04 февраля 2016г.
В условиях вариативности дошкольного и школьного образования, проблема готовности к школьному обучению приобрела особую актуальность. Начальная школа выдвигает высокие требования к уровню готовности детей к школе, что объясняет необходимость поиска путей совершенствования процесса воспитания и обучения дошкольников.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда и активной познавательной деятельности от ребенка. Как показали исследования А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаевой, М.Н. Поляковой, О.В. Солнцевой, З.А. Михайловой, В.Г. Каменской, С.В. Зверевой и др. в старшем дошкольном возрасте стержнем процесса подготовки к школьному обучению является формирование субъектной позиции ребенка в деятельности.
Необходимо развить самостоятельность, познавательную активность, интерес, любознательность, инициативность и творчество старшего дошкольника, ориентацию его в окружающем мире. Также важно использовать доступные средства познания и получения информации в решении задач связанных с элементарной учебной (слушать педагога, принимать учебную задачу, следовать инструкции, задавать вопросы, самостоятельно выполнять задание, стремиться к достижению результата), познавательной и практической деятельностью. Это является составной частью начальной учебно-познавательной компетентности дошкольника, играющей важную роль в определении готовности его перехода на следующую – школьную образовательную ступень.
Проблема готовности ребенка к школе является многоаспектной, важное место в ней занимает мотивационная готовность.
Практический опыт показал, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе, поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями. Одной из причин этого явления является слабая мотивация ребенка к учению. Все чаще шестилетние дети говорят, что они не хотят идти в школу, не хотят учиться. Обнаруживается, что они не готовы слушать и слышать педагога, не способны на требуемом уровне контролировать свои эмоции и поведение, недостаточно самостоятельны в самообслуживании, затрудняются в установлении контактов со сверстниками и новыми для них взрослыми.
Мотивационная готовность в структуре психологической готовности к школе не возникает у детей сама по себе, как часто думают родители. Она формируется постепенно, в условиях развития всех видов детской деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников – мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Смена ведущих видов деятельности у ребенка – процесс сложный, длительный, многогранный. Это очень важный переходный период, когда игровая деятельность еще не теряет своей актуальности, а элементы учебной деятельности уже проникают в жизнедеятельность ребенка. Старший дошкольный возраст является сенситивным для подготовки детей к школьному обучению. В работах известного педагога-психолога В.В. Давыдова отмечается, что развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников должно осуществляться в игровой деятельности. В игровой деятельности развивается произвольность психических процессов, и возникают новообразования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.).
С другой стороны, в исследованиях А.П. Усовой авторитетно отмечается, что предпосылки учебной деятельности формируются в процессе обучения. Сегодня в рамках личностно-ориентированного подхода к образованию детей обучение рассматривается не только как формирование знаний, умений и навыков. Обучение становится процессом совместной деятельности педагога и ребенка, в результате которой ребенок приобретает субъектный опыт (И.С. Якиманская). То есть, освоенные знания, умения и навыки переносятся в предпочитаемые ребенком виды деятельности. Подобный результат обучения не может не развивать познавательную активность и инициативность ребенка, его самостоятельность в постижении окружающего мира, творчество, мотивацию непрерывного учения.
Специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам (Н.Я. Короткова, Н.Б. Крылова), дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях совместной деятельности взрослого и ребенка, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развитие у дошкольника субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности (В.И. Логинова, М.В. Крулехт, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).
В период подготовки ребенка к школе особенно важна педагогическая помощь семье со стороны дошкольных образовательных учреждений. Процесс подготовки к школе требует взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, объединения их усилий в обеспечении готовности старших дошкольников к школе. Готовность к школе представляет собой интегральное новообразование социально-личностного развития старшего дошкольника, имеющее многокомпонентную структуру и формирующееся в условиях особым образом построенного педагогического процесса (Т.И. Бабаева).
Следует говорить не об эпизодической помощи, а о педагогическом сопровождении семьи как развернутом во времени процессе взаимодействия, в котором каждый из участников подготовки к школе в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи – развития ребенка как субъекта детской учебно-познавательной деятельности.
Анализ практики подготовки детей к школе обнаруживает ряд противоречий, требующих разрешения:
— между значимостью процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе и недостаточной подготовленностью родителей в оказании поддержки и эффективной помощи своим детям в этот период;
— между необходимостью согласованных действий дошкольного образовательного учреждения и семьи в подготовке детей к школе и неэффективными формами сотрудничества педагогов с родителями воспитанников.
Для устранения перечисленных противоречий необходимо:
— Изучить семью с целью выяснения ее возможностей по воспитанию и развитию своих детей и детей детского сада. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.
— Повысить педагогическую культуру родителей, которая представляет собой личностное образование, выражающееся в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и ДОУ, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми. Основной составляющей педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании и развитии со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи.
— Изменить характер взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе подготовки их к школьному обучению. Принципиально важной становится ориентация педагога в организации процесса взаимодействия на индивидуальные успехи, достижения и помощь в преодолении трудностей ребенка. Недопустима организация педагогического процесса, копирующая модель «школы для маленьких», с чрезмерным количеством регламентированных временем занятий и школьно-предметной ориентацией.
— Готовить педагогов к сотрудничеству с родителями, как с партнерами, а также координировать усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе с учетом индивидуальных проблем и достижений будущего школьника.
— Разработать рекомендации для семьи в осуществлении педагогической поддержки ребенка в период адаптации к обучению в школе.
Таким образом, эффективность педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки старших дошкольников к школе связана с повышением уровня педагогической культуры родителей и профессиональной компетентности педагогов в объединении их совместных усилий, направленных на развитие полноценной готовности ребенка к школьному обучению.
Список литературы
1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007.
2. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В.Нижегородцева , В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2001.
3. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: Дрофа, 2006.