Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И ПУТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

За долгие годы существования российской фортепианной школы в методике преподавания сложился ряд устойчивых традиций. В их числе есть как полезные, так и губительные для начинающего музыканта педагогические концепции. В нашей стране способы обучения передаются от учителя к ученику из поколения в поколение, что способствует сохранению сложившихся в конкретной музыкальной «династии» методик. Однако у этого ценного явления есть и оборотная сторона: переходящие «по наследству» стереотипы препятствуют необходимой модернизации методов, утративших свою актуальность. Между тем, потребность в пересмотре ряда педагогических подходов на начальном этапе обучения фортепианной игре сегодня ощущается остро, как никогда.

В наш век ускоренного темпа жизни во всех областях науки прослеживается тенденция к повышению эффективности деятельности, оптимизации процессов производства и обучения. И фортепианная педагогика также нуждается в актуализации средств и методов преподавания.

К настоящему времени назрела критическая ситуация, когда среди пианистов-школьников, студентов музыкальных колледжей и даже консерваторий лишь единицы не испытывают затруднений с выполнением таких базовых задач как освоение нотного текста, самостоятельный разбор новых произведений и чтение с листа. При этом сами музыканты, как правило, не догадываются, что причины проблем, преследующих их в течение музыкальной жизни, коренятся в неверных установках, привитых на самых первых занятиях.

Итак, рассмотрим наиболее часто встречающиеся методические ошибки, их последствия и пути преодоления.

1.Ошибка: Знакомство с инструментом начинается с клавиатуры.

Проблема: Обучающийся  сталкивается с клавиатурой фортепиано, еще не получив  представления об инструменте в целом, о его внутреннем устройстве, о том, как из взаимосвязи корпуса, клавиш, механики и струн рождается музыкальный звук.

Последствия: Непонимание природы инструмента и принципа его работы вначале затрудняет освоение клавиатуры фортепиано, а на более поздних стадиях обучения отрицательно сказывается в неспособности обучающегося находить нужные способы звукоизвлечения, в обеднении спектра его исполнительских приемов и звуковой палитры.

Решение: Прежде чем усаживать обучающегося за клавиатуру, следует познакомить его с инструментом как таковым. Важно не только рассказать о том, из чего состоит фортепиано, как связаны между собой его части, но и наглядно продемонстрировать его работу, показав, как возникает звук и от чего зависит его громкость, высота, тембровая окраска.

Подчеркнем, что наиболее ценный опыт обучающийся получит, если дать ему возможность самостоятельно испытать музыкальный инструмент в действии. Наилучшего эффекта можно достичь, если параллельно с рассказом об инструменте преподаватель позволит обучающемуся заглянуть внутрь фортепиано, понаблюдать за согласованной работой клавиш и молоточков, прикоснуться к струнам и сделать собственные выводы относительно связи между их видом и звучанием. Такой подход, с одной стороны, стимулирует интерес обучающегося к предмету, превращая обучение в познавательную игру, а с другой – обеспечивает более осознанное, а значит, эффективное, овладение инструментом в дальнейшем.

2.Ошибка: Изучение клавиатуры начинается с конкретной клавиши, как правило, с ДО первой октавы.

Проблема: Внимание обучающегося фокусируется на одном частном случае из множества, в то время как целостное представление о функционировании клавиатуры как комплекса равноценных составляющих – клавиш–   еще не сформировано.

Последствия: Поле зрения обучающегося из-за концентрации на избранной детали существенно сужается. Возникает феномен, когда он, согласно русской поговорке, «за деревьями леса не видит». Иными словами, без понимания общего принципа организации клавиатуры обучающийся начинает ориентироваться на первую изученную клавишу как на главную. Преувеличение значимости одного элемента в ущерб другим порождает искаженное представление о клавиатурном пространстве фортепиано. Такая картина может сохраняться в сознании длительное время и препятствовать нормальному освоению инструмента.

Решение: При изучении фортепианной клавиатуры целесообразно придерживаться принципа «от общего к частному». Это подразумевает иерархически организованное изложение материала, когда вначале дается понятие о назначении клавиатуры в целом, а затем осуществляется последовательная детализация с разделением на регистры, октавы, зоны внутри октавы и лишь на последнем этапе – отдельные клавиши.

Преимущество данного метода состоит в том, что у обучающегося с первых шагов формируется комплексное представление о клавиатуре как совокупности взаимосвязанных структурных элементов, а также адекватная оценка роли каждого из этих элементов в составе общей системы. Такое понимание позволяет даже новичку легко и быстро ориентироваться на всем пространстве фортепианной клавиатуры, снимает страх перед игрой в крайних регистрах и значительно облегчает последующее изучение нотной грамоты.

3.Ошибка: Названия нот изучаются от ноты ДО по гамме вверх в объеме одной октавы.

Проблема: Обучающийся «привязан» к ноте ДО первой  октавы и испытывает трудности с быстрым нахождением других нот в разных октавах.

Последствия: Те обучающиеся, которым была изначально дана некая клавиша в качестве отправного

пункта, через который они были вынуждены затем вычислять все остальные ноты, лишены возможности быстро ориентироваться на инструменте. Привычка возвращаться каждый раз к исходной точке – ноте-ориентиру – не позволяет свободно «читать» глазами клавиатуру. Случается, что обученные таким способом пианисты спустя годы продолжают путать некоторые клавиши.

Даже когда обучающемуся удалось последовательно заучить названия всех семи белых клавиш, это не гарантирует того, что он действительно запомнил расположение каждой клавиши. Если он не может без инструмента прочитать ноты по гамме в обратном порядке – сверху вниз, – можно говорить о том, что педагогическая задача по освоению клавиатуры осталась нерешенной. На следующих этапах музыкального образования эта проблема неизменно влечет за собой затруднения при разборе музыкальных произведений, подборе мелодий по слуху, делает практически невозможной игру с листа.

Использование столь неудобного способа мышления опасно еще и тем, что он не позволяет обучающемуся выйти из замкнутого круга накапливающихся трудностей, что, в свою очередь, вызывает у него негативные эмоции и провоцирует снижение мотивации к музыкальным занятиям вплоть до полного отказа от них.

Решение: Прежде всего, необходимо определить, каким именно навыком обучающийся должен овладеть. Итак, он должен не только уметь верно называть клавиши, но и быстро находить их на клавиатуре, «видя» каждую непосредственно и не используя при этом метод высчитывания. Следовательно, в сознании обучающегося необходимо сформировать представление о клавишах как о ярких индивидуальностях, каждая из них должна обладать своим неповторимым «лицом». Очевидно, что в решении такой задачи ставку следует делать не на формальную логику, а на образное мышление.

Практика показывает, что наиболее эффективным в данном случае является ассоциативный метод запоминания. При выборе той или иной ассоциации следует руководствоваться тем, насколько хорошо в ней сочетаются три обязательных компонента: яркость образа, указание на название ноты и связь с ее расположением на клавиатуре. Например, клавишу РЕ можно запомнить как РЕчку, которая течет между двумя деревьями – черными клавишами. Кроме того, запоминание происходит легче и интереснее, если ассоциации к соседним клавишам сюжетно связаны между собой.

Также стоит привлекать обучающегося к придумыванию собственных вариантов запоминания клавиш. Это не только стимулирует фантазию, но и повышает результативность образовательного процесса.

4.Ошибка: Черные клавиши изучаются не параллельно с белыми, а значительно позже.

Проблема: Чем дольше откладывается изучение черных клавиш, тем сильнее обучающийся привыкает игнорировать их наличие, а его исполнительский арсенал ограничивается белыми клавишами.

Последствия: Привычка пользоваться исключительно белым диапазоном клавиш приводит к тому, что черные воспринимаются как «лишние», обучающийся не различает их и интуитивно старается избегать. Не скорректированный вовремя дисбаланс в представлении обучающегося о клавиатурных возможностях фортепиано будет тормозить его последующее продвижение, затрудняя освоение новых тональностей, интервалики и аккордики. Кроме того, затянувшаяся игра в «белой зоне» нередко становится причиной формирования неправильного положения рук. Пальцы в процессе такой игры смещаются к ближнему краю клавиатуры, что приводит к опусканию, «провисанию» запястий.

Решение: Как только обучающийся начал уверенно различать белые клавиши, необходимо приступать к освоению черных. Для этого потребуется объяснить правила действия знаков альтерации, предварительно проработав понятия тона и полутона. В результате, обучающемуся в самом начале музыкального пути становится доступен весь диапазон клавиш, что крайне важно для дальнейшего гармоничного развития исполнителя1.

Роль полученных на первых уроках знаний сложно переоценить. Из них складывается тот фундамент, на котором будет основан весь комплекс умений и навыков, определяющих состоятельность профессиональной личности будущего пианиста. Поэтому именно от преподавателя, объясняющего азы фортепианной науки, во многом зависит то, насколько легко и успешно будут проходить дальнейшие стадии обучения.

Тщательно выстроенное изложение материала в сочетании с творческим подходом поможет уклониться от опасных стереотипов и сделать музыкальные занятия более увлекательными и продуктивными.


1 Вместе с тем, обучающийся избегает еще одного  распространенного  стереотипа, от  которого  в той или иной степени страдают все начинающие пианисты. Суть его заключается в ошибочном представлении о том, что ноты со знаками альтерации исполняются исключительно с помощью черных клавиш