Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИНАМИКА И ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
03 августа 2016г.

Одним из основных факторов при обучении плаванию является специфика водной среды. Перенос физических качеств и двигательных навыков происходит в специфических условиях, вода обладает текучестью, вязкостью и практически несжимаемостью [1,3,4]. Для удержания тела на плаву и передвижения за счет водно-опорных движений необходим совершенно особый, характерный только для этой дисциплины базовый навык плавания.

Вместе с тем, на этапе базовой подготовки особое внимание должно уделяться формированию рациональной техники спортивных способов – освоению ритма согласования движений руками, ногами, туловищем и головой для вдоха – по структуре, схожей с техникой квалифицированных спортсменов. Однако необходимо учитывать, что показатели физического развития, двигательной подготовленности, скорость освоения и совершенствования способов по элементам и в полной координации у новичков по сравнению с разрядниками кардинально различны.

Следует различать и возможности сдачи нормативов студентами вуза, с учетом возрастно-половых особенностей, а также физического развития и уровня подготовленности занимающихся [2,6]. Переизбыток нагрузки может служить причиной возникновения нежелательных, негативных последствий [5,6]. С целью исключения побочных реакций со стороны организма и наличия его внешних отрицательных проявлений мы использовали в качестве теста на выносливость 6-минутное плавание для юношей и девушек. Для оценки быстроты мы применяли тест кролем на ногах с доской не 50, а 25 м.

Основу занятий в плавательном бассейне составляли следующие элементы: специальные опорные упражнения в воде; дыхательные упражнения, совмещённые с опорными движениями на плаву; усложненные опорные движения в воде; развитие координации движений, обучение напряжению – расслаблению мышц на суше и в воде; упражнения, вырабатывающие навык динамической опоры о воду при движении; упражнения, развивающие необходимое и дифференцированное мышечное напряжение. Для улучшения показателей двигательного потенциала у занимающихся выполняемые упражнения были в большей степени разнообразны благодаря изменению исходного положения и условий выполнения.

Более высокие оценки качества выполнения элементов техники составляли более успешную основу для формирования плавательных навыков. Это свидетельствует о положительном влиянии фактора развития физических качеств в условиях водной среды. Особое значение имели упражнения на развитие силовых качеств. Сопротивление воды увеличивается или уменьшается в зависимости от скорости, направления движения кисти, траектории гребка, частоты и согласования движений рук в воде и над водой.

Сформированная двигательная готовность способствует более быстрому приобретению таких качеств и свойств организма, которые являются функционально-двигательной базой для овладения плавательными умениями. Освоение рационального дыхания, требует увеличение жизненной емкости легких, развитие дыхательного аппарата, увеличение мощности вдоха, который происходит в соотношении 1:3 с выдохом в воду. Освоение водно-опорных умений возможно только после предварительного формирования навыка быстрой смены напряжения, расслабления гребущих конечностей, что является примером оптимального подхода к выработке мышечной дифференцировки.

Вместе с тем, основная трудность освоения спортивных способов плавания заключалась в том, что изначально многие не умели согласовывать непрерывные движения конечностей с дыханием в том ритме, который определяется спецификой способа плавания. Особенно четко это было прослежено при проплывании вольным стилем 50м и 6-минутном плавании.

Анализ уровня развития скоростных качеств, определяемый проплыванием дистанции 25м вольным стилем с доской на ногах, показал, что наибольшее число студентов 2 и 3 курсов продемонстрировали средний уровень. При этом сдвиги показателей у 32% студентов 1 курса, 17% 2 курса и 25% 3 курса улучшаются, p<0,05; у 41% студентов 2,3 курса и 20% 1 курса стабилизируются, а у 48% студентов 1 курса, 41% 2 курса и 34% 3 курса различия не достоверны, p >0,05 (рис. 1).


Анализируя уровень развития у юношей скоростно-силовых качеств, выявлено, что наибольшее число студентов продемонстрировали низкий уровень развития скоростно-силовых способностей: 60% и 8% - студенты 1 курса, 56% и 20% - 2 курса и 48% и 16% - 3 курса, p >0,05 (рис. 2).

Средний уровень выявлен у 20%юношей 1 курса и 16% - 2 и 3 курсов. Высокий уровень продемонстрировали 12 % юношей 1 курса, 4% - 2 курса и 20% - 3 курса, различия достоверны, p<0,05.

Анализ развития выносливости позволил определить, что самый низкий ее уровень выявлен у студентов 1 и 2 курса – 76%, 34 и 67%, соответственно, p >0,05. Высокий уровень ее развития продемонстрировали только 4% юношей 1 курса и 16% - 3 курса (рис. 3).


Очевидно, что отсутствие достоверных различий у студентов младших курсов указывает на то, что период адаптации для них представляет собой достаточно пролонгированный характер. Поэтому они не способны были быстро прогрессировать в работоспособности на занятиях в плавательном бассейне. При анализе компонентов учебных нагрузок необходимо обращать внимание на то, что процентное соотношение применяемых упражнений, в перспективе, должно варьироваться в соответствии с выявленными показателями развития физических качеств и плавательных навыков.

Таким образом, сравнивая соотношения показателей, необходимых для совершенствования техники спортивных способов плавания у юношей 1, 2 и 3-х курсов между собой, было определено, что у студентов достаточно низкий уровень развития скоростно-силовых способностей и выносливости на младших курсах. Наиболее высокие показатели развития быстроты продемонстрировали 28% первокурсников, а скоростно-силовых качеств – 8% юношей 1-го курса и 20% - 3-го курса; выносливости 16% 3-го и 4% студентов 1-го курса.

Анализ показателей развития быстроты у девушек выявил, что на достаточно высоком уровне быстрота развита у 41% девушек 1 курса, 58% девушек 2 и 3 курса (рис. 4).


Скоростно-силовые качества у 50 - 67% студенток развиты на низком уровне. У 8% и 17% девушек 1 курса, у 8% и 25% - 2 курса и у 4% и 29% -3 курса скоростно-силовые качества развиты на высоком уровне. При этом, у 8

-   17% девушек всех курсов данное физическое качество развито на среднем уровне (рис. 5).



Анализ развития у девушек выносливости свидетельствует о том, что у 92 % девушек 1 курса и 67 % - 2 и 3 курсов данное качество развито на низком уровне. У 8% девушек 1 курса, 33% - 2 курса и 25% - 3 курса выносливость развита на среднем уровне и только у 8% студенток 3 курса выявлен высокий уровень ее развития (рис. 6).


По полученным данным выявлено, что у девушек всех курсов показатели выносливости и скоростно-силовых качеств развиты на низком уровне. Но при этом, у 41-58% девушек всех курсов выявлен достаточно высокий уровень развития быстроты.

При визуальном анализе показателей динамики плавания следует отметить, что удержание тела на плаву в горизонтальном положении и передвижение вперед за счет водно-опорных движений, а также согласование движений с дыханием в большей мере обеспечивается необходимой циркуляцией воздуха за счет дыхательной системы организма. Это связано с большим объемом вдыхаемого воздуха (ЖЕЛ), необходимостью включения специальных упражнений на задержку дыхания и дифференцировку мышечных усилий на суше и в воде.

Включение дыхательной гимнастики и комплексов упражнений на напряжение, расслабление мышц в учебный процесс даст возможность повысить качество формирования плавательных навыков. Улучшение функциональной подготовленности, согласования движений с дыханием способствует более качественному овладению техники спортивного плавания студентами вуза. Вышесказанное позволит также миновать и возрастной фактор, который, как правило, оказывает влияние на более эффективное обучение детей быстрее, чем взрослых.

 

 

Список литературы

 

1.     Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами.[А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин]; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2007. – 5с.

 2.     Баранцев, С.А. Оценка эффективности учебных занятий со студентами групп ОФП с различной спортивной направленностью / С.А. Баранцев, Е.Н. Колесников, С.В. Пехтерев, М.А. Скородумов // Новые исследования / Институт возрастной физиологии РАО. – 2010. - №3 (24). – С. 97 – 107.

3.     Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001г. – 89с.

4.     Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар – Одесса: Друк, 2006.– 72с. 

5.     Иванков, Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта / Ч.Т. Иванков – М.: «ИНСАН», 2005. – С. 87, 88.

6.     Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Ж.К.   Холодов,   В.С.   Кузнецов].   –   М.:   Издательский   центр «Академия», 2000. - С. 17, 61, 270.