Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

Под самостоятельной работой понимают вид учебной деятельности, выполняемый обучающимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.

Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является особой формой самообразования. Она носит многофункциональный характер и помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры.

Самостоятельная работа наиболее точно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания».

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Все современные государственные образовательные стандарты включают в себя значительное число компетенций, связанных с самостоятельной работой. Примерное количество часов, выделяемых на самостоятельную работу по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе приведено в таблице:

Всего

140

140

140

132

164

1 семестр

17

33

17

17

49

2 семестр

49

33

81

49

81

3 семестр

65

49

17

33

17

4 семестр

9

25

25

33

17




Очевидно, что при подобном значительном объеме часов, выделяемых на самостоятельную работу необходимо добиться максимальной эффективности.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый.

Эффективность самостоятельной работы студента обусловливается рядом факторов, среди которых важнейшими являются: готовность обучаемого к самостоятельной работе, оптимальная организация самостоятельной работы и коррекция ее педагогом. Готовность студентов к самостоятельной работе определяется: 1.Наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком. 2.Сформировавшимися навыками самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма. 3.Владением навыками эффективной работы со справочной литературой, словарями и умением работать с техническими средствами обучения (ТСО). Эффективная организация самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя подразумевает соответственно: а)индивидуальный учет, б)формирование мотивации изучения студентом иностранного языка, в) целенаправленную деятельность по развитию у студентов навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма, г)целенаправленную деятельность по развитию у обучаемых навыков эффективной работы со справочной литературой и словарями. Таким образом, целью самостоятельной работы по иностранному языку в неязыковом вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессиональноориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи (говорение и аудирование). На ранних этапах обучения самостоятельная работа по иностранному языку носит по большей части репродуктивный характер. Студенты овладевают алгоритмами выполнения практических действий, выполняют упражнения, предназначенные для развития всех видов речевой деятельности. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. На более поздних этапах преобладают задания творческого характера (проекты, рефераты, рецензирование студенческих работ самими студентами, подготовка и написание научных статей и т.д.) По мере формирования у студентов навыков и умений постепенно усложняются и задания; помощь педагога приобретает консультативный характер, а самостоятельность самих студентов увеличивается; повышается качество учебной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, письма осуществляется на основании коммуникативного подхода, с помощью реальных языковых ситуаций (интервью с конкретными людьми, отрывки из выступлений, телефонных разговоров и т.д.). Для развития навыка чтения эффективны, как показала практика, тексты небольшого объема и разнообразного содержания (журнальные статьи, интервью, отрывки литературных произведений, веб-сайты, анкеты, рекламные статьи, отрывки из энциклопедий и т.д.). Задания по этим текстам могут быть различны. 1. Ответить «правда» либо «неправда».

2. Соотнести заголовки с абзацами. 3. Расположить абзацы в логической последовательности. 4. Найти фактологические ошибки в тексте. 5. Заполнить пропуски в тексте, восстанавливая информацию. 6. Выразить личное отношение к прочитанному. Таким образом, мы избавляем студента от боязни иноязычного общения; увеличиваем веру студента в собственные возможности общаться на иностранном языке и мотивируем его к этому общению.

Основной задачей самостоятельной работы студентов при изучении грамматики является обеспечение соответствия реального уровня подготовки студентов (по итогам обучения в школе) требованиям, предъявляемым к ним на уровне обучения в вузе. Как показывает практика, при проведении срезового тестирования «школа-вуз» результаты выполнения заданий по грамматике не превышают 40%, т.е. составляют меньше половины от требуемого уровня.

С целью корректировки данного несоответствия была разработана методика организации самостоятельной работы студентов с грамматическим материалом, состоящая из нескольких этапов:

1)   Объяснение (студентам предоставляется теоретический материал для самостоятельного изучения)

2)   Тренировка (выполнение упражнений разного уровня сложности)

На этапы 1-2 уходит 2-3 недели на 1 тему. На первом курсе задания носят репродуктивный и реконструктивный характер. На более позднем этапе обучения (второй курс в техническом вузе) возможно включение ряда поисковых заданий, например, поиск примеров определенного грамматического явления в профессиональных текстах.

3)   Контроль 1 (проверка преподавателем выполненных упражнений, разбор ошибок)

4)   Контроль 2 (включение заданий на проработанные темы в итоговые тесты) В среднем предусмотрено 3-4 подобных цикла работы за семестр.

Как показал приведенный выше анализ, самостоятельная работа студентов является одной из основных форм работы по иностранному языку в техническом вузе.

 

Список литературы

 

1.    Андронкина, Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности / Н.М. Андронкина // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. – СПб., 2001. – С. 150–160.

2.    Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.: АРК-ТИ, 2000. – 136 с.

3.     Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии: учебное пособие / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1980. – 528 с.

4.   Швалова, Г.В. Речевые упражнения и способы их применения на занятиях по профессиональному  языку со студентами технических специальностей / Г.В. Швалова // Материалы III всероссийской научно-практической заочной конференции. – Томск, 2008. – C. 160–164.