Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   В современной быстро меняющейся социально-экономической ситуации актуальным становится установление партнерских взаимоотношений вуза и заинтересованных сторон в подготовке педагогических кадров, востребованных на рынке труда. Именно поэтому «консорциум», как одна из форм сотрудничества, все чаще встречается в системе образования за рубежом и в России. В связи с этим, рассмотрим понятие «консорциум».

    «Консорциумом» в древнем Риме называлась семейная община агнатов, предшествовавшая римской патриархальной семье. Степень родства такой семейной общины определялась не кровным родством, а фактом проживания и представляла собой некое сообщество, где лидером всегда был мужчина, который являлся главой семьи и был наделен властью над другими членами данного сообщества. Однако сведений о древнеримских консорциумах сохранилось очень мало. Последние известия о консорциуме братьев восходят ко II в. д. н. э. [3].

   В Большой советской энциклопедии понятие «консорциум» (лат. consortium - соучастие, сообщество) определяется, как «временное соглашение между несколькими капиталистическими банками или промышленными компаниями для совместного размещения займа либо осуществления единого промышленного проекта большого масштаба с целью извлечения монопольных прибылей. Одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала. Наиболее широкое распространение консорциумы получили после 2-й мировой войны 1939—1945, где участниками консорциума выступали частные и государственные организации, а в 60-х гг. и целые государства. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях или на стыке различных отраслей. В этом случае предусматривается не только объединение капиталов, но и проведение совместных научных исследований».

   В Энциклопедическом словаре понятие «консорциум» представлено, как «временное соглашение между несколькими банками или промышленными предприятиями для совместного размещения займа или осуществление единого капиталоемкого промышленного проекта».

   Наиболее  изучено  данное  понятие  в  экономической  литературе,  так  в  экономическом  словаре, «консорциум» — временное объединение (соглашение) самостоятельных предприятий, создаваемое для реализации проектов, в том числе инвестиционных, научно-технических, природоохранных и др. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Консорциум может быть создан для реализации государственной программы силами группы предприятий любой формы собственности.

   С середины 50-х до начала 90-х гг. в странах Западной Европы происходило активное развитие социального партнерства в сфере профессионального образования. Это было продиктовано экономической ситуацией, требующей обеспечения предприятий и организаций востребованными кадрами. Так, Президентом Европейской Комиссии Жаком Делором в Валь Дюшессе был инициирован Европейский социальный диалог, объединивший собой работодателей, профсоюзы, ассоциации предприятий и других, ориентированный на решения ряда экономических задач, среди которых такие направления в сфере профессионального образования, как непрерывное обучение, профессиональная ориентация молодежи; в феврале 1992 г. был принят Социальный протокол как Приложение к Маастрихтскому Договору, где вопросам социального партнерства была отведена важнейшая роль. [1]

   Рассмотрим особенности развития партнерских взаимоотношений в сфере профессионального образования в некоторых странах Европейского союза.

   В Нидерландах существует практика создания Национальных организаций профессионального образования и обучения. Такие организации представляют собой объединение представителей бизнеса, профсоюзов и системы образования, деятельность по осуществлению профессионального образования определяется Государством, при этом учитываются потребности рынка труда [2].

   В Германии существуют Комитеты  по профессиональному обучению, состоящие из социальных партнеров, которые во многом определяют основные тенденции и задачи в системе профессионального образования [1].

   Во Франции социальные партнеры играют важную роль в формировании и реализации политики в области профессионального образования. Социальные партнеры привлекаются к разработке квалификационных требований по различным направлениям, принимают участие в профориентационной деятельности, вносят свои предложения в развитие системы профессионального образования [1].

   В Великобритании именно работодатели определяют спрос на образование, формируют свои потребности в специалистах с определенным набором  умений,  что стало толчком для создания Отраслевых Советов по вопросам умений. Такие Советы призваны, в конечном счете, способствовать повышению конкурентоспособности экономики страны. Деятельность Отраслевых советов направлена на развитие услуг в области сопровождения карьеры, где особое внимание отводится профориентационной деятельности [1].

  Рассмотрим существующие «консорциумы» в различных странах и в России в области образования.

   В западных вузах такая форма сотрудничества распространена довольно давно. Особенно это актуально для дистанционного образования. Несколько учебных заведения объединяются в консорциумы, используя общие учебные материалы и разделяя между собой обязанности. В качестве партнеров зачастую выступают университеты либо университетские факультеты, государственные учреждения, коммерческие компании, средства массовой информации. Каждый член консорциума, как правило, имеет собственный контингент обучающихся. В основном, консорциум функционирует на основе соглашения о сотрудничестве между различными образовательными учреждениями, подразумевает использование учебных ресурсов. Известны такие консорциумы, функционирующие в различных странах, как Государственный технологический университет (National Technological University) в США, NETTUNO и CUD в Италии, Агентство открытого обучения (Open Learning Agency) и Contact North в Канаде [5].

   Мультивендорный и  академический  консорциум в области  информационно-коммуникационных технологий, был создан с целью развития инновационной системы образования и науки ИКТ, подразумевает совместную деятельность производителей ИКТ, различных образовательных учреждений, органов государственного управления, научно-исследовательских  организаций в сфере ИКТ и образования, работодателей и других заинтересованных участников.

    Консорциум «Университетские геопорталы» (УНИГЕО). Консорциум осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, российскими и иностранными коммерческими и некоммерческими организациями, средствами массовой информации. Целью создания Консорциума является объединение ресурсов вузов России в области дистанционного зондирования Земли и геоинформатики, повышения качества образования.

   Северо-Американский консорциум негосударственных школ был создан по инициативе Американских советов по международному образованию, которая определяет свою цель в развитии образования и укреплении взаимопонимания между государствами, в том числе и с Россией. Консорциум представляет собой объединение 18 школ. Преимущества учеников из разных стран, благодаря данному консорциуму состоит в том, что отправив одно заявление, с ним знакомятся представители всех школ, состоящих в Консорциуме, после чего рекомендуется именно школа, которая наиболее точно соответствует потребностям и интересам семьи и ребенка.

   Европейский консорциум вузов либерального образования. Существует с 30 июня 2012 года после подписания Меморандума о сотрудничестве. Представляет собой сотрудничество между СПбГУ и тремя европейскими университетами, реализующими программы либерального образования (Германии, Нидерландов и Швеции). Выстроенная система работы университетов в рамках консорциума позволяет обмениваться опытом в реализации программ либерального образования и объединить имеющиеся ресурсы для организации образовательных и научных мероприятий и других совместных проектов.

   Образовательный педагогический консорциум, основан в декабре 2006, подразумевает сотрудничество между образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного образования Красноярского края в сфере подготовки педагогов. Участники консорциума преследуют решение ряда задач, среди которых: повышение качества образования различного уровня, выстраивание эффективной системы непрерывного педагогического образования.

   За последние годы появился целый ряд таких объединений: 12 сентября 2012 года был создан консорциум по развитию делового образования, способствующего инновационному развитию бизнес-образования на уровне мировых стандартов; преследуя решение задач, связанных с повышением качества образования и конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, развитием фундаментальной науки, содействием коммерциализации разработок, защитой и эффективным использованием интеллектуальной собственности – томские вузы и НИИ в ноябре 2011 года также объединились в консорциум. В соответствии с этим, мы можем отметить, актуальность такой формы сотрудничества.

    Проведя   исследование          различных консорциумов, мы можем заключить, что сегодня понятие «консорциум» применительно не только к экономической сфере, такая форма сотрудничества является актуальной и применяется в других сферах, в том числе в образовании.

   На основании проанализированного выше, мы можем отметить, что система образования неразрывно связана с рынком труда, работодатели становятся полноправными участниками процесса профессионального образования.

   При обзоре существующих консорциумов, мы выявили основные черты, характеризующие такую форму сотрудничества, которые актуальны для нашего исследования:

•     расширение числа партнеров;

•     сохранение самостоятельности учреждений;

•     объединение ресурсов учреждений для достижения общей цели (интеллектуальных, финансовых, образовательных, информационных);

•     расширение возможностей личности в получении педагогического образования;

•     обмен опытом;

•     совместная реализация образовательных программ и др.

   Черемных А.П. определил понятие образовательного консорциума, как «новой институциональной формы образования, построенной на кооперации группы школ с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами с целью обеспечения индивидуальных образовательных программ своих учащихся» [4].

   Исходя из вышеизложенного «социально-образовательный консорциум» — это форма взаимодействия различных учреждений и организаций,  предполагающая консолидацию  усилий и ресурсов заинтересованных сторон в обеспечении рынка труда качественными и востребованными педагогическими кадрами.

   В соответствии с этим вуз, осуществляя взаимодействие с образовательными учреждениями (организациями), работодателями и общественными организациями создает единое  информационно- образовательное пространство, обеспечивающее непрерывность системы профессионального образования, позволяющего оперативно и эффективно удовлетворить потребности инновационной экономики в педагогических кадрах.   

 

Список литературы

1.      Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в Нидерландах //Среднее профессиональное образование. - 2000.

2.      Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001г.

3.      Пухан Иво, Поленак-Акимовская Марьяна. Римское право (базовый учебник). М.: изд «Зерцало-М», 2003.

4.      Черемных М.П Образовательный консорциум как модель сетевой организации профильного обучения старшеклассников. Ижевск/ http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=98

5.      http://www.gdenet.ru/management/governance/consortium/2