Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   В современной модели российского образования подчеркнута необходимость кардинальных изменений в организации образовательного процесса, создание и использование технологий формирования и развития компетентных, отвечающих запросам рынка специалистов, способных реализовать установку «образование через всю жизнь». В течение времени каждая деятельность претерпевает определенные этапы развития, подвергается эволюции [1].

   Изменения в технологии образовательного процесса можно рассматривать как эволюционный процесс. Одним из важнейших резервов в решении проблемы повышения качества подготовки специалистов является организация самостоятельной работы студентов. Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к использованию в образовательном процессе новых технологий – инновационные и интерактивные технологии обучения [5]. Новые технологии необходимо использовать не только во время аудиторной работы студентов, они с успехом могут применяться и в организации самостоятельного образования студентов в рамках внеаудиторного обучения. При этом кардинально поменяется деятельность преподавателя при организации самостоятельной работы – уход от информационной деятельности к режиму консультирования и управления данным процессом [1].

  Практическому использованию полученных знаний способствует выполнение творческих заданий. В связи с этим нам представляется наиболее перспективным введение в учебный процесс методов и средств, повышающих творческую активность студентов.

   Активизация творческой деятельности студентов осуществляется практически на всех кафедрах ЮУГМУ и Челябинского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова как через систему творческих заданий в аудиторной и внеаудиторной работе, так и путём использования интерактивных форм проведения занятий.

   Само слово «творчество» определяется в толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, а, следовательно, творческие работы подразумевают создание нового собственными силами, собственным интеллектуальным напряжением, а не усвоение готовых знаний. Каждый студент в течение учебного года имеет возможность выбрать тот вариант творческой работы, который ему больше по душе. Студент получает задание у преподавателя, оговариваются сроки выполнения работы, составляется план проекта и форма его представления, по выполнении задания студент отчитывается. Творческие задания специфичны для каждой кафедры.

   Хотим представить несколько вариантов творческих заданий, которые можно применять на большинстве кафедр.

   Одной из самых популярных является проектная методика. Она отличается кооперативным характером выполняемой задачи при работе над проектом, является творческой и ориентирована на личность студента. Проектная технология предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого раздела проекта [2]. Проектная деятельность позволяет студентам выступать в роли авторов, созидателей, повышает интерес, а значит и творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует углубленному знанию предмета, повышает уровень владения практическими навыками. И главное – формирует инициативность и навыки самостоятельной работы. Наиболее частой формой отчета является мультимедийная презентация. Так же формой отчета может быть доклад, стендовый доклад, реферат и т.д.

    Вариантом творческого задания является составление кроссвордов. Составление кроссвордов можно рассматривать как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета, а подготовленные студентами кроссворды могут использоваться в качестве дидактического материала. Особенно эффективно использовать такие творческие задания для изучения и закрепления различного рода определений. Формулировка вопроса при составлении кроссворда требует от студента точности и углубленного знания материала. Использование такого материала возможно при проведении контроля исходного уровня знаний студентов, в качестве тренингов и т.д.

   Новая форма проведения занятий в аудиторное и внеаудиторное время – экспертиза медицинской документации [4]. Студентам предлагаются материалы, представленные выписками из карт историй болезней, клиническими задачами, какой-либо раздел которых содержит фактический или логический дистрактор – задача «с ошибками». Каждая задача представлена несколькими уровнями сложности. Задачей студента является выявление несоответствий в жалобах, анамнестических данных, ошибок в объективном, лабораторном и инструментальном обследовании больного, в трактовке клинического диагноза (основного и сопутствующих заболеваний), оценить рациональность терапии, диспансерного наблюдения. Таким образом, каждый последующий вариант отличается от предыдущего большим количеством дистракторов, степенью сложности несоответствий, большей вариабельностью лабораторного обследования [4]. Выступление студентов в качестве экспертов, умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоопределению личности студента, развитию критичности, самоуважению.

    Перевод иностранной статьи или научной работы так же может рассматриваться как творческое задание. Выполнение перевода научной статьи с иностранного языка позволяет студенту не только пополнить знания по предмету, но и ощутить свою включённость в мировое научное сообщество. Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую преподавателем статью или ту, что заинтересовала его самого по данной проблеме. При выполнении такого задания у студентов вырабатывается умение сравнить изложение изучаемой темы в разных учебных пособиях отечественных и зарубежных авторов и попробовать сделать свои собственные выводы и заключения. Если такое задание получают несколько студентов, то возможно проведение занятия в виде тематической дискуссии по этому вопросу.

    Деловые игры позволяют использовать коммуникативный подход при проведении занятия, повышают мотивацию студентов, способствует формированию у них коммуникативной компетентности, которая является одним из факторов успеха в любой профессиональной сфере [3]. Развитию творчества будет способствовать создание студентом собственного сценария деловой игры, по какой либо теме или разделу. Сам студент выступает в роли автора, самостоятельно планирует основные моменты проведения деловой игры. Преподаватель в данном случае выступает как консультант и эксперт.

   Вариабельность форм мотивации студентов к творческому началу познавательного процесса позволяет наиболее широко и эффективно учитывать индивидуальную ментальность обучаемых в достижении конечного результата образовательного процесса.

 

Список литературы

1.      Дианкина, М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской

2.      школы (психолого-педагогический аспект). [Текст] / М.С. Дианкина – М., 2000 – 256 с.

3.      Горева, Е.А. Современные технологии в образовании студентов педиатрического факультета [Текст] /Е.А. Горева, С.Э. Мицкевич // сборник научных трудов по итогам международной межвузовской науч.-практ. конф.: «Актуальные проблемы и достижения в медицине». Самара, 2014. - С. 112-115.

4.      Наумов, Л.Б. Учебные игры в медицине [Текст]/ Л.Б. Наумов – М., 2007. – 46 с.

5.      Ситуационные задачи по педиатрии (экспертная оценка медицинской документации): учеб. пособие[Текст] / Е.А. Горева, В.И. Куличков, С.Э. Мицкевич и др. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2013. – 285с.

6.      Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]/ С.Б. Ступина// учеб.-метод.пособие. – Саратов: «Наука», 2009. – 52 с.