Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ ЗАДАЧАМИ АУФТАКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХОРОВОМУ ДИРИЖИРОВАНИЮ

Авторы:
Город:
Пермь
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Одна из основных задач подготовки будущего хормейстера связана с освоением технологии дирижёрского жеста в единстве с изучением вокальной методики. Дирижёрский жест влияет на качество певческого звука. Умение «слышать вокально» необходимо воспитывать с первых шагов обучения дирижёра. Воспитание вокального слуха должно идти параллельно с постановкой рук. Необходимо развивать у студентов ощущение певческого звука в кончиках пальцев, опирающихся на дирижёрскую плоскость как на диафрагму.

   Организация певческого дыхания является первостепенной задачей хорового ауфтакта (жест дирижера, предваряющий исполнение произведения). Певческий звук непосредственно связан с дыхательным процессом. Правильное певческое дыхание – диафрагмальное, и дирижёрский жест должен способствовать певческой опоре.

   В ауфтакте дыхание хормейстера совпадает с дыханием хора. Дирижёр невольно ощущает полноту и объём взятого дыхания под руками, что может помочь ему в опоре на «дирижёрскую плоскость» как на диафрагму. Именно практическая работа с хором в процессе обучения студентов дирижёрскому мастерству так необходима для освоения этого приёма.

   Дирижёру необходимо ощущать звук кончиками пальцев, которые опираются на дирижёрскую плоскость, подобно певческому звуку, поставленному на дыхательную, диафрагмальную опору.

   Занимаясь организацией дирижёрского аппарата, мы чаще всего отталкиваемся от знакомых студенту ощущений, как вокальных, так и пианистических. Ассоциативный метод работы можно использовать, отрабатывая любой ауфтакт, организующий хоровое дыхание.

   Например: использование пианистического ощущения аккорда в пальцах помогает в освоении дирижёрской, плоскости как клавиатуры. Дирижёрское прикосновение пальцев с разной силой и глубиной нажатия, разной степенью звуковой подчёркнутости или остротой отскока от дирижёрской плоскости-клавиатуры можно сравнить с пианистическим туше.

   Коснувшись подушечками пальцев дирижёрской клавиатуры, как бы сыграв звук, кисть, наполняясь звуковым содержанием, продолжает певучесть мелодической линии в долевом движении. Связанность долевых движений придаёт певучесть мелодической линии звуковедения.

   Опору звука на дирижёрскую плоскость как на дирижёрскую клавиатуру (по аналогии с фортепианной клавиатурой) можно также сравнить с вокальной опорой на диафрагму, что гораздо ближе вокальной природе хорового пения.

   Профессор Петербургской консерватории И.А. Мусин большое вниманию уделял положению рук во время дирижирования. Он писал: «Положение рук должно быть срединным, что позволяет делать движения в любую сторону – вверх, вниз, к себе, от себя. А высоко приподнятые плечи, с фиксированным неподвижным локтем, как правило, настраивает хор на «бездыханное» пение и ключичное дыхание».

  Дирижёрская плоскость средина по своей сути, а значит, удобна для дирижирования и к тому же такой жест может психологически воздействовать на использование певцов хора глубокого певческого дыхания.

   Организация дирижёрского аппарата начинается с правильной устойчивой постановки корпуса и с освобождения рук. Поэтому необходимо заниматься со студентами упражнениями, которые направлены на раскрепощение рук:

- поднять руки вверх и сбросить вниз, поболтать руками, ощущая свободу;

- поднять руки и сбрасывать их по частям, осознавая свободу каждой части руки. Упражнения, способствующие ощущению линии звуковедения:

-   плавно, медленно с ощущением тяжести звукового наполнения, поднимать руки вверх, а затем пластично опускаем руки под музыку. При этом ладонь обращена вниз, а собранные, свободные пальцы рук являются ведущими. Они как бы рисуют линию звуковедения. Выполняется упражнения под музыку и необходимо ставить перед студентом творческие задачи:

-    менять динамику, от тихого звучания музыки, где необходима небольшая амплитуда дирижёрского жеста, постепенное усиление звука и увеличение амплитуды жеста;

-   круговые движения, кисть собрана, ладонь обращена вниз, подобранный большой палец опирается на ребро;

-   затем круговые движения от предплечья и от плеча.

   Кисть самая главная выразительная часть руки, она не должна быть скованной, но чрезмерная её гибкость, придаёт жесту безвольный характер.

  Круговые движения разрабатывают кистевой, локтевой и плечевой суставы, способствуют развитию моторики, то есть естественной подвижности дирижёрского жеста, способствуют развитию вокальной линии в жесте, развивают пластику рук. Любое упражнение должно быть музыкальным и иметь творческие задачи.

   Необходимы упражнения, которые развивают пружинистость жеста и закрепляют ощущение дирижёрской плоскости:

-    сидя за столом поставить кисть на пальцы и выполнять арочные отскоки. Это упражнение должно напоминать игру в мяч (удар – отскок). Причём эти удары могут быть разной силы. Эти упражнения помогают закрепить ощущение дирижёрской плоскости.

   Следующей характеристикой вокальности ауфтакта является наличие в жесте внутридолевой пульсации, которая необходима для вокальной линии кантилены. Профессор К.А. Ольхов и А.В. Михайлов это Питерская школа, рассматривают роль ауфтакта в метрически-скоростном измерении.

   В своих методических разработках подчёркивают необходимость упражнений на освобождение дирижёрского аппарата и на ощущение внутридолевой пульсации в жесте. Я использую такие упражнения:

- сидя за столом, студент одной рукой отстукивает четверти, другой рукой заполняет каждую метрическую единицу восьмыми, триолями, шестнадцатыми. Выполнять эти упражнения нужно в разной динамике, в разных темпах. Эти упражнения дают возможность добиться координации рук и помогают закрепить функциональные задачи рук. Правая рука выполняет рациональную задачу, а левая выполняет эмоциональную функцию.

   Такое распределение обязанностей рук связано с головными полушариями: так, правая половина полушария, связана с левой рукой и отвечает за эмоциональную сферу деятельности, а левое головное полушарием сообщается с правой рукой и занимается рациональной сферой деятельности (математика, язык). Такое распределение функций рук необходимо на начальном этапе обучения дирижированию, что позволяет избежать параллельных движений рук.

   В упражнениях возникает проблема организации дыхания, а значит и певческие задачи ауфтакта. Уже в жесте внимания руки дирижёра находятся на дирижёрской плоскости (как бы на диафрагме). Ощущение единства дирижёрской плоскости с диафрагмой ассоциируется с глубиной певческого дыхания. Глубина певческого дыхания придаёт голосу объёмность, способную озвучить большое пространство, а в сочетании с высокой позицией ещё и полётность. Поэтому дирижёрский жест, «поставленный» на диафрагмальную основу дирижёрской плоскости, приобретает объёмность, значимость и больше воздействует на хоровой коллектив. Ощущать диафрагму как опору жеста и хорового звучания одновременно – значит ощущать вокальную природу дирижёрского жеста.

   Наиболее сложное, в педагогическом дирижировании – научить студента «думать вперёд» музыкальной мысли, быть немного впереди хора. Уже в первом звуке фразы студент должен ощущать всю фразу целиком. Вся фраза должна быть заложена в ауфтакте. Именно в ауфтакте хормейстер должен нацеливать дыхание певцов на всю фразу.

   В заключении: искусство пения и в том числе хорового – это умелое управление дыханием и дирижёр не просто обязан разбираться в вопросах вокальной технологии, но и своим жестом предупреждать ошибки исполнения, и настраивать хоровой коллектив на правильное певческое дыхание.

 

Список литературы

1.      Андреева Л.М. Методика преподавания дирижирования. М.: Музыка, 1969. 120 с.

2.      Егоров А.А. Очерки по методике преподавания дирижёрско-хоровых дисциплин. Л.,1958.

3.      Елисеева-Шмидт Э.С. Энциклопедия хорового искусства. М.: Добросвет: КДУ, 2011. 502 с.

4.      Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: учебное пособие для вузов. М., 2003.

5.      Зиновьева Л.П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании. Изд. «Композитор» Санкт- Петербург 2007. 50 с.

6.      Казачков С.А. От урока к концерту. М., 1990.

7.      Мусин И.А. Техника дирижирования. Л.: Музыка, 1967. 352 с.

8.      Ольхов К.А. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров. Л.: Музыка, 1979. 199 с.