Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2018г.

При описании характерных особенностей детей с общим недоразвитием речи, многие авторы обращают внимание на нарушение лексического компонента как одного из наиболее важных в структуре данной речевой патологии. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования лексической стороны речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике выявления и преодоления данных нарушений становится одним из самых актуальных [3].

Одними из первых систему по обследованию и выявлению нарушений лексической строя речи предложили Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина [7]. В их рекомендация система по выявлению лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи опирается на исследование объема активного и пассивного словаря, лексическую системность и структуру значения слова.

Диагностическая методика данных авторов позволяет обширно охватить исследование сформированности лексической системы ребенка, позволяет выявить нарушения и разработать систему логопедической работы по преодолению лексических нарушений.

Основы логопедической работы по выявлению лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представлены в методике Г. А. Волковой [2]. В данной методике проводится исследование пассивного и активного словаря, состояние атрибутивного и номинативного словаря. Для каждой серии диагностической методики разработана своя система балльных оценок.

Очевидно, что диагностическая методика, предложенная Г. А. Волковой, тесно перекликается с предыдущей методикой Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахиной [7]. Отсутствие бальнеуровневой системы оценивания лексических нарушений является важным отличием в методике Г. А. Волковой [2].

При проведении количественного анализа полученных результатов логопеду необходимо опираться на данные других исследователей, что является не корректным анализом уровня развития ребенка.

Диагностика, предложенная Н. В. Серебряковой, дает возможность более глубокого обследования

импрессивного и экспрессивного словаря ребенка с нарушением речи. Преимуществом данной методики является наличие системы оценивания ответов детей и возможность проведения количественного и качественного анализа результатов диагностики [7].

М. А. Поваляевой описана методика изучения словарного запаса детей, которая направлена на выявление способности детей, быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. Данная методика не позволяет выявить полную картину развития словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, а лишь отображает уровень развития обобщающих понятий, антонимов, синонимов и прилагательных [6].

По мнению И. А. Смирновой, диагностическая методика по выявлению лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи должна включать в себя 2 блока направленные на изучение понимания и употребления слов номинативного лексического значения, и выявление состояния структурного аспекта лексических значений слов. Данная методика также предоставляет возможность проведения корректного анализа по предоставленной системе оценивания результатов [8].

Методика Е. Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» позволяет оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков. Для оценивания лексической уровня развития детей для каждой серии заданий представлен критерий оценивания [1].

А. И. Максаков в своих исследованиях предлагает материалы по обследованию речи детей, которые предусматривают различные задания, направленные на установление сформированности у дошкольников восприятия речи и на определение лексического запаса [5].

Кроме обследования речи детей А. И. Максаков также обозначает и критерии оценки – уровни: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень [5].

На сегодняшний день в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическим строем речи детей при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, и каждый автор предлагает свою методику исследования лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи [3].

Проведенный анализ диагностических методик по обследованию лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи позволяет охватить необходимые направления работы по:

1.   активизации и расширению объема активного и пассивного словаря единовременно с развитием представлений об окружающем мире, активизация процесса поиска слова;

2. уточнение значения слов в определенной лексической теме;

3.      формирование семантической структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

4. организация семантических полей лексической системы языка.

За основу диагностической методики по выявлению лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы взяли методы обследования речи детей, предложенные такими авторами как: Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахиной [7], Г. А. Волковой [2], Е. Ф. Архиповой [1], И. А. Смирновой [8]. Выбор диагностических методик данных авторов обусловлен тем, что в них имеются задания на выявление уровня развития как импрессивной, так и экспрессивной стороны речи. Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи детей с общим недоразвитием речи является очень важным в связи с тем, что одним из наиболее характерных проявлений лексических нарушений у этой категории детей является вербализм, при котором значение слова не опирается на конкретные представления. Поэтому в ходе обследования важно выяснить, насколько точно ребенок понимает значение слов и связано ли слово с конкретным представлением у ребенка с общим недоразвитием речи. В данных методиках имеются задания на обследование семантических словарных полей (подбор синонимов и антонимов), этот прием позволяет выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля, выявить особенности ядра семантического поля, точность значения слов. Кроме того, в методиках имеются задания на подбор слов в словосочетании, предложении, тексте. Эти задания позволяют выяснить, насколько у ребенка сформированы механизмы функционирования синтагматических связей.

В методике по выявлению лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделены три серии заданий.

Первая серия заданий данной методики направлена на исследование объема пассивного и активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

Вторая серия заданий направлена на обследование семантических словарных полей, направленных на обследование уровня лексических парадигм.

Третья серия направлена на обследование сформированности механизмов функционирования синтагматических связей. Предоставляются задания на исследование вербальных ассоциаций.

Каждое выполненное ребенком задание оценивается от 0 до 4 баллов:

4 балла – правильное выполнение задания без повторной инструкции и помощи взрослого.

3 балла – правильное выполнение задания после повторной инструкции или помощи взрослого.

2 балла – ребенок испытывает затруднения и неточности в выполнении заданий даже после повторной инструкции или показа.

1 балл – ребенок испытывает затруднения и неточности в выполнении заданий даже после повторной инструкции или показа и помощи взрослого.

0 балов – ребенок не справляется с выполнением заданий, отказ от выполнения заданий.

Для разработки критериев оценки заданий каждой серии был использован подход В. И. Логиновой [4]. На основании этих критериев были сформулированы критерии оценки уровней овладения лексической системы.

Критерии оценки уровней овладения лексической системы:

Высокий уровень (от 41 до 48 баллов) – правильное выполнение задания без повторной инструкции и помощи взрослого.

Уровень выше среднего (от 27 до 40 баллов) – правильное выполнение задания после повторной инструкции или помощи взрослого.

Средний уровень (от 17 до 26 баллов) – предполагает дифференцированное восприятие близких объектов, вычленение тех признаков, которые составляют объективные характеристики объектов.

Низкий уровень (от 0 до 16 баллов) – у детей выявляется наличие знаний о некоторых сторонах изучаемых объектов.

Таким образом, основой методики по выявлению нарушений смысл смысловой стороны слова у детей с общим недоразвитием речи является системный подход к изучению лексических нарушений.

 

Список литературы

 

1.        Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для вузов /Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 319 с.

2.        Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи./Г. А. Волкова //Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с.

3.        Ковшиков, В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных /А. В. Ковшиков. – СПб.:: Каро, 2006. – 80 с.

4.        Логинова, В. И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста. /Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста /В. И. Логинова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. – С.3-11.

5.        Максаков, А. И. Обследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста /Дошкольное воспитание. – 1986 – № 3. – С. 57 - 61.

6.       Поваляева, М. А. Справочник логопеда /М. А. Повaляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.

7.      Серебрякова Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи /Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.

8.      Смирнова, И. А. Диагностика нарушений развития речи /И. А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2007.– 192 с.