Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
12 августа 2017г.

Под умственной отсталостью принято понимать стойко выраженное снижение познавательной активности, а также необратимые нарушения интеллектуальной сферы, являющиеся причиной органического поражения коры головы мозга.

Сравнивая психическое развитие нормативно развивающегося ребенка и ребенка с диагнозом «умственная отсталость», у последнего обнаруживаются своеобразные особенности, принимающие патологический характер развития. У ребенка с умственной отсталостью наблюдаются нарушения абсолютно всех когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания и других.

Ребенок дошкольного возраста оказывается наиболее восприимчивым к положительному влиянию изобразительной деятельности. Данный вид деятельности способствует эффективному развитию психических процессов. Важным моментом при формировании изобразительной деятельности у дошкольников с недостаточностью интеллекта является обязательный учет особенностей развития ребенка как общих, характерных для нормального развития, так и носящих патологический характер, обусловленных особенностями дефекта.

Успешность овладения изобразительной деятельностью у детей с умственной отсталостью в достаточно значимой мере связана с адекватностью методов и приемов, используемых педагогом. Правильность построения занятия зависит от того, насколько хорошо педагог способен представить возрастные особенности изобразительной деятельности ребенка с нарушениями интеллекта.

Особенности изобразительной деятельности детей заключаются в том, что зачастую ребенок не ставит перед собой никаких целей в отличие от взрослого. Для ребенка ценен не сам результат, а весь процесс его деятельности. Он изображает только те существенные объекты, которые необходимы ему для обозначения задуманного, однако в своем рисунке дошкольник видит намного больше, чем он изобразил. Небольшой объем изображенного компенсируется словесными дополнениями, носящими поясняющий характер. Речь, изображение, элементы игры в ходе изобразительной деятельность неразрывно связаны между собой. Вследствие этого при оценке изобразительных навыков у дошкольников, а особенно у умственно отсталых, педагогу важно учитывать эти компоненты: речь и игру. В случае если изобразительная деятельность дошкольников лишена речевых сопровождений и игровых элементов, данный вид деятельности принимается как неполноценный. Игра и рисование достаточно прочно связаны между собой в течение всего дошкольного периода. У детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность занимает первостепенное место в ходе изобразительной деятельности и только в условиях постепенного, систематического обучения, изобразительная функция выходит на первый план, однако даже при таком условии игра на протяжении всего дошкольного возраста ребенка остается движущей силой изобразительного творчества. Кроме этого, рисование практически напрямую зависит от уровня развития игры ребенка.

Речевое сопровождение от лица ребенка позволяет обозначить объекты его первых рисунков, благодаря этому они становятся доступны пониманию взрослого. Начиная с этого момента, речевая деятельность выполняет не только функцию сопровождения и пояснения, но и планирования хода действий. Именно наличие речи позволяет удержать дошкольника в пределах замысла его деятельности, а также довести ее (деятельность) до конца.

К одному из условий речевого развития умственно отсталых дошкольников при реализации изобразительной деятельности относится возможность свободного высказывания в процессе предварительного обсуждения, рассматривания изображений, предметов, обследования макетов, непосредственно, в ходе самой изобразительной деятельности, а также оценивая уже готовых работ. Во многих случаях педагоги допускают существенную ошибку, требуя от детей тишины на занятии. Непринужденная форма анализа завершенных работ позволяет получить более точные и развернутые ответы детей, а это, в свою очередь, наиболее полно отражает их представления об объектах и предметах.

Реализуя изобразительную деятельность, важно учитывать два важных компонента – интеллектуальный и эмоциональный. Для создания рисунка нужны довольно полные конкретные представления об объектах, способность изменять их, объяснять. Рассматривая другую сторону, представления невозможно осуществлять  без сильного эмоционального стимула, способного не только побудить ребенка к деятельности, но и устойчиво воспроизводить ее, доводя до конечного результата.

В большинстве случаев у умственно отсталых дошкольников нет сформированности многих элементарных навыков деятельности. Многие из них даже не понимают правил пользования с орудиями, необходимыми в ходе изобразительной деятельности. Дети с недостаточностью интеллекта, которые способны выполнить простые изображения, как правило, посещали специализированные дошкольные учреждения. Однако выполненные ими изображения характеризуются крайней примитивностью, низкой узнаваемостью. Многие дошкольники с умственной отсталостью относятся пренебрежительно к созданным ими же рисункам, аппликациям: могут их разорвать, смять, разломать, выбросить. При этом выполняя такие неадекватные действия, дети нередко испытывают чувства радости и удовольствия. Дети овладевают только теми навыками рисования, которые были показаны взрослым. Изображения, полученные без какой-либо помощи со стороны педагога, носят необычайно примитивный характер. В таких рисунках отмечаются нарушения целостности образа, фрагментарность многих деталей целого объекта. При рисовании даже хорошо знакомых предметов, дети не отображают даже самые значимые детали, однако уделяют большее внимание малозначимым или даже совсем не значимым деталям, что, в свою очередь, связано с малым практическим опытом действий с предметами, недостаточным уровнем осознания назначения предметов окружающей среды.

Рисунки умственно отсталых детей, чье обучение изобразительной деятельности осуществлялось методом отдельного показа деталей объекта, а также диктантом, характеризуется крайней бедностью, отсутствием связи с игровым опытом, играми. Не возникает у дошкольников и собственного желания рисовать, заниматься творческой деятельностью.

Однако все вышеперечисленные недостатки изобразительной деятельности возможно уменьшить, сгладить, а в некоторых случаях и частично преодолеть, а также сформировать устойчивую заинтересованность к изобразительной деятельности путем построения и реализации правильной систематической работы педагогов.



Список литературы

 

1.        Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. Для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72с.

2.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб.для студ. Высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 208 с.

3.        Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования. - М.: «Академия», 2013. - 352 с.