13 февраля 2016г.
Использование обширного спектра системных задач в научных дисциплинах привело к применению интеграции научных концепций, составляющих принципы построения системных объектов, создание разного рода общей теории систем. Впервые вариант «Общей теории систем» был сформулирован Людвигом фон Берталанфи. В своей работе он обобщил принципы построения современной теоретической биологии. Дальнейшее использование системных исследований показало междисциплинарное содержание системного подхода. Сложные системы не могут быть описаны в масштабах одной дисциплины, требуется междисциплинарный подход, основанный на системной связанности решаемых проблем. Системный подход ставит проблему и направляет исследование на определение целостности объекта, обнаружение различных межкомпонентных связей и их интеграцию в единое представление. Соответственно использование системного подхода позволяет анализировать все компоненты системы во взаимодействии друг с другом и с внешней средой, выявить связи и существенные признаки, которые характеризуют всю систему как целое, а не набор отдельных еѐ элементов.
В.Г. Афанасьев представил систему как «...совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [2, с. 99] и выделил следующие аспекты системного подхода:
1. Системно – элементный, или системно-комплексный, состоящий в выявлении элементов, составляющих данную систему.
2. Системно – структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов.
3. Системно – функциональный, предполагающий выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы.
4. Системно – целевой, означающий необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой.
5. Системно – ресурсный, заключающийся в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы.
6. Системно – интеграционный, состоящий в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих еѐ целостность и особенность.
7. Системно – коммуникационный, означающий необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, еѐ связей с окружающей средой.
8. Системно – исторический, позволяющий выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития [3, с. 85].
В.Г. Афанасьев отмечал, что «только в единстве, взаимодействии эти аспекты превращают системный подход в могучее оружие познания и преобразования общества» [2, с.111].
М.С. Каган рассматривал сложные системы в двух аспектах: «предметный аспект системного исследования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: во-первых, выяснение того, из каких элементов (компонентов, подсистем) состоит изучаемая система, и, во-вторых, определение того, как эти элементы между собой связаны» [6]. М.С. Каган пытался установить взаимосвязь аспектов системного подхода.
И.В. Блауберг отмечал, что «системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определяющими элементами» [5, с. 168].
Следовательно, все исследователи системного подхода акцентировали внимание на такой его особенности, при которой объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), объединенных единой целью, связями между собой и с внешней средой.
Таким образом, под системным подходом мы будем понимать способ научного познания сложноорганизованных объектов, основной целью которого является определение составных элементов объекта и раскрытие связей, обеспечивающих целостность этого объекта. При использовании системного подхода в решении практических задач объект или предмет исследуют как систему и, вместе с тем, как часть какой-либо крупномасштабной системы. Следовательно, основным понятием системного подхода является понятие
«система».
Система – (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. «Система
– объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места» [7, с. 415].
Остановимся на определении Р. Акоффа, которое, на наш взгляд, является достаточно полным и может использоваться специалистами разных областей: «Система – это множество взаимосвязанных элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с каждым другим элементом, а два любых подмножества этого множества не могут быть независимыми» [1, с. 27].
Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг разбили системные понятия на следующие группы [5, с. 183]:
1. Понятия, относящие к внутреннему строению системных объектов: «связь», «отношение», «элемент», «среда», «целостность», «структура», «организация». Данные понятия позволяют изучить строение сложных объектов при решении системных задач.
2. Понятия, связанные с описанием функционирования системных объектов: «функция», «устойчивость», «равновесие», «регулирование», «обратная связь», «гомеостазис», «управление», «самоорганизация».
3. Понятия, описывающие процессы развития системных объектов: «генезис», «эволюция», «становление». И.В. Блауберг отметил, что «отсутствие четкой грани между процессами функционирования и развития приводит к тому, что целый ряд понятий равно может использоваться как для характеристики функционирования, так и для характеристики развития» [Там же, с. 183].
Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг охарактеризовали специфические характеристики системных понятий на примере таких понятий, как «элемент», «целостность» и «связь». Они представили элемент как минимальный компонент системы или же максимальный предел еѐ расчленения. Главным определяющим свойством элемента является его функция, то есть элемент является минимальной единицей, способной к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции. По их мнению, понятие «целостности» не столь ясно, как понятие «элемент». Относительно целостности, Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг отметили, что «понятие целостности относится не столько к самой системе, сколько к способу еѐ исследования. В этом смысле оно выражает требование особого описания системы в целом, отличного от описания еѐ элементов, а также интенцию на особую противопоставляемость системы еѐ окружению (среде), противопоставляемость, в основе которой лежит внутренняя активность системы» [5, с. 186].
В нашем случае указанные понятия представлены компонентами системы профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Структуру системы составляют взаимодействующие подсистемы, которые обеспечивают свойственную только ей основную функцию. Функции системы или составляющих еѐ подсистем объясняют цели появления системы. Взаимодействие системы с внешней средой определяют характерные для системы функции. Свойствами системы являются качественные признаки, которые выделяют систему из общей среды. Целостность системы образуют еѐ связи, объединяя отдельные части или блоки в единое целое.
Использование системного подхода позволяет нам рассмотреть профессиональную подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций как целостный педагогический процесс и как педагогическую систему.
Л.Ф. Спирин считал, что «любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются учебно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему» [9, с. 19]. Н.В. Кузьмина рассматривает педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых» [4, с. 8].
Л.Ф. Спирин выделил такие основные компоненты педагогической системы как: «цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности» [8, с. 78].
При проектировании профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций как целостной системы выделим основные элементы данной педагогической системы: преподаватели, обучающиеся, цели обучения, содержание обучения, методы, средства и формы обучения. Все элементы представляют собой единое целое, взаимодействуют между собой и с внешней средой.
И.В. Блауберг конкретизирует целостность системы через понятие связей и вводит понятие «системообразующих связей» [5, с. 61], то есть связей управления. Профессиональная подготовка обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, как совокупность связей, представляет собой сложную иерархическую, многоуровневую структуру, представленную вертикальными и горизонтальными уровнями системы. Соответственно, определение этих связей позволяет нам конкретизировать цели системы и целесообразность характера их поведения. Процесс преобразования системы лежит в основе самой системы. Целесообразность характера системы заключается в еѐ преобразовании в новую систему, то есть происходит самоорганизация системы. Дальнейшее существование системы зависит от соотношения еѐ функционирования и развития.
Для педагогической системы профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций характерны основные системообразующие признаки, свойственные и другим системам: совокупность элементов, целостность, иерархичность, функциональные связи, взаимодействие с внешней средой.
По составу данную педагогическую систему можно представить следующими инвариантными компонентами: 1) цели обучения, 2) преподаватели, 3) обучающиеся, 4) содержание обучения, 5) средства обучения, 6) формы организации обучения и 7) процессы обучения. Педагогическую систему профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и взаимосвязи ее компонентов можно представить в виде схемы на Рисунке 1.
Рис.1. Педагогическая система профессиональной подготовки обучающихся в области ГО и защиты от ЧС Системный подход обеспечивает исследование проектирования профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций как целостного, для которого характерны:
1. Деятельность и развитие, поскольку функционирование происходит в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
2.
Открытость, которую обеспечивает взаимодействие с внешней средой.
3. Целенаправленность, так как осуществляет преобразование окружающей среды соответственно имеющихся целей и предназначения.
Система профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представляет собой социально связанную совокупность участников педагогического процесса, которые взаимодействуют не только между собой, но и с внешней средой, и направлена на формирование и развитие личности и соответствует всем признакам системы:
1. Наличие элементов, составляющих данную систему – преподаватели, слушатели, программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации, дидактическое обеспечение.
2. Наличие структуры, составляющих внутреннюю организацию системы – аппарат управления, отделы, педагогический процесс.
3. Наличие функциональных
связей и отношения между подсистемами и компонентами системы – связи управления, субъект-субъектные отношения между преподавателями, преподавателями и слушателями.
4. Наличие коммуникативных свойств: взаимодействие с внешней средой и взаимодействие подсистем между собой.
5. Наличие интеграционных качеств, которые позволяют определить целостность и единство
системы.
6. Преемственность, позволяющая выявить связи прошлого, настоящего и будущего самой системы и составляющих еѐ элементов.
Следовательно, подготовка обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций представляет собой сложную открытую систему, органически целостную внутри и взаимодействующую с внешней средой, которая самоорганизуется и постоянно развивается.
С помощью системного подхода происходит выявление основных компонентов профессиональной подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, определение взаимосвязи между данными элементами и связи между структурами или подсистемами. Обоснованность применения системного подхода к проблеме проектирования профессиональной подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций дополнительно конкретизируется тем, что только в контексте
системы
становятся
актуальными как
связи
и взаимные отношения
между
интегрированными компонентами, так и единство со средой, целостность которого проявляется во взаимоотношениях. Использование системного подхода учитывает также и внутренние факторы системы, которые функционируют на микроуровне педагогических процессов соответствующих взаимодействующих субъектов.
Список литературы
1.
Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Советское радио. 1974.
— 272 с.
2.
Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6. С. 98 — 111.
3.
Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат. 1975.
– 408 с.
4. Беспалько В.П.,
Татур
Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного
процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1989 – 144 с.
5.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. – 271 с.
6. Каган М. С. Система и структура / М.
С.
Каган // Системный подход и гуманитарное знание: избр. ст. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С. 30 – 48.
7. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. – 576 с.
8.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Учеб пособие. М., 1997. – 264 с.
9. Спирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин. – М., 1997. – 173 с.