Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ С ЗПР

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Уровень подготовленности ребенка не всегда соответствует требованиям школы. Часто дети испытывают затруднения с письмом, потому что недостаточно сформирована координация движений, а мелкая моторика развита слабо. Это оборачивается большими нагрузками на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать карандаш в непослушных пальцах. Поэтому  очень важно подготовить руку  ребенка к письму, сформировать навыки письма.

В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание. Эта тенденция обусловлена увеличением количества детей с проблемами в развитии.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии общей и особенно тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики. Дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не могут регулировать силу нажима, испытывают трудности при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Затруднено формирование графомоторных навыков. Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. У детей данной категории наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования. Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой и др. указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивными видами деятельности, письмом.

У многих детей с ЗПР при исследовании неврологическом обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического поражения головного мозга (Ю.Г. Демьянов, И.Ф. Марковская). Негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременной и целенаправленной коррекционной помощи может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становление навыков письма, рисования. Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствуют их согласованности и плавности. Поэтому ребенку сложно длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми или слишком мелкими.

Формирование двигательных функций, в том  числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Интерактивное оборудование в дошкольном образовании полностью изменяют привычное многим мнение о воспитании детей.

Собственно интерактивное оборудование появилось сначала в каждом доме, потом в старших и младших

классах школ. Неудивительно, что сейчас интерактивное оборудование продвинулось даже в детские сады. Под интерактивным оборудованием для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а так же привычный всем телевизор.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность – понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний и навыков ребенка, в повышении уровня образования, в изменениях динамики процесса психического развития.

Интерактивна доска – это новейшее   техническое средство обучения, объединяющее   в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она способствует способу восприятия информации современных детей, позволяет педагогу создать ситуацию успеха для любого ребенка, независимо от его уровня развития.

Для взаимодействия с сенсорным экраном интерактивной доски был изобретен стилус. Он имеет форму ручки, что формирует навык правильно держать его и удобен для письма на экране.

Благодаря наглядности и интерактивности абсолютно все дети вовлекаются в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания. Использование интерактивной доски позволяет повысить уровень мотивации и интереса. Для детей с ЗПР задания с использованием интерактивной доски являются наиболее интересными и запоминающимися.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1.   Усиливает подачу материала.

2.   Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3.   Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4.   Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5.   Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:

1.    Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2.    Образовательная деятельность с применением интерактивной доски включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с интерактивной доской.

3.    При составлении заданий с использованием интерактивной доски необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные ранее в процессе выполнения основной образовательной программы.

4.   Интерактивна доска должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Организации детей в процессе выполнения заданий:

1.   Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

2.   Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус.

3.   Ребенок выполняет задания индивидуально.

Задания на развитие мелкой моторики, для интерактивной доски: Большую пользу приносят задания, сопряженные с рисованием.

1.   Дети могут обводить квадраты, круги.

2.   Трафареты всевозможных геометрических фигур, животных, птиц.

3.   Хорошей тренировкой для написания линий является обведение готовых рисунков.

4.    Рисование по клеточкам, по точкам, по цифрам, двигаясь от цифры к цифре, нужно соединить точки, в итоге должен получиться какой –либо рисунок.

5.     Штриховка. Штриховать образцы нужно вначале короткими и частыми штрихами, затем вводить центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками (при выполнении заданий нужно соблюдать следующие правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий).

6.   Дорисовывание рисунков по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка с ЗПР, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительными.

Помните, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить ребенка.

 

Список литературы

1.      Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе.- Екатеринбург,2004.

2.      Горюнова М.А., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе, Санкт-Петербург БХВ- Петербург, 2010, 336стр., 9785977505048.

3.      Применение интерактивного оборудования promethean в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения // Еник О.А., Вейлерт Н.Т., Мамонтова М.А., Полянская Е.А. В мире научных открытий. 2013. № 11.8 (47). С. 193-199.

4.      Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,1991.

5.      Щербакова Т.Н. Кулачки – ладошки.- изд. дом «Карапуз» ,2011.

6.      Электронные доски [Электронный ресурс] // http://www.panterabbs.ru/