,5 раза [5]. 

Результатом научной деятельности является создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью и уникальностью. Описываемые методические и организационные задачи были проверены экспериментально в течении 2007/08 и 2008/09 учебных годов в Южно-Уральском государственном университете. По решению совета вуза были организованы учебно—исследовательская и учебно-методическая лаборатории, ориентированные на решение нескольких учебно-методических задач цикла программных продуктов. Результатом выполнения студенческим коллективом инициативных работ стало формирование прототипа учебных программ, основные отличительные черты которых отражены в коллективной монографии [6].

Опыт создания и организации деятельности студенческих лабораторий показал высокую эффективность и хорошие результаты в достижении поставленных методических целей, о чем свидетельствует написанная учебная монография.

 

Список литературы

 

1.     Горева, Е.А. Мотивация творческой деятельности студентов в современном    образовательном   процессе    /Е.А.    Горева,   А.В. Петренко, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Перспективы развития науки в  области педагогики и психологии». Челябинск, 2014. – С. 50-52.

 2.     Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.–практ. конф.: «Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. –  С. 112-115.

3.     Мицкевич, С.Э. Возможности повышения учебной мотивации студентов медицинской специальности / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева //Тенденции развития психологии, педагогики и образования Сборник                 научных   трудов  по   итогам   международной  научно- практической конференции. Казань, 2015. С. 35-37.

4.     Мицкевич, С.Э. Использование инновационных методик в системе высшего медицинского образования для обучения навыкам общения и профилактики конфликтов / С. Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 140-142.

5.     Момот, А. И. и др. Организационно-методические основы активизации функционирования системы НИРС / А. И. Момот // Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. НИИВО, 2003. Вып. 5.

Пустыгин, А. Н. Инструментальные средства для изучения программного обеспечения с открытым исходным кодом/       А.Н. Пустыгин, Д.С. Ботов, М.Ю. Ежов, И.С. Ермолаев, А.С. Новиков, В.П. Поляков, К.М. Ханкин //               Учебное пособие под редакцией А. Н. Пустыгина - Челябинск. Издательство ЮурГУ. 2008, 114 С.