Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Калининград
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Патриотическое воспитание граждан является приоритетным направлением социальной политики в Российской Федерации. В стране была реализована государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждена программа патриотического воспитания россиян на период 2016-2020 гг.

Патриотизм как традиционная ценность российского народа является реальным фактором успешного развития и реализации общенациональных интересов [2, C.7]. Большая роль в патриотическом воспитании отводится социальным институтам семьи, образования и культуры.    В    решении    задач патриотического воспитания особая роль принадлежит педагогическому и библиотечно-информационному сообществу как профессиональны группам, которые реализуя многочисленные социально значимые функции, способствуют воспроизводству и развитию культурного слоя страны, объединенного системой нравственных и духовных ценностей. [1, С.17]

Патриотическое воспитание является важнейшим направлением деятельности Калининградской областной научной библиотеки(КОНБ). Системно проводится целенаправленная работа по формированию у различных слоев населения, и прежде всего, у молодежи, патриотического сознания, чувства любви и верности к своему Отечеству.

Библиотекари совместно с патриотическими организациями, воинскими частями и музеями разрабатывают социокультурные проекты, имеющие системный, научно обоснованный характер. При этом продвижение к читателям художественных произведений классиков отечественной литературы, рассматривается в качестве эффективного средства мотивации к изучению истории страны, ее великих и драматических событий. [3,4].

Масштабным и значимым для населения Калининграда стал социокультурный проект «Человек и война», проводимый в формате областной читательской конференции, начиная с 1995 г. Проект был организован Калининградской областной научной библиотекой при активной поддержке областного комитета ветеранов войны. Основная цель проекта заключается в повышении интереса читателей к литературе о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войне, укрепление связи поколений, воспитание чувства гордости за свое Отечество.

Задачи проекта были сфокусированы на следующем: выявление книг, которые помогали нашим людям в тяжкие годы войны с честью вынести выпавшие на их долю испытания; определение значения литературы военной тематики в формировании жизненной и мировоззренческой позиции представителей разных поколений.

На первом этапе реализации проекта проводился опрос населения, в связи с чем были разработаны анкеты для ветеранов и блокадников Ленинграда и читателей КОНБ. По итогам анкетирования организаторы составили список «Десяти лучших книг о Великой Отечественной войне»: В. Богомолов «Момент истины», В. Быков «Обелиск», В. Быков Сотников», В. Гроссман «Жизнь и судьба», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», К. Симонов «Живые и мертвые»,         И. Стаднюк «Война», А. Твардовской «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека».

Второй этап проекта «Человек и война» проходил в год 55-летия Великой Победы, его итогом стало создание в муниципальных библиотеках «Книг Памяти». Была продолжена работа по выявлению мнений читателей о лучших книгах о Великой Отечественной войне. Рейтинг в 2000 году был следующим: В. Богомолов «Момент истины»,   В. Быков «Обелиск», В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,  Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»,  К. Симонов «Живые и мертвые»,  А.      Твардовской «Василий Теркин», М. Шолохов «Судьба человека», Ю. Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихие»,  Б. Васильев «В списках не значился».

Кроме этого, респондентам было предложено выбрать лучший фильм и лучшую песню о Великой Отечественной войне. По итогам опроса населения были выявлены следующие киноленты:   «А   зори здесь тихие», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Белорусский вокзал», «Летят журавли». Лучшими песнями респонденты назвали «День Победы» и «Землянка».

На последующих этапах реализации проекта (2005-2010 гг.). наблюдалось возрастание интереса к творчеству местных авторов. Об этом свидетельствует тот факт, что повесть М. Родионовой «Девчонка идет на войну» вошла в десятку лучших произведений о войне, наряду с произведениями Б. Васильева, К. Симонова, М. Шолохова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, Б. Полевого, А. Твардовского, В. Высокого, Ю. Друниной, А. Фадеева.

В год 70-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне (2015 г.) Калининградская областная научная библиотека при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия» разработала и реализовала межрегиональный библиотечный проект «Читай, чтобы помнить!», участниками которой стали не только библиотеки Калининграда, но и Ижевска, Омска, Липецка и др. городов страны. Целью проекта стало сохранение исторической памяти поколений, формирование у молодежи патриотического сознания, активной гражданской позиции и ответственности за будущее своей страны. Ключевыми мероприятиями проекта стали региональный конкурс юных чтецов «Читай, чтобы помнить!», а также выбор населением лучших книг о Великой Отечественной войне.

Проект позволил сформировать рекомендательные списки «70 лучших книг о Великой Отечественной войне», исходя из итогов читательского голосования. В этот же период в ряде библиотек был проведен конкурс чтецов литературных произведений о войне. Во Всемирный день книг и авторского права (23 апреля) состоялись публичные чтения в режиме видеоконференции во всех городах – участниках проекта. К видеоконференции подключились 76 регионов, активными участниками проекта стали ветераны войны, учащиеся, педагоги, руководители образовательных, библиотечных учреждений, деятели науки, культуры и искусства

Таким образом, активность разработки и реализации проектов патриотической направленности требует использования системы наиболее эффективных педагогических и библиотечных технологий. Приобщение к художественным произведениям и фильмам о Великой Отечественной войне является важным фактором воспитания любви к родине, изучения ее героической истории, укрепления межпоколенческой сплоченности.

 

Список литературы

 

1.Варганова Г.В. Патриотическое воспитание как фактор современного развития общества. В книге: Патриотическое воспитание детей и подростков: научно-практические статьи, методические материалы, художественные произведения. Сер. В помощь педагогу-библиотекарю; Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, приложение к журналу «Школьная библиотека», Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, 2015. - С.14-21.

2.Варганова Г.В. Предисловие. В книге: Патриотическое воспитание детей и подростков: научно- практические статьи, методические материалы, художественные произведения. Сер. В помощь педагогу-библиотекарю; Профессиональная библиотека школьного библиотекаря, приложение к журналу «Школьная библиотека», Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, 2015. - С.7-8. 

3.Скурихина Я.Е. Научно-методическая работа как средство профессионализации сотрудников библиотек//Труды ГПНТБ СО РАН, 2015. -№8. - С.474-479.

4.Скурихина Я.Е. Продвижение чтения как направление деятельности Калининградской областной научной библиотеки. - Макушинские чтения. -2015. -№10. -С.476-480.