Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности.

С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков

Анализ публикаций позволяет сделать вывод, что разработка теоретических и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориентации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.)

Профессиональная подготовка детей с нарушениями слуха – это область образования, базирующаяся на общих принципах педагогической науки и, вместе с тем, требующая специальных исследований. Вопросам профессионального самоопределения, обучения и профориентации неслышащих посвящены работы В.А. Борисовой; Н.И. Букуна; В.М. Вельгуса; В.А. Влодавец; А.П. Гозовой; Д.Ю. Алексеевских и др., в то время как проблемы особенностей профессионального самоопределения глухих и слабослышащих малоизученны [2].

Профессиональное самоопределение (ПС) – это длительный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей профессиональной жизни человека. Данный процесс не заканчивается однократным выбором профессии, т.к. личность постоянно переосмысливает свое отношение к профессиональной деятельности и себе, ищет смысл в выбранной профессии, а также уточняет профессиональный выбор (смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации и т.д.). в целом ПС актуализируется при решении различных социально-профессиональных задач. [3].

У учащихся с нарушенным слухом процесс ПС на проективном этапе имеет свои особенности. отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому. Недостаток слуха влияет на развитие всех психических процессов детей.

Глухой ребенок оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует его, затрудняет формирование самосознания, самооценки и других личностных образований [1].Специфика, безусловно, проявляется и в профессиональном становлении учащихся с нарушенным слухом, которое не может проходить в соответствии с нормой.

Самоопределение не  существует само по себе: самоопределяется человек,  субъект,  обладающий собственным внутренним миром, функционирующим благодаря индивидуальному сочетанию природной основы, системы психологических процессов, условий микро–и макросоциума (специфика институтов социализации, взаимодействий и взаимоотношений, складывающихся в них, особенности общественных отношений), личностной активности и опыту жизнедеятельности. Невозможность существовать в отрыве от своего носителя задает основную характеристику самоопределения – принадлежность субъекту, обосновывающую необходимость его рассмотрения в аспекте целостной, многогранной проблемы – человек.

Таким образом, главными характеристиками самоопределения являются: принадлежность субъекту, процессуальность, сознательность, самостоятельность.

В настоящей публикации приводятся результаты исследования сформированности профессиональных интересов слабослышащих детей и их сверстников.

Исследование     проводился     на     базе    МАОУ      СОШ     №33     (г.Новороссийск).     Для     исследования профессиональных интересов наших испытуемых мы использовали дифференциальный диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), который традиционно применяется для определения сферы профессиональных интересов.

Согласно полученным данным, можно сделать вывод, что 51,4% учащихся с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – человек». При этом дети не всегда адекватно оценивают свои физические возможности, уровень развития речи и произношения в частности. В 46,8% случаев учащихся с нарушением слуха привлекают профессии «человек – природа» и 36,8% учащихся склонны к типу профессии «человек – техника», труд в которых направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В 9% случаев подростки с нарушением слуха склонны к типу профессии «человек – знак» труд, который направлен на обработку информации (сведений). Никто из учащихся не поставил для себя на первое место тип профессии «человек – художественный образ.

Важно отметить, что профессиональные интересы слабослышащих малодифференцированны. Многие называли одновременно и профессию, специальность, сферу деятельности. Однако подростки не могли назвать конкретно интересующую их профессию, ответы были похожи на простое перечисление профессий, которые подросткам знакомы из повседневной жизни.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что к своему профессиональному будущему подростки с нарушенным слухом предъявляют достаточно высокие требования. Их профессиональные интересы развиваются параллельно профессиональных интересов слышащих сверстников, хотя отличаются качественными новообразованиями. Подростки крайне не объективны в своих выборах, с точки зрения слухового дефекта, обладают менее выраженной степенью осознанности выбора.

Наше исследование подтвердило ряд важных психологических особенностей старшеклассников с нарушениями слуха, социально-педагогических условий, влияющих на профессиональное самоопределение.

Речевая недостаточность, определяющая ограничение объема получаемой информации существенно осложняют развитие познавательных процессов, прежде всего, технического мышления учащихся с нарушениями слуха, что в свою очередь оказывает решающее влияние на уровень общетеоретических и специальных знаний глухих и слабослышащих, на состояние их мировоззрения, на уровень знаний о профессиях, о путях достижения профессиональных целей.

Это позволило сделать нам вывод о том, что профориентационная работа в школе для неслышащих станет эффективной, если будет направлена на развитие познавательных интересов глухих и слабослышащих, на расширение знаний о профессиях, о возможностях достижения тех или иных профессиональных предпочтений. В ходе исследования мы установили необходимость систематической и планомерной работы по профориентации учащихся с нарушениями слуха не только в учебном процессе, но и во внеклассное время.



Список литературы

1.      Алексеевских, Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушением слуха в условиях клубной работы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Алексеевских. – М., 2004.

2.      Богданова т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., 2002

3.      Ожегов, С.И. Самоопределение [Электронный ресурс] / С.И. Ожигов //Ожегов.ру : толковый слов. Ожегова. – Электрон. энцикл. – Режим доступа: http://www.ozhegov.ru/slovo/46585.html. – 18.10.12.

4.      Коротовских,  Е.В.  Психолого-педагогическое  сопровождение  профессионального  самоопределения подростков с нарушенным слухом [Текст] / Е.В. Коротовских // Мир науки, культуры, образования. –2011. – No 4. – C. 18