Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

С появлением федеральных государственных образовательных стандартов, которые предназначены для реализации новой модели развития российских вузов, для высших учебных учреждений ставят новые задачи воспитания, обучения и развития личности обучающихся. Данные требования касаются не только структуры и результаты освоения образовательной программы, но и условия их реализации.

В  толковых  словарях  компетентность  определяют  как  осведомленность,  эрудированность.  Под компетентностью понимается, индивидуальная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии. О наличии компетентности судят по результату труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности, понесенными затратами.

Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности  и профессиональном общении, и, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления деятельности и общения в процессе этой деятельности. Именно поэтому развитие профессиональных компетенций студентов агроинженерного профиля проходит в процессе приобретения знаний по выбранной специальности, как на теоретических, так и практических занятиях.

Отсюда следует что, важнейшим принципом овладения профессией является реализация личностно- деятельностного подхода в образовании.

В своем личностном компоненте, личностно-деятельностный подход основывается, на том что, первым и важным звеном обучения находится сам обучающийся – его цели, мотивы его психологический склад, студент как личность. Исходя  из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия, направляет и формирует, весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

Выделяют следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании:

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.

Вторая составляющая — исходные положения и  основные правила построения процесса обучения и воспитания обучающихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо педагога или руководителя образовательного учреждения.

Третья составляющая - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы  педагогической деятельности.  Технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития учащихся; предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Для того чтобы личностно-деятельностного подход был востребован педагогами и вошел в массовую практику школ необходимо технологичное описание этого процесса. Якиманская И.С. определяет технологию личностно-деятельностного подхода как принципы разработки самого образовательного процесса и выделяет несколько требований к текстам, дидактическим материалам, методическим рекомендациям, типам учебного диалога, формам контроля личностного развития учащихся, т. е. к разработке всего дидактического обеспечения личностно-деятельностного обучения. Эти требования такие:

§ учебный материал должен выявлять содержание субъектного опыта учащихся, включая опыт его предшествующего обучения, изложение знаний в педагогм должно быть, направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта ученика;

§ в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;

§ активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечить ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

§ конструирование и организация учебного материала, предоставляющего ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

§ выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами педагога стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

§ при введении метазнаний, т. е. знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические (предметные) способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

§ необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал.

Соответственно, цель занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. При реализации личностно-деятельностного подхода в процессе обучения студентов агроинженерного профиля, формируются различные виды компетенций:

общепрофессиональные, профессиональные,

профессионально-специализированные, общекультурные.

Отметим, что в образовательной деятельности агроинженерного вуза особое внимание уделяется формированию именно профессиональных компетенций. Чем выше профессиональная компетентность специалиста, тем более продуктивной будет деятельность выполняемая им при небольших затратах ресурсов (материальных, личностных, временных).

Исходя из этого, понятие «профессиональной компетентности» можно сформулировать следующим образом.

Профессиональная компетенция – это способность специалиста, на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной, осуществлять конкретную деятельность в определенной области.

На основе предложенных понятий, можно сказать, что компетентным будет тот, чья деятельность, действия, поведение развиты и адекватны появляющимся проблемам и при этом реализуются соответствующие способности.

С нашей точки зрения, компетентность личности – это специалист, который обладает определенной подготовкой, возможностями, которые позволяют ему активно справляться с ситуацией, и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.

В данных определениях, основной акцент, делается на подготовку личности обучающегося к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию. Предлагаемые определения понятий в явном виде основываются на личностно-деятельностном подходе в образовании, который, является важнейшим принципом обучения.

В используемых определениях и терминах, о котором говорили выше, приводилось определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции», в соответствии с предлагаемым личностно-деятельностным подходом в образовании, к определению «профессиональной компетентности» студентов агроинженерного вуза, предлагаем результаты обучения рассматривать как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».

 

Список литературы

1.      Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

2.      Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3.      Михайличенко Т.А., Громова О.Б. О реализации ФГОС в техническом ВУЗе // Высшее образование в России. 2011. №10. C.89-95.

4.      Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.