Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Исследование профессиональных склонностей и интересов старших подростков осуществлялось среди учащихся 8-9-х классов школ города Белгорода (МОУ гимназия №2, МОУ СОШ №7, МОУ СОШ №20). Всего в исследовании приняли участие 80 школьников. Изучение познавательных интересов старших подростков осуществлялось с помощью методики «Профиль» (карта интересов А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) [2]. Результаты позволили обнаружить, что наиболее предпочитаемыми для испытуемых подростков являются две сферы: спорт и военное дело; предпринимательство и домоводство. В выраженной степени интерес к данным сферам деятельности выявлен соответственно у 53% и 50% испытуемых, т.е. –у каждого второго школьника. Уверенное второе место занимает сфера литературы и искусства. Выраженный интерес к ней демонстрируют 39% испытуемых. В третью по предпочитаемости группу интересов входят педагогика, медицина, история, политика, химия, биология, физика и математика. Высокий уровень интереса к каким- либо из указанных сфер проявляют от 18% до 23% учащихся. В последнюю группу интересов (наименее выраженных) входят такие сферы деятельности, как: радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология. Интерес к ним демонстрируют лишь 12-13% школьников.

Характеризуя степень выраженности познавательных интересов старших подростков отметим, что 63 % из них (больше половины) проявляют выраженный познавательный интерес, т.е. устойчивый интерес к теоретическим знаниям в данной области, ключевым понятиям, законам, объясняющим причины явлений и.т.п. 34% учащихся демонстрируют умеренный познавательный интерес, и только 3% -поверхностный, на уровне занимательных фактов, развлечений. Причем 13% испытуемых имеют достаточно широкий круг познавательных интересов. Итак, результаты исследования показали, что у большинства (63%) старших подростков выявлено наличие ярко выраженных познавательных интересов к определенным сферам деятельности. К более предпочитаемым относятся спорт и военное дело; предпринимательство и домоводство, а также литература и искусство.

Изучение профессиональных склонностей старших подростков осуществлялось с помощью методики «Определение профессиональных склонностей» (Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) [3]. Результаты показали, что самое большое число школьников (42%) демонстрируют склонность к работе с людьми. Они предрасположены к профессиям, связанным с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения. На втором месте по распространенности находится склонность к экстремальным видам деятельности. 21% подростков предрасположены к профессиям, связанным с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

Склонности к исследовательской (интеллектуальной) работе, к практическим, планово-экономическим и эстетическим видам деятельности встречаются значительно реже, у 5%-10% учащихся. Это значит, что у испытуемых довольно редко проявляется предрасположенность к профессиям, связанным с научной деятельностью, с производством и обработкой металла; сборкой, монтажом приборов и механизмов; с ремонтом, наладкой, обслуживанием электронного и механического оборудования; монтажом, ремонтом зданий, конструкций; с управлением транспортом; изготовлением изделий. Так же довольно редко испытуемые подростки склонны к профессиям, связанным с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Редко встречается и склонность к профессиям творческого характера, связанным с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью.

Большинство старших подростков не склонны к данным типам профессии, предположительно, в связи недостаточным развитием некоторых качеств, которые предъявляют соответствующие профессии: рациональности, независимости суждений, аналитического мышления (требования интеллектуальной деятельности); собранности и аккуратности (требования планово-экономических видов деятельности); оригинальности, независимости и достаточного развития специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), которые необходимы для выполнения эстетических видов деятельности.

При этом ярко выраженные склонности обнаружены лишь у 10% опрошенных. Это значит, что только один из 10 старших подростков имеют определенную, выраженную направленность профессиональных интересов, и, скорее всего, ярко выраженные способности к данной профессиональной деятельности. Большинство учащихся (64%) проявляют умеренную склонность к тому или иному виду профессиональной деятельности. 26% школьников имеют слабо выраженные профессиональные склонности. Это довольно большая группа (каждый четвертый подросток). Эта группа требует профессиональной помощи педагогов и психологов в вопросах профессионального самоопределения.

Также нами изучались у старших подростков мотивы выбора профессии с помощью методики «Мотивы выбора профессии» [1, с.281]. Результаты представлены в Табл.1.


Таблица 1  

Характеристика мотивов выбора профессии старших подростков


Сила мотива

Мотивы выбора профессии (%)

Индивидуально

значимые

Социально

значимые

Положительные

Отрицательные

Очень слабая

-

-

-

13

Слабая

16

13

8

47

Средняя

26

66

74

32

Сильная

58

21

18

8

Средний балл

22 (высокий)

19 (высокий)

17 (средний)

15 (средний)

 

Они демонстрируют, что среди факторов, влияющих на профессиональный выбор у старших подростков, на первом месте стоят «внутренние индивидуально значимые мотивы». К ним относятся: привлекательность профессии для подростка, непосредственный к ней интерес, соответствие профессии способностям учащегося, возможность творчества, умственного и физического развития. У большинства испытуемых (58%) мотивы данной группы сильно развиты. Средний арифметический показатель - 22 балла, что соответствует высокому уровню. На втором месте по значимости стоят «внутренние социально значимые мотивы». Они предполагают высокое чувство ответственности, возможность приносить пользу людям, сразу получить хороший результат труда для других, возможность реализовать способности к руководящей работе. У большинства учащихся (66%) мотивы данной группы имеют умеренное значение. Средний показатель по выборке – 19 баллов, что соответствует высокому уровню выраженности. Сильное влияние они оказывают на 21% испытуемых.

Следующее положение занимают внешние положительные мотивы. Они связаны с такими факторами, как заработная плата, близость от дома, возможность использовать профессиональные умения вне работы.  У подавляющего большинства школьников (74%) мотивы данной группы умеренно выражены. Средний показатель

-17 баллов, что соответствует среднему уровню. Последнее по значимости место занимают внешние отрицательные мотивы, которые связаны с престижностью профессии, влиянием окружающих (родителей, друзей) или влиянием сложившихся обстоятельств. У большинства испытуемых (60 %) они слабо выражены (или очень слабо). Умеренное давление они оказывают на 32 % подростков. Сильно выражены они лишь у 8% испытуемых. Средний показатель -15 баллов, что соответствует среднему уровню.

Анализ структуры мотивов выбора профессии по каждому испытуемому показал, что 47% учащихся доминируют внутренние индивидуально значимые мотивы, у 32% учащихся - внутренние социально значимые мотивы, у 15% подростков - внешние положительные мотивы, и у 6% - внешние отрицательные мотивы. Таким образом, большинство старших подростков (58%-60%) выбирают профессию под сильным влиянием внутренних индивидуально значимых мотивов, что способствует обоснованному и правильному выбору, обусловленному ориентацией на собственные способности и интерес к будущей профессии. В дальнейшем такой выбор способствует устойчивому положительному отношению к трудовой деятельности, успешной профессиональной самореализации и удовлетворенности трудом. Также сильное значение имеют социально значимые мотивы, связанные с чувством ответственности и стремлением приносить пользу людям, что в дальнейшем способствует удовлетворению человека от выполненной работы, сделанной для других.

У 6-8% учащихся самое сильное влияние на их профессиональный выбор оказывают окружающие люди и обстоятельства. Это свидетельствует о возможности необоснованного (случайного) выбора будущей профессии, которая не будет связана ни со способностями и интересами подростка, ни со стремлением приносить пользу людям, ни со стремлением к высокооплачиваемому труду. В дальнейшем такой выбор вряд ли приведет к успешной профессиональной деятельности и самореализации. Эти учащиеся нуждаются в профессиональной помощи в решении проблемы профессионального самоопределения.

Результаты опросника также показали, что осуществили выбор будущей профессии 79% старших подростков, не определились с выбором -21%. При этом 24% от всей выборки респондентов (почти каждый четвертый) связывает свою будущую профессию с системой здравоохранения (врач, медсестра), 11% -с работой в силовых органах, полиции (полицейский, следователь, ФСБ и др.).

Таким образом, старшие подростки чаще всего проявляют интерес к таким профессиональным сферам, как спорт, военное дело, предпринимательство и домоводство. При этом многие из них склонны к работе с людьми. Их отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми. Также довольно распространенна предрасположенность к профессиям, связанным с занятиями спортом, путешествиями, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. В качестве главного фактора выбора будущей профессии выступает непосредственный к ней интерес, привлекательность для подростка, возможность умственного и физического развития, творчества.

 

Список литературы

1.      Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение»,«Учебная литература», 1996. —352 с.

2.      Резапкина, Г.В. Методика «Профиль» (карта интересов А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной) [Электронный ресурс]/ Г.В. Резапкина– Режим доступа: http://www.psy-files.ru/2008/01/10/metodika-karty- interesov-a.-golomshtok.html

3.      Резапкина, Г.В. Опросник «Определение профессиональных склонностей» (Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной) [Электронный ресурс]/ Г.В. Резапкина– Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/25/