Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА СЕМИНАРЕ-ДИСКУССИИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Глобализация оказывает существенное влияние на модернизацию методов обучения специалистов иностранным языкам. В настоящее время наиболее признанным в Европе и США является коммуникативный подход к изучению иностранных языков, который направлен на возможность общения в той или иной форме.

Коммуникативный подход осуществляется  при проведении преподавателем высшей школы групповой дискуссии на иностранном языке, которая является одним из эффективных методов и одновременно форм обучения. Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) представляет собой обсуждение какой-либо проблемы или спорного вопроса на собрании, в печати или в беседе.

Целью проведения семинара-дискуссии является развитие навыков диалогической и полилогической речи, а также делового сотрудничества. В ходе проведения семинара студенты учатся формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения, выяснять и опровергать позиции оппонента.

Преподаватель ставит своей задачей обеспечение каждому студенту возможности активно участвовать в обсуждении, давать оценку правильности высказываний, обосновывать свою точку зрения, активно отстаивать свою позицию. Кроме того, данная технология способствует формированию социально-психологической готовности молодежи работать в команде с целью разрешения проблемы.

Важно, чтобы при проектировании дискуссии преподаватель четко определил языковые и воспитательные компетенции, которые будут сформированы на данном семинаре.

В литературе различают дискуссии разного типа: свободные, программированные и промежуточные [5,6]. Свободная дискуссия характеризуется спонтанностью развития и невысокой степенью организованности. Поскольку она не является строго регламентированной, то такая дискуссия способствует большей раскрепощенности студентов и большей вовлеченности в обсуждение. Преподавателю необходимо в таком случае следить за ходом дискуссии, чтобы предотвратить хаос.

Программированная дискуссия характеризуется наличием определенного алгоритма и сценария ее проведения. Положительными сторонами такой дискуссии являются продуманность, организованность и целенаправленность действий участников. Вместе с тем, в отличие от первого типа она в некоторой степени ограничивает инициативу студентов.

Кроме того, выделяют еще и межгрупповую дискуссию, которая может представлять собой форму самостоятельной активной работы студентов. Такая форма дискуссии создает возможности для выработки коллективного решения проблемы.

Форма проведения дискуссии предполагает расположение студентов лицом друг к другу по принципу «круглого стола». Это стимулирует активность студентов, создает благоприятные условия для равноправного обсуждения проблемы.

Существуют определенные трудности при обучении студентов говорению [7]. Часть студентов испытывает психологический дискомфорт, связанный с боязнью сделать ошибки или подвергнуться критике преподавателя. Не всегда молодым людям удается быстро найти правильные эквиваленты на иностранном языке, и они вынуждены прибегать к использованию родного языка. Не секрет, что студенты обладают неравным уровнем знаний. В связи с этим нередко на занятиях преобладает речь одних студентов, в то время как другие неохотно участвуют в работе больших групп.

Проведению дискуссии предшествует определенная работа преподавателя и студентов, которую можно разделить на три этапа [4, 5, 6,7]. В течение первого подготовительного периода преподаватель вместе со студентами формулируют тему дискуссии, определяют источники информации и технические средства обучения, распределяют роли, формируют в случае необходимости малые группы (от двух до пяти человек), обсуждают сценарий дискуссии [8, C.107]. Предмет дискуссии определяется как некое противоречие содержательного или нравственного характера [9, С. 198]. Разрешение такого противоречия должно допускать неоднозначные, иногда альтернативные подходы,  толкования и оценку.  Важно использовать материал, имеющий высокий уровень значимости для студентов [8, C. 81]. Так, например, со студентами-юристами могут быть проведены дискуссии по таким положениям, как «Смертная казнь: за и против», «Почему люди совершают преступления?», «Следует ли разрешить заключенным голосовать?». Можно выбирать три – семь вопросов. Проблематизация учебного процесса, то есть создание проблемных ситуаций, и активная работа студентов по их разрешению обеспечивает эффективность обучения иностранному языку.

Участники дискуссии устанавливают временной регламент, выбирают основные позиции выступающих.    Могут быть выделены также группы студентов, выполняющих роли «экспертов», «оппонентов», «психологов», «логиков» [1, C.287]. «Эксперты» оценивают продуктивность дискуссии.

«Оппоненты» делают заключения о качестве выступлений и предлагают свое видение предмета дискуссии, выявляют противоречия  в выступлениях. «Психологи» анализируют атмосферу дискуссии.  «Логики» выявляют противоречия в рассуждениях и недостатки обоснованности высказываний.

Преподаватель еще до начала использования этого метода знакомит студентов с правилами ведения дискуссии [1, C.286]. Важно создать и поддерживать среди студентов атмосферу интеллектуального поиска и доброжелательного сотрудничества. Студентов необходимо  ознакомить с правилами проведения обсуждения проблемы для того, чтобы они могли в полной мере проявить свою самостоятельность, активность, уметь критиковать идеи, но не личности и таким образом избегать конфликтов. Поскольку занятие проводится на иностранном языке, следует активизировать знания студентов правильного использования необходимых терминов, выражений и словосочетаний, то есть предварительно подготовить студентов к адекватному использованию коммуникативных стратегий самовыражения речи и языковых средств в условиях толерантного взаимодействия коммуникантов [3].

Второй этап – оценочный, в ходе которого осуществляется обоснование и оценка информации. Студентам предлагается выявить как можно больше решений поставленной проблемы. Преподаватель стимулирует обмен мнениями студентов, просит аргументировать свои высказывания, подтверждать их фактами и при этом старается минимизировать свое вмешательство в ход обсуждения проблемы [8, C.109]. Важно также направлять внимание студентов на соблюдение законов формальной логики [4]. Преподавателю необходимо также поощрять беглость речи студентов, оставляя обсуждение ошибок на следующий этап дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии, которые должны отражать мнения большинства студентов. Преподаватель вместе со студентами делает выводы, оценивает работу группы и вклад каждого студента, стимулирует рефлексивную оценку студентов [8, C. 110].

В ходе такого семинара-дискуссии студент получает возможность проектировать собственную деятельности. Это обеспечивает его интеллектуальную и личностную активность, а также включенность в процесс учебного познания. Студенты приобретают определенную культуру в совместном поиске решения проблемы [2, C. 233], совершенствуют навыки диалогической и полилогической речи на иностранном языке.

Семинар-дискуссия может использоваться при проведении «Круглова стола», Дебатов», «Форума», «Мозгового штурма», «Техники аквариума», других деловых и ролевых игр. Он может предшествовать применению наиболее продуктивного метода обучения - проектной деятельности студентов.

Список литературы

 

1.        Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб. – метод. пособие /кол. авторов; под ред. Т.В.Черниковой – М. : Планета, 2011.

2.        Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Научное издание. – М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008.

3.        Мирзоева Д.А. Обучение коммуникативным средствам самовыражения учащихся в личностно-ориентированном иноязычном общении. Автореф. дисс. … к.пед.н. 13.00.02. Нальчик, 2011.

4.        Морозова И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика. – 2010. - № 1. - С. 25 – 35.

5.        Нургалиева А.Ж. Дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку //Мир педагогики и психологии. Международный научно-практический журнал. – 2017. - № 4.

6.        Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.Пособие для студентов высш. проф. образования  /А.П. Панфилова. – 4-е изд. Стер. – М. Издательский центр «Академия », 2013.

7.        Салиева З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3. — С. 63-65.

8.        Современные образовательные технологии: учебное пособие /коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской

9.        Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд – Ростов н/Д: Феникс, 2011.