Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА (ДВТК) К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ

Авторы:
Город:
Уссурийск
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   На современном рынке труда имеется значительный дефицит работников, имеющих рабочие технические специальности. Государство уделяет этой проблеме много внимания, оказывает различные виды поддержки, да и сами профессиональные учреждения проводят многочисленные информационные и агитационные компании с целью привлечь абитуриентов на обучения по своим образовательным программам.

   Отзываясь на эти действия,вчерашние школьники поступают на те или иные специальности, часто не продуманно, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения или, например, за компанию с товарищем, что в дальнейшем сказывается на качестве их обучения и отношении к выбранной профессии. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами.

   В связи с этим была проведена следующая исследовательская работа.Цель: изучить отношение выпускников ДВТК к выбранной профессии, проанализировать все аспекты, составляющие это отношение.Объект исследования: выпускные группы ДВТК.

   Всего в исследовании приняло участие – 155 человек, из них 71 юноша, возраст опрашиваемых от 17 до 22 лет.

  В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты.

   На вопрос «Каковы были ваши знания о будущей специальности до поступления в ССУЗ?» большинство выпускников по всем специальностям(рис. 1), кроме «Охраны земель», ответили, что имели только общее впечатление о своей специальности, а студенты 341 группы подавляющим большинством (84%) дали ответ, что практически ничего не знали о будущей специальности, что может являться одним из факторов, влияющих на успеваемость данных студентов, также 34% дорожников дали аналогичный ответ на данный вопрос.


Рис.1. Результаты опроса «Каковы были ваши знания о будущей специальности до поступления в ССУЗ?»

 

 

На вопрос «Жалеете ли вы о выборе своей профессии?» большинство студентов в группах дали следующее ответы: «нет, нисколько не жалеют» 73% строителей, 57% механиков, 40% юристов, ответ «в целом не жалеют, но хотят другую специализацию дали 44% студентов специальности «Охрана земель», 40% юристов, 63% бухгалтеров. При этом готовы перевестись на другую специальность в другой ССУЗ без потери курса, только 15% недовольных своей специальностью, но только при условии, что не надо будет сдавать разницу в программах.

На вопрос «Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в ССУЗе?» ответы выпускников распределились следующим образом (Рисунок 2): у 46%ти студентов в целом


Рис.2. Результаты опроса «Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в ССУЗе?» представления улучшились, 32% ответили, что некоторые вещи оказались хуже их ожиданий, а 7% крайне разочаровались в профессии.

 

На вопрос «Является ли изучения предметов по специальности трудной задачей для вас?» больше половины ответили, что «да», хотя и сразными уточнения,и только 14 % ответили, что нет к тому же у них еще остаётся свободное время, в основном это студенты специальности правосоцобеспечения (Рисунок 3).


Рис.3. Результаты опроса «Является ли изучения предметов по специальности трудной задачей для вас?»

 

На вопрос «Как  вы считаете, соответствует  ли получаемая  квалификация требованиям рынка?» подавляющее большинство, почти 70% студентов ответили, что да соответствует, из большая часть 32 %, считает, что необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии. Большинство из этих студентов, это бухгалтера, юристы и строители. Так же стоить отметить, что многие студенты специальности правосоцобеспечение, считают, что перед тем как смогут устроиться на работу, им необходимо приобрести достаточное количество дополнительной практики. Интересно, что ни один из студентов механических специальностей не считает, что его будущая специальность абсолютно не соответствует требованиям рынка.

На вопрос «Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?» большинство опрашиваемых 76% ответили, что нет, часть из них 35% только когда необходимо усвоить учебную программу, но есть 5% студентов которые готовы потратить дополнительные силы и время на свою профессию, в основном это студенты специальности «Охрана земель». Также интересно, только студенты – механики и строители дополнительно занимаются по специальности в целях повышения качества своих работ.


Рис.4. Результаты опроса «Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?»

 

На вопрос «Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?» большинство выпускников 39%, что по настроению, на втором месте 27% стоит ответ в зависимости от задания. Исключительно средство заработка считают 9% опрашиваемых, из них в основном это бухгалтера и юристы, 4% опрашиваемых считаю, что  работа вообще не может приносить радость,  интересно  что таких студентов не оказалось среди строителей, механиков и охраны земель (Рисунок 4).


Рис.5. Приоритеты в будущей профессии выпускников ДВТК

 

Далее мы попросили студентов расставить приоритеты. «Что для вас главное в будущей профессии?» обобщив результаты получили следующее (Рисунок 5) Стоит отметить, что только 7 человек из 155 поставили самосовершенствование на первое место в будущей профессии.

На вопрос «Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ССУЗа?» чуть больше трети (38%)

выпускников ответило, что да, но только если от этого будет зависеть зарплата, в основном это студенты механики, охрана земель и бухгалтера, чуть больше четверти опрошенных (27%) считают, что обучение непременный атрибут их профессии — это в основном юристы и строители. Около четверти опрашиваемых (25 %) ответили, что только в крайнем случае и 11 % выпускников считают, что всё необходимое должен дать ССУЗ. На вопрос «Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?» около половины студентов в общем готовы работать дома, из них около одной трети ради интереса — это строители и дорожники, другая треть ради дополнительной оплаты (это юристы и бухгалтера), пятая часть опрошенных не готова работать вне рабочего времени, причём в основном это механики и бухгалтера (Рисунок 6).


Рис.6. Результаты опроса «Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?»

 

На вопрос «Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?» ответили не все студенты т.к.часть считает, что корректировка не нужна, но их немного. Ответы остальных распределились следующим образом одна треть опрошенных считает, что нужна не большая корректировка, это в основном студенты механики, строители и бухгалтера, пятая часть опрощенных считает, что выполняет много не нужной работы, это в основном юристы, перераспределить нагрузку по семестрам в основном предлагают дорожники. Часть студентов бухгалтеров считает, что преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов (Рисунок 7).


Рис.7. Результаты опроса «Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?»

 

По результатам исследования были сделаны следующие выводы и предложены следующие рекомендации:

1.     При профориентационной работе абитуриентам предоставлять больше информации о будущей профессии,чтобы в дальнейшем избегать случаев разочарования студентов в выбранной специальности;

2.      Заведующим кафедр обратить внимание на предложения студентов по улучшению программ обучения, по возможности учесть их пожелания.

 

Список литературы

1.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.–2-е изд.,перераб.,доп.–М.: Академический Проект Екатеринбург: Деловая книга,2003.–336 с.

2.      Хайбуллина  З.  Г.  Анкета        «Отношение  студентов  к  профессии».  [Электронный  ресурс]www.it- n.ru/attachment.aspx?id=703.

3.      Надольский А.В., Мельянков А.Н. «Отношение студентов к выбранной профессии»[Электронный ресурс]oopeshnik.ru/_fr/0/socopros_oskvp.doc