12 августа 2017г.
Аннотация
Повышение методической грамотности преподавателей физической культуры общеобразовательных организаций Минобороны России в современных условиях совершенствования Вооруженных Сил Российской Федерации, путем проведения мастер-классов и включением в них упражнений военно- прикладной направленности, является важным звеном укрепления их специальных знаний, умений и навыков по подготовке суворовцев, нахимовцев и кадетов к будущей военно-профессиональной деятельности.
Уровень развития теоретико-методологических основ в профилировании обучения воспитанников Минобороны России на сегодняшний день представляется необходимым для становления данной категории граждан и его соответствия предъявляемым требованиям к будущим военным специалистам.
Рассмотрение данного вопроса полагается целесообразным, как полезного и необходимого фактора в методическом и педагогическом аспектах.
Ключевые слова: мастер-класс, технология, презентация, руководитель занятия, военно-прикладная направленность.
Проведение мастер-классов в общеобразовательных организациях Минобороны России по военно- прикладным видам спорта (дисциплинам, упражнениям военно-прикладной направленности) осуществляется с целью повышения методических и специальных знаний преподавателей физической культуры (руководителей занятий по физической подготовке), спортивных организаторов подразделений, установления единых подходов к организации и проведению инструкторско-методических занятий, а также для оперативного и эффективного решения системно-инновационных задач воспитательно- образовательного процесса.
Планирование и проведение мастер-классов, в том числе и по военно-прикладным видам спорта (дисциплинам), целесообразно осуществлять в рамках учебно-методических сборов, конференций, спартакиад по видам спорта для представления своей технологии мастерства.
Мастер-класс – это обобщенная педагогическая система распространения передового опыта, представляющая собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, осуществляемую при активной роли всех участников занятий.
Под «прикладностью» понимается свойство чего-либо быть прикладным, то есть быть пригодным в качестве приложения к чему-то основному, дополнить его и (или) воздействовать на него в определенном направлении [4].
В свою очередь презентацию можно определить, как афиширование информационных сведений для демонстрации наглядной агитации участников мастер-класса. При этом педагогический опыт рассматривается, как эффективный опыт, основанный на практическом творческом поиске с рациональным расходом времени и применением оригинальных методик, дающих наилучший педагогический результат в учебно-воспитательной работе. Кроме того технология – это определенная последовательность действий с целью гарантированного преобразования чего-либо в полезный результат, а технология обучения – научно обоснованная система упорядоченных операций и действий (деятельность), реализуемых в рамках педагогической системы.
Также при подготовке проведения мастер-класса важен системный подход в качестве методологического направление в науке, ставящей своей задачей разработку средств и методов исследования, проектирования сложноорганизованных процессов и объектов (предметов).
Основными задачами мастер-классов с применением упражнений (приемов, действий) военно- прикладной направленности являются:
передача опыта руководителем занятия путем прямого и комментированного показа последовательности методических приемов, действий и форм педагогической инновационной направленности;
совместная отработка методики и приемов решения проблемных вопросов в рамках данного занятия; анализ личного профессионального мастерства;
оказание помощи обучаемому преподавательскому составу в определении задач профильного саморазвития и в формировании индивидуального задания с целью самосовершенствования.
Тематика мастер-классов по военно-прикладной направленности включает в себя: обзор актуальных проблем и технологий обсуждаемого направления деятельности;
рассмотрение различных аспектов и приемов использования новых (специальных) технологий (элементов);
представление авторских методов, применение новейших методик и технологий на практике [3, 9].
Для успешного проведения мастер-класса, руководителю занятия нужна отработанная технология системного подхода, в том числе и к возникающим по ходу занятия вопросам и проблемным моментам со стороны преподавателей физической культуры с определенным (фактическим) запасом прочности и практических примеров. Это предусматривает наличие у руководителя занятий необходимого целевого, специального (прикладного) опыта, основанного на научно-практических знаниях, что позволяет ему представлять на высоком методическом уровне свои достижения обучаемому личному составу, оперативно реагируя на возникающую проблематику по ходу представления педагогической технологии.
Презентация наработанного профессионального опыта и инновационных методик в ходе проведения указанного мероприятия по военно-прикладной направленности предъявляет существенные требования к обучению, что ставит перед руководителем занятий ряд вопросов: каким наилучшим методическим способом изложить предлагаемый материал, какие теоретические сведения представить обучаемым для их осмысления и усвоения, в каком объеме и соотношении представить обучаемым теоретический и практический материал.
В целях полноценного проведения мастер-класса у руководителя занятия должны быть теоретические наработки и материалы презентаций. Их наличие и верное структурирование материала позволяет обучаемым за предельно короткое время разобраться в существе представляемого педагогического опыта.
Мастер-класс, как локальная технология доведения педагогического опыта, должен демонстрировать конкретный методический прием или технологию обучения и воспитания.
В презентацию педагогического опыта руководителем занятия включается:
анализ и характеристика занимающейся группы, ее уровень (в том числе и профильный) подготовки на основе прогноза индивидуального развития;
характер основных идей методики;
приводятся примеры, свидетельствующие об эффективности методики;
определение проблемы и перспектив по направлению представляемых сведений; описание достижений в работе.
В представление системы учебных занятий входит доведение: системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии, определение основных методов работы.
Проведение имитационных действий (моделирование) в себя включает:
выступление руководителя занятий с демонстрацией методов эффективной работы, при этом обучаемые выступают в качестве слушателей;
выступление руководителя занятия в качестве консультанта, организующего и контролирующего
самостоятельную работу учеников, при этом осуществляется обсуждение практическим методам представляемой методики (педагогического опыта) [2, 5].
Также проведение мастер-класса по упражнениям военно-прикладной направленности включает в себя следующий алгоритм: подготовительную, основную и заключительную части занятия.
Подготовительная часть представляет задачи организации. Действия руководителя: вступительное слово, знакомство с личным составом, доведение сведений о цели и задачах проведения мастер-класса, побуждение обучаемых к диалогу, проявлению активной позиций и вовлечению в указанный процесс.
Основная часть отводится под поэтапную реализацию темы. Действия руководителя: теоретическая презентация (слайды, стендовый материал), практическая демонстрация действий и приемов в рамках заданной темы, комментарии. На следующем этапе руководитель занятий должен назвать, четко показать и дать указания к выполнению задания, при этом предупреждая возможные ошибки, выбрав рациональную методику проведения занятия, обучения упражнениям, приемам и действиям. Руководитель занятий осуществляет страховку и оказывает помощь ученикам, определяя их состояние и правильно дозируя нагрузки, исправляет ошибки при выполнении задания.
Заключительная часть – включает в себя подведение итогов занятия, анализ качества усвоения пройденного материала. Действия руководителя: организация обмена мнениями с целью самооценки учеников по индивидуальной деятельности на мастер-классе, оценка степени усвоения обучаемыми навыков, выделение наиболее отличившихся. В заключительной части занятия руководитель задает ученикам упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц, бег в медленном темпе, ходьбу [6].
Кроме того, одним из важных и неотъемлемых элементов в подготовке и проведении мастер-класса является правильное определение собственной позиции руководителя занятия – это, прежде всего, позиция консультанта и советника (старшего на занятии), помогающего организовать образовательную работу и осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
При проведении мастер-класса руководитель не должен стремиться «механически» передать имеющиеся знания и информационные сведения. Необходимо вовлечение обучаемых в процесс, их активное участие, повышение заинтересованности в освоении нового опыта и возможностей саморазвития. Команды и действия при этом должны быть направлены на повышение внимания, творческой активности, создание атмосферы открытости и доброжелательности.
Во взаимоотношениях с коллегами руководитель должен проявлять свои лучшие качества: коммуникабельность, интеллигентность, общекультурное развитие, взгляды, убеждения, характер, волю, не забывая про накопленный опыт по данному направлению деятельности.
При проведении мастер-класса по военно-прикладной направленности следует обращать внимание: речь и голос (их тон, силу, выразительность, дикцию, интонацию и технику);
мимику, жесты, эмоциональность;
положение тела (поза, осанка, подтянутость); способность наблюдать за поведением участников; умение сосредоточиться на предмете разговора;
психологическую устойчивость (доброжелательность, отсутствие раздражительности или скованности);
педагогическую импровизацию (действия в незапланированных ситуациях);
умение выявлять передовых и поддерживать отстающих, вести диалог, дискуссию; чувство времени.
Основное требование к руководителю мастер-класса – это наличие специального (профильного) образования, опыта работы в области физической культуры (служебно-прикладной физической подготовки) и представляемого военно-прикладного вида спорта (дисциплины, упражнений),
Также при подготовке и проведении мастер-класса, в том числе и по военно-прикладной направленности необходимо учитывать:
презентативность, которая выражается в методически обоснованной инновационной идее, уровне ее представления, культуры и популярности представляемого направления действий, при этом эксклюзивность выражается в индивидуальности, масштабе, степени и оригинальности решения инновационных идей;
общую культуру – элементами, которой являются: эрудированность, нестандартность мышления, стиль общения руководителя занятий;
прогрессивность, рассматриваемая в роли актуальности, научности содержания приемов обучения, наличии новых методов, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения приемам, действиям, способности не только к методическому, но и к научному обобщению опыта;
мотивированность – это наличие приемов и условий мотивации, включение участников мастер-класса в активную творческую деятельность по осознанию и освоению нового методического продукта;
технологичность – четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов и действий, актуальности;
артистичность – индивидуальный педагогический стиль, способность к импровизации, воздействие на учеников, высокая степень готовности к распространению и популяризации своего опыта;
эффективность – высокий процент усвоения информационного материала участниками мастер-класса, умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности;
оптимальность – достаточность необходимого объема используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом.
Важный момент в подготовке по проведению методически грамотно построенного, ориентированного мастер-класса заключается в выборе структурного уровня и терминологического поля, на котором будет проводиться представление педагогического опыта:
1 уровень – уровень частно-предметных методических действий, связанных с усвоением учениками специально-профильных знаний, умений и навыков по данному виду (предмету);
2 уровень – общеметодического порядка, более широкий и объемный, допускающий перенос наработанного руководителем методического опыта с иных технологических моделей на схожие направления деятельности;
3 уровень – психологический, обеспечивающий проектируемую результативность дисциплины и обучения с учетом личностно-психологического развития учеников;
4 уровень – педагогический уровень, задающий инновационному опыту собственную логику организации предпринимаемых профессиональных действий и спроецированных в достигаемые руководителем результаты [1, 7].
Своевременное планирование, качественная организация и системное проведение мастер-классов по военно-прикладным видам спорта (дисциплинам, упражнениям военно-прикладной направленности) может значительно укрепить профильный уровень мастерства преподавателей по физической культуре в общеобразовательных организациях Минобороны России, основанный на глубоких знаниях данного направления, осмысленном профессиональном опыте, точной проработанности, выверенности до уровня технологически-последовательного алгоритма профилированных действий, ведущих к заранее ожидаемому положительному, образовательному результату, что может стать важным и неотъемлемым элементом в образовании суворовцев, нахимовцев и кадетов старших классов.
Список литературы
1. Бородин, Ю.А. Эффективность физической подготовки в системе военно-профессионального обучения и пути ее повышения / Ю.А. Бородин //Педагогіка психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – Харкiв: ХДАДМ, 2003. – № 11. – С. 68–83.
2. Михута, И.Ю. Диагностика психофизической готовности и пригодности суворовцев и кадетов к военно-профессиональной деятельности / И.Ю. Михута.
3. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
4. Полянский В.П. Проблема прикладности физической культуры: современная постановка и опыт исследования М.: ОС-ТО РФ, 1999. – 64 с.
5. Психология и педагогика. Военная психология: учеб. для вузов / подред. А.Г. Маклакова. – СПб.:Питер, 2005. – 464 с.
6. Приказ Министра обороны Российской Федерации 2009 года № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»
7. Программы «спортивная подготовка по военно-прикладным видам спорта допризывной молодежи в Российской Федерации до 2020 года», (утв. первым заместителем Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2014 г.)
9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.