Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Авторы:
Город:
Железногорск, Красноярский край
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Аннотация: Проведено динамическое наблюдение за физической подготовленностью курсантов и слушателей, обучающихся с 3 по 5 курсы, анализ уровня развития общей и скоростной выносливости. Выявлено, что более 96% курсантов 3-го года обучения успешно справляются с контрольными нормативами. Однако на 4-5-ом году обучения отмечено стойкое снижение результатов в беге на 5 км., 3 км. и 1 км. Одной из возможных причин отрицательной динамики является переход слушателей 5 курса на самостоятельную подготовку по физической культуре.

Ключевые     слова:     курсанты,     выпускники,     физическая     подготовленность,     функциональная готовность, выносливость, тестирование.




DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF ENDURANCE AT HIGH SCHOOL STUDENTS OF FIRE-TECHNICAL PROFILE

 

Kimyaeva S.I.¹, Osokin D.A. ¹

 

¹FSBEE НЕ Siberian Fire and Rescue Academy EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk krai,

 

Abstract: This paper outlines the results of a dynamic observation of cadets’ physical fitness during their third to fifth years of study, as well as offers an analysis of the development of general and speed endurance. During the study, researchers registered that over 96% of cadets in their third year successfully fulfill test requirements. However, fourth- and fifth-year cadets exhibit a steady decline in performance in 5 km, 3 km, and 1 km races. Researchers suggest that the transition of fifth-year students towards self-directed physical training is among the possible reasons for the negative trend.

Key words: cadets, graduates, physical fitness, functional readiness, endurance, fitness testing.

Актуальность

Физическая подготовленность человека – один из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека. Известно, что физическая подготовленность, являясь результатом физической подготовки, тесно связана с функциональной готовностью человека, его физической работоспособностью. Пристальное внимание специалисты и ученые уделяют студенческому возрасту как периоду активного социального и профессионального становления человека. Ряд исследователей отмечают снижение уровня физической подготовленности современной студенческой молодежи во  время обучения в вузе  [1, 3, 4]. При этом отдельные авторы отмечают повышение уровня развития двигательных качеств у студентов на протяжении одного учебного года [2].

Актуальность повышенных требований к физической подготовленности специалистов государственной противопожарной службы связана с необходимостью решения профессиональных задач на должном уровне, связанных с ликвидацией пожаров, стихийных бедствий и спасением людей. В России, несмотря на значительное сокращение количества пожаров с 2003 года на 41 %, в 2016 году ежедневно происходило около 419 пожаров в день, в которых погибли и получили травмы различной степени 29 – 27 человек [10].

Развитие выносливости, как одного из компонентов физической подготовленности человека, играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов пожарной безопасности. Играя существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и формировании физического здоровья, общая выносливость является важной предпосылкой развития специальной выносливости [8]. Условия труда личного состава противопожарной службы при ликвидации пожаров и их последствий связаны с длительным выполнением однообразных движений при наличии больших физических и эмоциональных нагрузках, быстрым передвижением и выполнением работ в различных условиях, в том числе, в условиях реальной и потенциальной опасности, повторяющимися значительными кратковременными физическими и нервно- эмоциональными перегрузками в экстремальных ситуациях [6]. Развитие общей и специальной выносливости является одним из условий адаптации человека к большим физическим нагрузкам в неблагоприятных условиях (загазованности, недостатка кислорода, резких перепадов температур, снижения давления и пр.), а ведущими системами в обеспечение работы субмаксимальной и большой мощности являются кислородтранспортная и центральная нервная системы. Снижение уровня развития выносливости у студенческой  молодежи на протяжении периода обучения отмечено не только в вузах гражданской направленности [1, 3, 7], но и вузах, ведущих подготовку специалистов государственной противопожарной службы [5]. Неоднозначность мнений и фрагментарность исследований повышает актуальность мониторинговых исследований физической подготовленности, в частности, развития выносливости будущих специалистов противопожарной службы с целью повышения качества профессиональной подготовки в вузе.

Материалы и методы исследования

Проведено динамическое наблюдение в 2015-2017 г.г. 64 курсантов и слушателей мужского пола (очной формы обучения) с 3-го по 5-й курс, обучающихсяв ФГБОУ ВОСибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Возраст курсантов на 3-м курсе обучения варьировал от 20 до 24 лет, на 5 курсе от 22 до 26 лет. Объем дисциплины «Физическая культура» у курсантов 3-4 курса составлял 86 часов в каждом учебном году. На 5 курсе слушатели не проходили обязательную программу по дисциплине, а занимались самостоятельно. Уровень развития выносливости курсантов и слушателей оценивался на основании сравнивания результатов наблюдения с помощью оценочных (контрольных) нормативов [9], которые выполняют важную роль, как одна из форм учета и контроля в системе физического воспитания [8]. Тестирование физической подготовленности курсантов и слушателей проводилось: в мае 2015 и 2016 г.г в беге на 5 км., 3 км., и 1 км, в марте 2017 г. – в беге на 1 км. Полученные результаты обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows 2007. При нормальном распределении полученных величин был использован дисперсионный анализ повторных измерений (t-критерий Стьюдента). При распределении, отличным от нормального, был использован непараметрический критерий Вилкоксона при 2-х повторных наблюдениях в группе. Попарное сравнение во множественных (3-х) наблюдениях проводилось с помощью критерия Ньюмена-Кейлса. При сравнении качественных признаков (уровень подготовленности) использовался критерий - χ². Для дополнительного сравнения качественных признаков использовалась поправка Бонферрони для расчета коэффициента достоверности при динамических наблюдениях в одной группе.

Результаты и их обсуждение

Результаты тестирования в беге на 5 км., 3 км. и 1 км. у курсантов и слушателей представлены в таблице. Согласно полученным данным средние значения и медианы находятся в пределах среднего уровня развития выносливости при обучении курсантов на 3-4 курсах. Расчет средних показателей в беге на 5 км. и 3 км. показал более высокий уровень результатов при обучении на 3 курсе по сравнению с последующим годом обучения на 44,72 – 20,00 сек. соответственно (p<0,001). В беге на 1 км средние результаты курсантов 3-го и 4-го года обучения находятся в одном диапазоне и статистически значимо ниже результатов выпускного 5-го курса на 8,64-7,08 сек. (p<0,001), что указывает на более низкий уровень специальной (скоростной) выносливости выпускников по сравнению с предыдущим периодом обучения (Таблица 1).

Таблица 1

Физическая подготовленность курсантов и слушателей СПСА в беге на средние и длинные дистанции.

 

 

Виды тестирования

Средний

уровень, сек.

 

n

курс

 

Достоверность различий

3

4

5

Бег 5 км, сек.

1300-1360

64

1224,14 ± 71,45

1268,86 ± 65,18

p 3-4<0,001

 

Бег 3 км, сек.

 

695-720

 

64

690,00

[673,50-705,50]

710,00

[699,50-722,50]

 

p 3-4<0,001

 

Бег 1 км, сек.

 

200-215

 

62

197,47 ± 9,02

199,03 ± 8,92

206,11 ±

15,98

 

p 3,4-5<0,001

 

Результаты исследования показали, что 96,4-100% курсантов 3-го года обучения справляются с выполнением контрольных нормативов в беге на 1, 3, 5 км. Наиболее высокий уровень развития общей выносливости 3-курсники проявляют в беге на 5 км., где подавляющее большинство (86,2 %) тестируемых имеют выше среднего и высокий уровень результатов. В беге на 3 км. и 1 км. выше среднего и высокий уровень результатов имеют более половины (58,4 – 63,1 %) обучающихся и лишь до 5 % обучающихся показали низкий уровень показателей в данных видах испытаний.

На 4-м году обучения результаты курсантов в беге на 1 км. практически не изменились, а в беге на 5 км. выявлены реципрокные изменения в группах с высоким и выше среднего уровня результатов (p<0,02) и снижением суммарной доли лиц в этих группах на 13,8 %. Наиболее существенно меняются результаты испытаний в беге на 3 км. Доля лиц, имеющих результаты выше среднего и высокого уровня, снижается в 2,7 раза (p<0,05) по сравнению с обучением на 3 курсе при одновременном увеличении доли обучающихся с низким уровнем результатов испытания в 6 раз (p<0,001) (Рисунок 1).




Аналогичная динамика выявлена при испытаниях в беге на 1 км. на 5-м году обучения при самостоятельной физической подготовке выпускников: снижение доли лиц с высоким и выше среднего уровнем результатов в 1,77 раза (на 27,6%) по сравнению с предыдущим периодом обучения и значительным увеличением (на 19,5-21,0 %) доли лиц с низким уровнем подготовленности (p<0,001). Необходимо отметить, что и доля лиц с высоким уровнем подготовленности в данном тесте увеличилась в 1,5-1,8 раза, чего не отмечено в предыдущий период обучения в представленных видах испытаний (Рисунок 1).

В результате динамического наблюдения выявлено снижение уровня общей и специальной (скоростной) выносливости у курсантов на протяжения 3-5-го года обучения. С увеличением возраста при снижении объема учебной нагрузки по дисциплине «Физическая культура» у курсантов отмечено снижение уровня общей выносливости, наиболее ярко проявляющиеся в беге на 3 км., предъявляющим к организму человека высокие требования. Можно предположить, что одной из причин низкого уровня развития общей и специальной выносливости каждого  4-го выпускника является отсутствие систематических  занятий по физической культуре по учебной программе на 5-м курсе и недостаточная мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой, что отмечают и другие исследователи [7]. При этом, увеличение доли лиц с высоким уровнем результатов в беге на  1 км., возможно отражает высокий уровень мотивации лишь небольшой группы выпускников к самостоятельной подготовке для прохождения экзамена по физической культуре, что впоследствии может отразиться на оценке их профессиональной готовности при трудоустройстве. Выявление факторов, влияющих на развитие выносливости у курсантов и слушателей, требует дополнительного изучения, необходимого для повышения качества физической и функциональной подготовленности будущих специалистов, их профессиональной деятельности.

Список литературы

 

1.        Зверькова В.А. Особенности физической подготовленности студентов-юношей технического вуза / В.А. Зверькова // Novainfo.ru. Педагогические науки. - 2016. - № 57, Т.1. - С. 434-437. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/8877_ html (дата обращения 26.11.2016)

2.        Иванова Н.Г. Динамика показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов Кубанского государственного технологического университета и соответствие исследуемых параметров нормативным требованиям / Н. Г. Иванова, А. Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт – наука и практика. - 2012. - № 3. – С. 59-64.

3.        Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры. - 2015.- № 7, – С. 35-37.

4.        Пономарев В. Н. Физическая подготовленность студентов технического вуза с учетом направленности обучения / В. Н. Пономарев // NovaInfo.Ru. Педагогические науки. – 2016. - № 51, Т.1. – С. 225-227. Режим  доступа: http://novainfo.ru/article/7762_  html (дата обращения 22.09.2016)

5.        Сорокин А. А. Оценка уровня физической подготовленности у выпускников Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России [Текст] / А. А. Сорокин, П. В. Чистов, Г. П. Соколов // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (6). - С. 282–284.

6.        Учебник спасателя. / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ.ред. Ю. Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.

7.        Хабарова С.М. Об уровне физической подготовленности и двигательной активности студентов отделения социологии и социальной работы / С.М. Хабарова, И.А. Кирюхина, А.А. Логинов, М.Г. Советов // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всерос. научно-практ. конф. с межд. участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета (Нижневартовск 20-21 марта 2015г.). –Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. – С. 300- 302.

8.        Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта:учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с.

9.        Чуприян А.П. Методика организации физической подготовки студентов: Учебное пособие. / А.П. Чуприян. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2013.

10.     МЧС  России [Электронный   ресурс].    -    Режим доступа:http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/Pozhari/2016_god