Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРВЛЕНИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
04 февраля 2016г.

   Комплексные социальные, экономические, политические и культурные преобразования, происходящие в современном российском обществе, ориентированы на утверждение гуманистических ценностей, повышение качества жизни граждан, укрепление их здоровья.

   Проведя междисциплинарный анализ категории «здоровье», изучив представления о здоровье, разрабатываемые в медицинских, философских, социальных, психологических, педагогических работах, мы предлагаем свое понимание базовой категории. Здоровье специалиста – это динамичное образование физического, эмоционально-психологического, духовно-нравственного и социального компонентов, которое изменяется под влиянием внешних и внутренних причин и обнаруживается в полноценной профессиональной жизни.

   В принятом определении фигурируют четыре компонента здоровья. Рассмотрим каждое из них подробнее. Физический компонент здоровья является самым легким для понимания, поскольку знаки физического здоровья разнообразны и характеризуют относительно легко регистрируемые физические функции организма. Но при этом он является наиболее важным для будущих специалистов сельского хозяйства, так как именно оно является одной из наиболее здоровьезатратных отраслей народного хозяйства.

    Я.С. Вайнбаум обращает внимание, что физическое здоровье предопределяет отсутствие дефектов развития (полностью здоровым не может считаться человек, лишенный какого-либо органа от рождения или в результате повреждения или болезни) [2]. Принимая данное уточнение, под физическим здоровьем мы понимаем отсутствие болезни, устойчивость к действию болезнетворных факторов, способность сохранять состояние здоровья и работоспособности при неблагоприятных изменениях внешней среды, т.е. адаптационные (приспособительные) возможности организма.

   Мониторинг здоровья, в том числе и физического, Н.В. Сократов делит на три уровня: первый уровень (постановка проблемы) – экспресс-диагностика, или скрининг, – это отслеживание здоровья посредством несложных методик с целью определения «групп риска»; второй уровень (уточнение проблемы) – углубленная диагностика детей из «групп риска»; третий уровень (решение проблемы) – диагностика успешности медико- психолого-педагогической коррекции [5].

   Соглашаясь с О.И. Ковалевой, мы считаем, что при определении возможностей для сохранения здоровья принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа жизни, поскольку оно представляет собой категорию, соотносимую как с социальными потребностями и возможностями общества, так и с медицинскими критериями оценки здоровья, причем, не только физического, но и психологического, и нравственного.

   В.Н. Максимова определяет здоровый образ жизни в контексте акмеологии и указывает, что здоровый образ жизни представляет собой способ успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье [3, С. 36]. Показателями здорового образа жизни в таком контексте определения являются двигательная активность, отсутствие вредных привычек, рациональное питание, стрессоустойчивость, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдение правил гигиены, контроль межличностных отношений, овладение приемами саморегуляции. Заметим, что перечисленные показатели могут также быть использованы для характеристики выделенных выше измерений здоровья, что позволяет применять теории здорового образа жизни для создания условий сохранения здоровья будущих специалистов в образовательном процессе вуза, и считать, что установка на здоровье и здоровый образ жизни становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека. В этой связи сохранение здоровья специалистов аграрного сектора мы считаем, что ведущим направлением является физическое здоровье, хотя остальные направления также являются значимыми.

   Эмоционально-психологический компонент здоровья связан со способностью личности реагировать на разнообразные жизненные коллизии, легко приспосабливаясь к изменению внешних условий. Говоря о эмоционально-психологическом здоровье, мы имеем в виду свойство человека противостоять психологическим перегрузкам или недогрузкам. Большинство описаний того, как проявляется психологическое здоровье подразумевает такое важнейшее свойство человека, как стрессоустойчивость, или жизненная стойкость человека, то есть способность к преодолению стрессовых ситуаций, жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья.

   В «Словаре практического психолога» составители предлагают комплекс критериев психологического здоровья:

•     соответствие субъективных  образов отражаемым  объектам действительности и характеру реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

•     адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (эмоционально-волевой и познавательной);

•     адаптивность в микросоциальных отношениях;

•     способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

    В. Я. Семке предлагает выделять четыре группы психического здоровья (в терминологии автора классификации – ступени). Первая ступень характеризуется тем, что индивид способен выдерживать влияние многообразных социальных и природных факторов без каких-либо нарушений в функционировании органов и систем. Человек, находящийся на данной ступени, несмотря на возможные изменения в своем самочувствии, сохраняет заряд активности, бодрости, оптимизма и уравновешенности. Вторая ступень – это промежуточная область между практическим здоровьем и болезнью. «Уловить переход от нормы к патологии очень сложно», отмечает В.Я. Семке. Для третьей ступени характерно формирование своеобразных дезадаптационных личностных реакций. Прежде всего, имеет место утрата адаптационного характера личностного реагирования. Безобидная шутка, сделанное мимоходом ироническое замечание на фоне усложненных межличностных отношений у такого человека может повлечь формирование невротических реакций. Человек сосредоточен на узком круге эмоционально заряженных, так называемых «ключевых» переживаниях. Но данная ступень еще отличается преддверием болезни, и человек, находящийся на ней, имеет высокие шансы заболеть тем или иным нервно-психическим расстройством. Четвертая ступень — переход к формированию отчетливого «стереотипа болезни», появлению выраженных и относительно стойких дезадаптационных состояний [4].

   Для нас классификация В.Я. Семке представляет в большей степени познавательный, нежели практический интерес. Одновременно, нас привлекает идея возможной коррекции состояния человека и недопущения его перехода на следующий уровень. При подборе методик сохранения эмоционально- психологического здоровья эта идея будет нами использована.

   Социальный компонент здоровья – это социальное благополучие, которое заключается в гармонии в самой личности, между личностью и другими членами общества, между людьми и обществом, в котором они живут. Несомненно, социальная среда является одним из важнейших факторов поддержания здоровья, и социальный микроклимат либо побуждает человека к здоровому образу жизни, либо формирует вредные установки и привычки. Н.В. Сократов обращает внимание, что такие социальные факторы, как агрессия в семье, неполные семьи, алкоголизация, наркотизация и криминализация общества, снижение воспроизводства населения, беспризорность, безнадзорность, служат мощными причинами, которые оказывают отрицательное влияние на здоровье подрастающего поколения [5].

   Мы коснемся вопроса социальной адаптации/дезадаптации. Дезадаптация – это неумение человека приспосабливаться к новым социальным условиям и отношениям, трудности в освоении новых социальных ролей. Дезадаптивно все, что препятствует развитию личности, удовлетворению ее потребностей ребенка – все, что требует отвлечения психической энергии на защиту своего «я». Причины социальной дезадаптации, как указывают авторы пособия «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», могут лежать в особенностях психики и личности ребенка, а также быть вызваны социальными и педагогическими факторами, к которым они относят несформированность навыков общения, неадекватную оценку себя в процессе общения, предъявление высоких требований к окружающим. На основании данных выводов мы считаем, что показателем социального здоровья является умение человека приспособиться к социальным условиям, определить свое место в группе, адекватно оценивать себя и своих партеров в процессе общения.

   Следует также обратить внимание, что в студенческом возрасте наблюдается потребность свободного волеизъявления, потребность выделить себя как самостоятельную группу населения и накопления собственного опыта методом проб и ошибок.

   Выделяя духовно-нравственный компонент здоровья, мы приводим мнение О.И. Ковалевой о том, что духовно-нравственное здоровье не имеет количественной характеристики: оно либо есть, либо его нет. Однако такой подход не исключает значимости категории «духовно нравственное здоровье». Например, В.И. Андреев, рассматривая приоритетные стратегии воспитания, советует обратиться в прошлое, к трудам Н. Бердяева, В. Соловьева, Н. Рериха, в которых раскрыты философско-этические основы российской духовности. Он указывает, что идея приоритета духовности, нравственности в развитии человека характерна для русской философской традиции [1, С.362]. На практике она выражается в том, что необходимо изначально направлять свои мысли и поступки на добро людям, усмирять в себе раздражение и гнев, освобождаться от страха и подозрительности, беречь и приумножать красоту и любовь к людям, веру в себя и те созидательные силы, которые несут в себе природа и окружающие нас люди.

   В.И. Андреев обращает внимание, что духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовность человека – явление многогранное, и в его интерпретации существуют две стратегии: религиозная и светская. В религиозном контексте (И.А.Ильин, Н.Д.Никандров, Б.В. Ничипоров др.) антиподом духовности является понятие «греха», в результате совершения которого человек истребляет в себе Добро и Любовь к Богу, разрушает в себе основы духовности. В светском понимании духовно-нравственное здоровье личности определяется через категории совесть, честь, ответственность, милосердие, отзывчивость, тактичность, сочувствие, свобода и т.д. К примеру, А.В. Хуторской пишет, что свобода, творчество, развитие являются взаимосвязанными понятиями: «Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира. Творчество возможно только в условиях свободы, по крайней мере, свободы выбора» [6, С.4]. Следовательно, воспитание духовности требует педагогического стимулирования и культивирования в личности воспитанника чувства справедливости, независимости и внутренней свободы.

   Принимая во внимание существование религиозной и светской концепций духовности, мы определяем свою позицию. В последние годы развитие духовных качеств личности посредством религиозных учений все чаще становится предметом теоретических работ и находит применение на практике, например, в создании спецкурсов «Основы православной культуры» и подобных. В этой связи воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у человека нравственных ценностей, связанных и раскрывающихся через такие понятия, как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслию.

   Таким образом, для полноценного развития студентов аграрных вузов и обеспечения условий сохранения здоровья будущих специалистов необходимо проводить работу по развитию всех компонентов здоровья – физического, эмоционально-психологического, социального, духовно-нравственного. Эффективность такого комплексного подхода обеспечивается следующими направлениями совместной деятельности преподавателя и студента:

- реализация здорового образа жизни для сохранения физического здоровья;

-   формирование стрессоустойчивости и умения преодолевать стрессовые ситуации без ущерба для общего здоровья;

-   формирование духовных потребностей и их интеграция со способностью человека самореализоваться в

образовательной и будущей профессиональной деятельности;

-    формирование умений приспособиться к  социальным условиям, определить свое место в команде, адекватно оценивая себя и своих партеров в процессе общения и профессиональной деятельности.

 

Список литературы

1.      Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань:Центр инновационных технологий, 2000. – 608с.

2.      Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

3.      Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.

4.      Семке В.Я. Умейте властвовать собой, или Беседы о здоровой и больной личности. – Новосибирск: Наука,1991. – 233 с.

5.      Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: Сфера, 2005 - 132 с.

6.      Хуторской А.В. Фундаментальные физические постоянные. – М.: Нар.асвета, 1989. – 95 с.