03 августа 2016г.
Одним из основных факторов при обучении плаванию является специфика водной среды. Перенос физических качеств и двигательных навыков происходит в специфических условиях, вода обладает текучестью, вязкостью и практически несжимаемостью [1,3,4]. Для удержания тела на плаву и передвижения за счет водно-опорных движений необходим совершенно особый, характерный только для этой дисциплины базовый навык плавания.
Вместе с тем, на этапе базовой подготовки особое внимание должно уделяться формированию рациональной техники спортивных способов – освоению ритма согласования движений руками, ногами, туловищем и головой для вдоха – по структуре, схожей с техникой квалифицированных спортсменов. Однако необходимо учитывать, что показатели физического развития, двигательной подготовленности, скорость освоения и совершенствования способов по элементам и в полной координации у новичков по сравнению с разрядниками кардинально различны.
Следует различать и возможности сдачи нормативов студентами вуза, с учетом возрастно-половых особенностей, а также физического развития и уровня подготовленности занимающихся [2,6]. Переизбыток нагрузки может служить причиной возникновения нежелательных, негативных последствий [5,6]. С целью исключения побочных реакций со стороны организма и наличия его внешних отрицательных проявлений мы использовали в качестве теста на выносливость 6-минутное плавание для юношей и девушек. Для оценки быстроты мы применяли тест кролем на ногах с доской не 50, а 25 м.
Основу занятий в плавательном бассейне составляли следующие элементы: специальные опорные упражнения в воде; дыхательные упражнения, совмещённые с опорными движениями на плаву; усложненные опорные движения в воде; развитие координации движений, обучение напряжению – расслаблению мышц на суше и в воде; упражнения, вырабатывающие навык динамической опоры о воду при движении; упражнения, развивающие необходимое и дифференцированное мышечное напряжение. Для улучшения показателей двигательного потенциала у занимающихся выполняемые упражнения были в большей степени разнообразны благодаря изменению исходного положения и условий выполнения.
Более высокие оценки качества выполнения элементов техники составляли более успешную основу для формирования плавательных навыков. Это свидетельствует о положительном влиянии фактора развития физических качеств в условиях водной среды. Особое значение имели упражнения на развитие силовых качеств. Сопротивление воды увеличивается или уменьшается в зависимости от скорости, направления движения кисти, траектории гребка, частоты и согласования движений рук в воде и над водой.
Сформированная двигательная готовность способствует более быстрому приобретению таких качеств и свойств организма, которые являются функционально-двигательной базой для овладения плавательными умениями. Освоение рационального дыхания, требует увеличение жизненной емкости легких, развитие дыхательного аппарата, увеличение мощности вдоха, который происходит в соотношении 1:3 с выдохом в воду. Освоение водно-опорных умений возможно только после предварительного формирования навыка быстрой смены напряжения, расслабления гребущих конечностей, что является примером оптимального подхода к выработке мышечной дифференцировки.
Вместе с тем, основная трудность освоения спортивных способов плавания заключалась в том, что изначально многие не умели согласовывать непрерывные движения конечностей с дыханием в том ритме, который определяется спецификой способа плавания. Особенно четко это было прослежено при проплывании вольным стилем 50м и 6-минутном плавании.
Анализ уровня развития скоростных качеств, определяемый проплыванием дистанции 25м вольным стилем с доской на ногах, показал, что наибольшее число студентов 2 и 3 курсов продемонстрировали средний уровень. При этом сдвиги показателей у 32% студентов 1 курса, 17% 2 курса и 25% 3 курса улучшаются, p<0,05; у 41% студентов 2,3 курса и 20% 1 курса стабилизируются, а у 48% студентов 1 курса, 41% 2 курса и 34% 3 курса различия не достоверны, p >0,05 (рис. 1).
Анализируя уровень развития у юношей скоростно-силовых качеств, выявлено, что наибольшее число студентов продемонстрировали низкий
уровень развития скоростно-силовых способностей: 60% и 8% - студенты 1 курса, 56% и 20% - 2 курса
и 48% и 16% - 3 курса, p >0,05 (рис. 2).
Средний уровень выявлен у 20%юношей 1 курса и 16% - 2 и 3 курсов.
Высокий уровень продемонстрировали 12 % юношей 1 курса, 4% - 2 курса и 20% - 3 курса, различия достоверны, p<0,05.
Анализ развития выносливости позволил определить, что
самый
низкий ее уровень выявлен у студентов 1 и 2 курса – 76%, 34 и 67%,
соответственно, p >0,05. Высокий уровень ее развития продемонстрировали только 4% юношей 1 курса и 16% - 3 курса
(рис. 3).
Очевидно, что отсутствие достоверных различий у студентов младших
курсов указывает на то, что период адаптации для них представляет собой достаточно пролонгированный характер. Поэтому они не способны были быстро прогрессировать в работоспособности на занятиях в плавательном
бассейне. При анализе компонентов учебных нагрузок необходимо обращать
внимание на то, что процентное соотношение применяемых упражнений, в
перспективе, должно варьироваться в соответствии с
выявленными показателями развития физических
качеств и плавательных навыков.
Таким образом, сравнивая
соотношения показателей, необходимых для совершенствования техники спортивных способов плавания у юношей 1, 2 и 3-х курсов между собой, было определено, что у студентов достаточно
низкий уровень развития скоростно-силовых способностей и выносливости
на младших курсах. Наиболее высокие показатели развития быстроты продемонстрировали 28% первокурсников, а скоростно-силовых качеств –
8% юношей 1-го курса и 20% - 3-го курса; выносливости 16% 3-го и 4% студентов 1-го курса.
Анализ показателей развития быстроты у девушек выявил, что на
достаточно высоком уровне быстрота развита у 41% девушек 1 курса, 58%
девушек 2 и 3 курса (рис.
4).
Скоростно-силовые качества у 50 - 67% студенток развиты на низком уровне. У 8% и 17% девушек 1 курса, у 8% и 25% - 2 курса и у 4% и 29% -3 курса скоростно-силовые качества развиты на высоком уровне. При этом, у 8
-
17% девушек всех курсов данное физическое качество развито на среднем
уровне
(рис. 5).
Анализ развития у девушек выносливости свидетельствует о том, что у
92 % девушек 1 курса и 67 % - 2 и 3 курсов данное качество развито на низком уровне. У 8% девушек 1 курса, 33% - 2 курса и 25% - 3 курса
выносливость развита на среднем уровне и только у 8% студенток 3 курса
выявлен высокий уровень
ее развития (рис. 6).
По полученным данным выявлено, что у девушек всех курсов показатели выносливости и скоростно-силовых качеств развиты на низком уровне. Но при этом, у 41-58% девушек всех курсов выявлен достаточно высокий
уровень развития быстроты.
При визуальном анализе
показателей динамики плавания следует отметить, что удержание тела на плаву в горизонтальном положении и передвижение вперед за счет водно-опорных движений, а также согласование
движений с дыханием в большей мере обеспечивается необходимой циркуляцией воздуха за счет дыхательной системы организма. Это связано с большим объемом вдыхаемого воздуха (ЖЕЛ), необходимостью включения
специальных упражнений на задержку дыхания и дифференцировку мышечных усилий на
суше и в воде.
Включение дыхательной гимнастики и комплексов упражнений на
напряжение, расслабление мышц в учебный процесс даст возможность повысить качество формирования плавательных навыков. Улучшение функциональной подготовленности, согласования движений с дыханием способствует более качественному овладению
техники спортивного плавания
студентами вуза. Вышесказанное позволит также миновать и возрастной
фактор, который, как правило, оказывает влияние на более эффективное
обучение детей быстрее,
чем взрослых.
Список литературы
1.
Александров, А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами.[А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин]; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка,
2007. – 5с.
2.
Баранцев,
С.А. Оценка эффективности учебных занятий со
студентами групп ОФП с различной спортивной направленностью /
С.А.
Баранцев, Е.Н. Колесников, С.В. Пехтерев, М.А. Скородумов //
Новые исследования / Институт возрастной физиологии РАО. –
2010. - №3 (24). – С.
97 – 107.
3.
Булгакова, Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов/Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой –
М.:
Физкультура
и спорт, 2001г. – 89с.
4.
Ганчар, И.Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И.Л. Ганчар
– Одесса: Друк, 2006.– 72с.
5.
Иванков, Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и
спорта / Ч.Т. Иванков
– М.: «ИНСАН», 2005. – С. 87, 88.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- С. 17, 61, 270.