Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛОВКОСТИ У ДЕВОЧЕК 7-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Двигательная ловкость является царицей управления движениями. Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приѐмов физической культуры школьников, в том числе детей (девочек) 7-9 лет. Для формирования и развития координационных способностей, в том числе специальной ловкости (правильного и быстрого выполнения технических действий с предметом), высокую значимость имеют занятия мини-футболом.

Ловкость — это сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность  быстро ориентироваться,  оперативно мыслить, направлять  волевые усилия для управления эмоциями и выполнять сложно координированные действия [3,с.10]. Для нас это определение является основным, которым мы пользуемся в нашем исследовании.

Нами была усовершенствована методика развития специальной ловкости, которая захватывает несколько важных аспектов: компетентность тренера-преподавателя, занимающегося с детьми в школьной секции по мини- футболу, как дополнительное образование; углубленное изучение мотивации детей для занятия мини-футболом; возрастные (физиологические и психологические) особенности детей; программу по физической культуре, включая рабочую школьную программу.

Педагогическая деятельность тренера характеризуется системой профессиональных знаний и умений, в которой высокие моральные индивидуально-психологические качества сочетаются со знанием основных тенденций, направленных на развитие и совершенствование качеств футболистов [5.с.15, 1.с.45].

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации будущих юных спортсменов по мини - футболу и одна из главных причин – незаинтересованность детей. На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (Г.Д. Бабушкин, Т.Т. Джамчаров, А.П. Нечаев, А.Ц. Пуни и др.), можно выделить два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю [5.с.134].

Самой мощной мотивацией, ориентирующей ребенка на достижение как можно более высокого результата, является внутренняя (особенно если она не дисгармонирует с внешними мотивационными факторами). Внутренне мотивированный ребенок изначально стремится к максимальной реализации своего потенциала, а потому постоянно повышает свой спортивный профессионализм, совершенствует знания, обогащает свой опыт. Внутренняя мотивация связана с содержанием спортивной деятельности (программу по физической культуре) и личной заинтересованностью ребенка в ее результатах, с осознанием значимости занятий спортом, со свободой действий, возможностью реализовать свои знания, умения, опыт, развить способности [4.с.217].

Внешняя мотивация формируется под воздействием таких факторов, как условия занятий спортом, перспектива спортивного роста, поощрение (наказание) тренером и прочее. Внешняя мотивация более действенна, но не всегда длительна. Но и внешняя мотивация способствует стремлению детей соответствовать эталонам спортивного профессионализма. Подарки от тренера, вручаемые в торжественной обстановке, грамоты, призы — все эти и другие формы признания значимости ребенка, высокая оценка его спортивных достижений, являются достаточно сильным стимулом для занятий спортом [6.с.305].

Анализ возрастных (физиологических и психологических) особенностей детей показал, что в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольниками, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения.

В развитии физических способностей организма большое значение отводится физической подготовке. В школьной программе выделяются общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка – предусматривает всестороннее развитие физических возможностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей для футболистов.

Для того чтобы, развитие одних физических качеств на уроках физкультуры (общая физическая подготовка) не препятствовали развитию других физических качеств в секции мини-футбола (специальная физическая подготовка), рабочие программы по футболу и физической культуре предусматривали схожие цели и задачи. Практические занятия по общей физической, технической и тактической подготовке проводились в форме групповых занятий по общепринятой методике, давались задания на дом для самостоятельного совершенствования физических качеств [7.с.184, 8.с.95].

Основные задачи специальной физической подготовки: укрепление здоровья и закаливание организма, привитие интереса к систематическим занятиям футболом, обеспечение всесторонней физической подготовки, развития специальной ловкости, силовых, скоростных качеств, координации движений, овладение технических и тактических приѐмов игры, приобретение опыта участия в соревнованиях, воспитание судейских и инструкторских навыков, также давались задания на дом для самостоятельного совершенствования индивидуальной техники.

Таким образом, цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приѐмов владения мячом на высокой скорости (специальная ловкость), улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально - волевых качеств. Для эмоциональности занятий широко применялись игры, эстафеты и игровые упражнения, включая элементы соревнований, ИКТ.

Педагогический эксперимент проводился в рамках внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений. В нем принимали участие 2 группы по 12 человек (девочки, возраст 7-9 лет). Одна группа занималась по стандартной программе (контрольная группа) занятий, а другая – по предложенной автором методике (экспериментальная группа). Учебно-тренировочный процесс длился в школе учебный год. Контрольные испытания проводились в начале и конце учебного года и фиксировались временем.

Вначале изучались особенности психической деятельности детей (не только регистрация выделяемых фактов, но и раскрытие закономерностей, механизмов, динамики, тенденций развития). Затем на этой основе организовывалось специальное обучение, чтобы оптимизировать выявленные процессы и продвинуть их на более высокую ступень.

Физические упражнения, применяемые для развития специальной ловкости, делились на три группы: 1) упражнения, в которых отсутствовали стереотипные движения,  и которые имели элемент внезапности;  2) упражнения, которые предъявляли высокие требования к координации и точности движений; 3) упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

Суть данного психолого-педагогического эксперимента заключалась в развитии специальной ловкости с мячом на основе следующих упражнений:

1.    Упражнение «Змейка», выполнение тремя способами: 1) ведение мяча внутренней частью стопы; 2) ведение мяча внешней частью стопы; 3) ведение мяча подошвой. Все эти варианты упражнения «Змейка» проводились в различных условиях, и с учетом времени.

2.    Упражнение «Броуновское движение» (термин взят из раздела физики, который обозначает хаотичное или беспорядочное движение микроскопических частиц). Упражнение влияет на координацию футболиста, на технику владения мячом в определенных условиях. Данное упражнение проводилось несколькими вариантами. Например, в размеченных рамках площадки с отбором мяча, либо контроль мяча с укрывание корпусом от товарища. Задача – не столкнуться с противником. У футболиста помимо техники контроля мяча развивается координация, внимательность.

3.     Упражнение ведение мяча, поочередно меняя ноги по различным траекториям: 1) ведение мяча по прямой линии; 2) ведение мяча по дуге;3) ведение мяча с обводкой препятствий.

Анализ сравнения результатов проведѐнных исследований в группах, занимающихся по стандартной учебной программе и по предлагаемой методике, доказал эффективность разработанной методики  развития специальной ловкости у девочек 7-9 лет, занимающихся мини-футболом. Разница выразилась в том, что у детей, занимающихся по предлагаемой методике, стабилизировалось выполнение технических приемов, и возросла точность их выполнения. Кроме того, эти приемы юные дарования стали более часто использовать в учебно- тренировочных играх, при этом, снизился страх перед использованием технических комбинаций на соревнованиях.

По завершению эксперимента выданы практические рекомендации для внедрения усовершенствованной методики в тренировочные программы спортивных команд.

 

Список литературы

1.      Алиев Э.Г. Мини-футбол (футзал): учебник / под ред. Э.Г. Алиева, С.Н. Андреева, В.П. Губы. – М.: Советский спорт, 2012. – 554 с.

2.      Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 2008. - 76с.

3.      Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с.

4.      Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Приор, 2006. 312 с.

5.      Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24  Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

6.      Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера I этап (8-10 лет). Москва «Олимпия, Человек» 2007 г.-112с.

7.      Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. - М.: Теория и практика физической культуры, 2001.- 332с.

8.      Чесно Ж.-Л. Футбол. Обучение базовой технике. Москва «ТВТ Дивизион» 2006 г.-176с.