Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Дошкольный период детства, по мнению ученых, играет особую роль в формировании здорового образа жизни, опыта безопасного поведения. У детей необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, обращаться с животными, кататься на велосипеде, вести себя во дворе, на улице и дома. Ведь безопасность-это не просто совокупность усвоенных знаний, а прежде всего, умение выбрать адекватный способ поведения в критической ситуации. При этом важно создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Как известно, признаками, определяющими опасность, являются: угроза жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Изучив специальную литературу, можно выделить несколько видов опасных ситуаций, связанных с местонахождением ребенка. К повреждениям, которые ребенок может получить в результате несчастных случаев дома, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание и т.д.). Одной из серьезнейших проблем любого города и области является детский дорожно-транспортный травматизм. Как показывает анализ происшествий с детьми, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д. К природным опасностям относятся стихийные явления, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей: ураганы, наводнения, сели, а также ядовитые растения, грибы, животные и др. Как утверждают специалисты, нет правил поведения, которые бы гарантировали человеку абсолютную безопасность в природе, но есть меры предосторожности, которых следует придерживаться. Особую категорию составляют опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, по-прежнему не снижается.

Способность к безопасному существованию в окружающей среде в значительной степени зависит от сформированности знаний и умения применить их в опасной ситуации.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной проблеме (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Г.К. Зайцев, В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, И.Ю. Матасова, Р.Б. Стеркина, Л.Г. Татарникова, Т.Г. Хромцова и др.), мы пришли к выводу, что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирование понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех или иных условиях. В ряде исследований разработаны методы, направленные на воспитание у детей навыков безопасного поведения (беседы, прогулки, тренинги, дидактические игры, моделирование, проблемные ситуации, инсценировки и др.), сформулированы конкретные рекомендации для родителей и педагогов. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Первым этапом нашего исследования стало выявление уровня сформированности у детей мотивации и знаний о способах безопасного поведения. Результаты беседы показали, что дети знают правила безопасного поведения, но они еще не стали для них убеждениями и привычками. Примерно половина детей старшего дошкольного возраста убеждена, что только родители способны помочь им быть здоровыми. Треть детей согласилась с утверждением, что только врач, воспитатель и полицейский убережет их от беды и сохранит здоровье. Эти данные показывают, что дети связывают понятия «здоровье», «безопасность»с конкретными ситуациями болезни или реальной опасности, не осознавая их сущности.

Для уточнения полученных в ходе беседы результатов было организовано наблюдение за поведением детей, в ходе которого фиксировались следующие показатели: соблюдение санитарно-гигиенических правил, навыков питания, поведения на улице. Наблюдения подтвердили полученные ранее данные о том, что правила здорового образа жизни не выступают для детей естественными, жизненно необходимыми потребностями, и соблюдаются лишь под контролем взрослых.

Результаты анкетирования родителей показали, что они стремятся следить за состоянием здоровья детей, обеспечивают необходимую безопасность жизни своего ребенка, стараются формировать здоровые привычки у ребѐнка. Однако в силу разных причин такая работа осуществляется в семье нерегулярно, время от времени. Большинство родителей ответили, что не смогли бы назвать себя примером для подражания.

Итак, констатирующий этап исследования показал в целом средний уровень овладения детьми привычками безопасного поведения и низкий уровень мотивации к здоровому образу жизни. Следует однако подчеркнуть, что у детей имеются первоначальные представления о безопасности и здоровье, есть интерес к данной теме.

В рамках данного исследования нами был разработан цикл интегрированных занятий с детьми «Я, мое здоровье и безопасность», направленный на формирование основ безопасности жизни и здоровья детей. По каждому тематическому разделу нами проводилась определенная работа.

При изучении раздела «Ребенок и другие люди» мы рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. С детьми рассматривались типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (взрослый приглашает покататься на машине, взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо), отрабатывались защитные формы поведения. Дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. На эту тему разыгрывались различные ситуации: ребенок дома один, ребенок дома с взрослыми, ребенок с друзьями.

Тематический раздел «Ребенок и природа» посвящен воспитанию детей ответственного и бережного отношения к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, не бросать мусор в лесу и т.д.). Одновременно объясняли, что нужно помнить об опасностях, связанных с ядовитыми растениями или при контакте с животными. Для ознакомления детей с ядовитыми растениями, а также со съедобными ягодами и грибами, использовали иллюстрации, наглядные материалы, дидактические игры «Съедобное-несъедобное», «Поле, лес, огород» и т.д. Проводились экскурсии в различные сезоны на Волжский откос, где не только изучали природные объекты, но и правила безопасного поведения в природе.

В разделе «Ребенок дома» мы разделили все потенциально опасные для детей предметы на три группы: предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. Проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.

В ходе исследования приоритетным направлением в нашей работе было содержание раздела «Здоровье ребенка». Мы объяснили детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, познакомили детей с тем, как устроен организм человека, предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. В целях формирования представлений о ценности здорового образа жизни рассказывали детям о значении и необходимости проведения дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии, проводили цикл познавательных бесед «Правила поведения на воде», «Воздух и здоровье»,«Для чего мы чистим зубы», «Правила приѐма пищи», «Зеленая аптека» и др.

Для формирования у детей осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения мы применяли целый комплекс средств, таких как: физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки - минутки покоя, гимнастика(после сна, пальчиковая, зрительная, дыхательная, корригирующая), зрительные паузы, музыкотерапия, подвижные и спортивные игры, массаж и самомассаж, психогимнастика и др. Комплексное использование всех этих средств способствует развитию психологической комфортности детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает умственное напряжение. Показателем результативности работы может служить самостоятельное создание детьми книжек «Азбука безопасности» и «Азбука здоровья» по изученным темам.

После апробации интегрированного курса «Я, мое здоровье и безопасность» со старшими дошкольниками была проведена итоговая оценка, направленная на выявление результативности работы. Полученные результаты показали положительную динамику в освоении детьми основ безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста при соблюдении ряда педагогических условий наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью и поведению. Полученные дошкольниками знания и представления о себе, своем здоровье и безопасности позволят им в любой ситуации найти способы укрепления и сохранения здоровья, выбрать оптимальнуюмодель поведенияв различных жизненных ситуациях.