Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Динамизм современного времени, усложняющаяся система социальных отношений, вхождение России в макроэкономическое пространство требуют  демократизации и гуманизации образования, подготовки высококвалифицированных кадров, способных к эффективному функционированию в многоязычной среде. Задачей высшего профессионального образования становится обеспечение страны кадровым потенциалом нового типа и соответствующего масштаба.

Для студентов экономических специальностей вузов одним из важнейших направлений профессионального и личностного становления является развитие их коммуникативных возможностей и готовности к деловому иноязычному общению. Овладение высоким уровнем делового общения в значительной мере способствует интеграции выпускников экономических вузов в социокультурную среду их деятельности по приобретенной специальности.

Поэтому организация иноязычного делового общения на занятиях по иностранному языку в вузе приобретает особое значение в структуре профессиональной подготовки будущих специалистов, коммуникативные способности которых были бы не ограничены рамками языковых барьеров и монокультурного мышления.

В учебных планах неязыковых вузов коммуникативным дисциплинам отводится важное место, следовательно, в современном российском обществе усиливается потребность в коммуникативно-грамотной личности. Поэтому вопрос о коммуникативной подготовке будущих экономистов приобретает еще большую значимость.

Актуальным становится решение педагогической задачи, связанной с развитием готовности студентов к деловому иноязычному общению, которое является базой самосовершенствования учащихся, как в настоящей учебной деятельности, так и в последующей профессиональной. Реализация данной цели требует изменения подходов, содержания и технологий обучения с учетом отраслевых требований к профессиональной подготовке экономистов в вузе.

В теории и методике высшего образования накоплен значительный опыт исследования профессионального становления специалиста через языковое образование. Этот опыт отражен в работах Н.Д. Гальсковой, С.Ф. Шатилова, В.В. Сафоновой, С.Г. Тер-Минасовой, И.Л. Бим, Е.И. Пассова, А.П. Панфиловой и др.

Роль делового общения людей раскрыта во многих науках - философии, социальной психологии, культурологии, лингвистике, педагогике, менеджменте. Общение рассматривается как философская категория, характеризующаяся взаимодействием человека с окружающим миром (Л.П. Буева, М.С. Каган, Ю.Д. Прилюк, В.М. Соковнин), как способ организации совместной деятельности включенных в него людей (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, B.JI. Леви, Б.Г. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский), как проблема продуктивного взаимодействия в сфере экономических наук менеджмента и предпринимательства (Ю.М. Жуков, Ф.А. Кузин, В.И. Курбатов, A.Ю. Панасюк, М.Ю. Рогожин, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко), как аспект культуры с его этикетными нормами (В.И. Андреев, Г.С. Батищев и др.). [4, с. 32] Однако в научной литературе недостаточно полно раскрыты сущность и структура иноязычного общения в сфере деловых контактов, педагогические условия организации делового общения в вузе. Готовность к деловому общению на межкультурном уровне рассматривается нами как составная часть профессиональной компетентности будущего специалиста и ее развитие у студентов экономических специальностей вузов - актуальной задачей высшей школы.

Традиционная система обучения иностранному языку в неязыковых вузах ведет к тому, что их выпускники испытывают трудности в иноязычном деловом общении в диалогической или монологической форме, а также при составлении деловой документации.

Понятие «деловое иноязычное общение» анализируется нами с позиции исследователей (Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Н.Д.Гальскова, И.Л. Бим, Е.М.Верещагин, Л.И. Корнилова, Г.С. Максимцева, И.И. Халеева, Г.П. Щедровицкий и др.), для которых данное понятие рассмотрено как умение общаться в инокультурном           деловом           мире           на           двух           и           более            языках. Деловое общение — это самый массовый вид социального общения, так как оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и принципах делового общения. [3, с. 11]

Деловое общение отличается от неформального общения тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи профессиональной направленности, которые требуют своего решения. Специфика профессионального делового общения специалистов (экономистов) обусловлена расширением сферы их профессиональной деятельности, необходимостью общения с партнерами различных национальных культур, демократизацией и гуманизацией отношений.

Исследователь Г.С. Кочмина указывает на то, что, «иноязычное деловое общение - это вид регламентированного общения в иноязычных ситуациях установления и развития контактов, содержанием которых является социально-значимая совместная деятельность, направленная на продвижение в разрешении проблем путем сопоставления предметных позиций, содействующая развитию отношений и личностному становлению». [4, с. 30] Организацию делового общения на иностранном языке методисты видят в использовании в учебном процессе активных методов обучения, которые позволяют воссоздавать в учебных условиях реальные производственные связи и отношения (К. Гроос, В. Штерн, Ф. Бонтендайк, Ф. Шиллер, Д.Б. Эльконин). Исследователи - Г.А. Китайгородская, А.М. Ларшина, С.Д. Неверкович, Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, А.П. Панфилова и др. посвятили свои труды использованию дидактических игр и игровых технологий в учебном процессе.

Играм, как активным методам обучения, отводится значительное место в организации учебного процесса по иностранным языкам в вузе. Исходя из того, что игры – это, прежде всего, «практика развития» (С.Л. Рубинштейн), можно использовать их для целенаправленного развития человека в том или ином возрасте и в том или ином направлении. Игровые технологии в обучении иностранному языку способны реализовать следующие задачи: 1) создание психологической готовности студента к речевому иноязычному общению; 2) обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового и речевого материалов; 3) тренировка поведения студента в выборе речевого варианта.

Игровые технологии обучения, используемые в качестве основной формы организации практической работы студентов на занятиях по иностранному языку в вузе - иноязычные деловые и ролевые игры, творческие задания, содержащие проблемные ситуации, реализация имитационно-деятельностных ситуаций, проигрывание (инсценирование) диалогово-профессиональных сценариев приближают студенческую аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, позволяет прочувствовать особенности своей будущей профессии и найти наилучшие подходы к решению тех или иных управленческих и организаторских проблем.

Игровые сценарии дают возможность студентам представить себя в реальной обстановке и проиграть профессиональную ситуацию с учетом замечаний, высказанных на этапе обсуждения. В процессе проигрывания роли студент становится более подготовленным к решению профессиональных задач в непредвиденных обстоятельствах и может корректировать свое речевое поведение.

С целью овладения студентами экономических специальностей вузов навыками иноязычного делового общения были разработаны педагогические условия, в которых происходит актуализация механизмов речевой деятельности.

1.       Использование в образовательной практике поэтапного обучения профессиональному иностранному языку в контексте международных образовательных стандартов. Поэтапный процесс организации иноязычного делового общения предполагает реализацию 3 этапов: предварительного, этапа деловой компетентности, этапа деловой активности и опирается на принцип подачи учебного материала блоками возрастающей трудности. Согласно требованиям уровня 6 Европейской системы квалификаций, будущие специалисты должны владеть глубокими академическими знаниями, уметь сообщать идеи, проблемы и решения, используя диапазон качественной и количественной информации, осуществлять сбор и интерпретировать значимые данные в конкретной области. [2, с. 9]

2.   Модель организации учебного процесса с целью развития умений иноязычного делового общения основана на совокупности инвариантных элементов (субъектов процесса образования, дидактических целей обучения, педагогических условий) и вариативных элементов (содержания, методов и организационных форм обучения).

3.    Содержание иноязычной подготовки предполагает использование методов, направленных на развитие у студентов коммуникативных знаний, умений и опыта в области профессионального общения:

-    проведение иноязычных деловых и ролевых игр по основным темам изучаемых экономических дисциплин;

-    выполнение творческих заданий на иностранном языке, содержащих проблемные ситуации и профессиональные задачи, направленные на изучение реальной рыночной экономики, экономических отношений, проблем макроэкономического регулирования;

-   реализацию имитационно-деятельностных ситуаций;

-    проигрывание (инсценирование) диалогово-профессиональных сценариев, ориентированных на функциональный аспект иноязычной деятельности в профессиональном контексте. [1, с. 8-9]

4.    Использование в учебном процессе современных аутентичных материалов (тестовых заданий, системы практико-ориентированных упражнений, обучающих мультимедийных программ) на иностранном языке по направлению подготовки «Экономика», что позволяет интегрировать изучение языкового материала в программу профильной подготовки экономистов.

5. Компетентность преподавателей, занимающихся языковой подготовкой студентов экономических специальностей вузов, включающая в себя серьезную лингвистическую подготовку, понимание отраслевых требований к профессиональной подготовке будущих экономистов, владение предметом обучения и оценочными средствами.

Модель современного специалиста экономического направления обусловлена перечнем требований, предъявляемых к выпускнику рынком труда в связи с меняющимися социально-политическими и экономическими условиями, и зависит от возможностей образовательного процесса в современном российском вузе. Учитывая то, что знание иностранного языка становится базовым навыком, вопрос организации делового иноязычного общения будущего специалиста приобретает особую значимость. [1, с. 8-9]

Педагогическими условиями, способствующими формированию иноязычного делового общения у студентов экономических специальностей вузов, выступают поэтапное обучение иностранному языку в соответствии    с    международными    стандартами,    иноязычная    подготовка,    отражающая    сферу профессиональной деятельности будущих специалистов, использование на занятиях по иностранному языку аутентичных методических материалов, а также компетентность преподавательского состава.

 

Список литературы

 

1.                   Евдокимова Н.В., Насилевич Я.Г. Организационно-педагогические условия формирования интегрированной профессиональной иноязычной компетентности у студентов экономических специальностей  вузов.  Научн.-практич.  журн.  Гуманизация  образования.  2017.  №2.  Сочи: Международный инновационный университет, 2017. С. 4-10.

2.                   Европейская система квалификаций. Европейская система, уровни квалификаций [Электронный ресурс] // Наука – это жизнь. Сборник научно-познавательных статей, заметок и публикаций. URL: http://pandia.ru/text/79/240/86647.php (дата обращения 22.02.2017).

3.                   Капустина Л.В. Аксиологический подход к формированию толерантности в деловом профессиональном общении при подготовке экономистов: автореф. дисс .... канд. пед. наук (методика                профессионального             образования).     2006.     Самара:    Самарский     государственный экономический университет. С.11.

4.                   Кочмина Г.С. Педагогические условия организации иноязычного делового общения студентов в учебном процессе (общая педагогика, история педагогики и образования): автореф. дисс…канд. пед. наук. 2002. Оренбург: Оренбургский государственный университет. С.16.