Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ВЫСШЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Глобальные трансформации системы высшего иноязычного образования сегодня связаны не только со сменой структурных и содержательных формаций этого комплексного  и многоаспектного социального пространства обучения и воспитания членов современного многополярного общества. Они связаны, прежде всего, с поиском новых продуктивных методологических опор, закладываемых в основу оптимальной образовательной парадигмы, принципиальные направления которой отечественная педагогика утеряла в связи с ревизией незыблемых в недавнем прошлом познавательных постулатов марксистской идеологии.

Высшее образование сегодня сталкивается с проблемой формирования целостного идейно- содержательного социокультурного образовательного пространства, обеспечивающего единство и комплексность профессиональной подготовки студентов.

Актуальность данной проблемы подчеркивается целым рядом противоречий между:

-     интернационализацей системы российского высшего образования и национальной образовательной доктриной, определяющей приоритеты обучения и воспитанияи неопределенностью целеполагающих ориентиров в системе многоуровневой подготовки специалистов;

-     глобализацией образовательных и воспитательных процессов и необходимостью индивидуализации учебных траекторий;

-   уровнем личностно усвоенных знаний и содержанием социокультурных образовательных моделей;

-      стандартизацией многоуровневого высшего образования и широким спектром социокультурных ориентаций студентов;

-     социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями различных социальных групп.


В этой связи особую значимость сегодня приобретает иноязычное образование как наиболее значимый компонент социокультурного содержания высшего образования, обуславливающий условия проектирования продуктивной модели современного образовательного пространства лингвокультурной подготовки специалистов, в процессе которой формируется социокультурный опыт обучающегося.

Отметим, что образовательное пространство представляет собой специфическую социокультурную систему взаимодействия всех возможных образовательных действий и событий. Поэтому образовательное пространство следует рассматривать с точки зрения динамического единства, взаимосвязи и взаимодействия субъектов учебного процесса. На этой основе формируется инновационная развивающая образовательная парадигма, позволяющая по-новому осмыслить дифференцированную, разнонаправленную, противоречивую социокультурную педагогическую реальность нашего времени в ее целостности, определить универсальный, соответствующий прогрессивным тенденциям, научно обоснованный продуктивный подход как ответ на вызов времени в плане преобразования педагогической действительности [2].

В контексте происходящих изменений возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть социокультурные и методологические аспекты модернизации российской высшей школы, именно, с точки зрения продуктивного подхода, который на сегодняшний день обеспечивает целостность современной доктрины иноязычной подготовки специалиста и выявляет антропологическую и социокультурную идентичность высшего образования.

Продуктивный подход представляет собой современную концепцию совершенствования иноязычного образования и основывается на идее инновационно-педагогической продуктивно-ориентированной парадигмы, трактуется как совокупность методологических показателей эффективного управления иноязычной и социокультурной подготовкой студентов, основной целью которой является становление и целостное развитие личности способной к самопознанию и самообразованию в течение всей жизни. Данные парадигмальные позиции отличаются своей гуманистической ориентацией, характеризующей ФГОС ВПО третьего поколения.

Следует отметить, что в практической педагогической деятельности различные подходы взаимодополняют друг друга, осуществляются в единстве при ведущей роли системообразующего подхода, как открытой саморазвивающейся образовательной системы, основанной на сочетании современных научных позиций, обуславливающих развитие общей продуктивно-ориентированной педагогической парадигмы.

Концептуальность продуктивно-ориентированной парадигмы обеспечивается целеполагающим концептом, которым является продуктивность как возможность реализации интегративных связей на уровне методологии, технологии и педагогики (воспитание) в полицентрическом уровневом образовательном пространстве.

При этом основными принципами обучения и воспитания в области иноязычной подготовки специалиста становятся именно те принципы, которые интегративно коррелируют с основополагающими положениями продуктивного подхода. К ним относятся принцип самоопределения и самореализации обучающихся, принцип культуросообразности образования, принцип целостности системы образования, принцип проективности образовательного пространства, принцип субъектности, принцип саморазвития, принцип развития автономной учебной деятельности, принцип модульно-блочного обучения. В целом это служит личностному и профессиональному становлению студента и является основным критерием продуктивности учебно- воспитательного процесса [3].

Отметим, что в плане актуализации воспитательной составляющей иноязычного образования в поле продуктивно-ориентированной парадигмы особую значимость приобретает принцип культуросообразности, который определяется тем, что культура в общем смысле является для иноязычного образования, своего рода, образцом, моделью, в соответствии с которыми оно организуется, наполняется соответствующим гуманитарно- ценностным содержанием, понятиями, символами, смыслами и пр.

Соответственно, и образование является определенным реализатором культуры, генератором внедрения основных культурологических аспектов в социокультурную страту общества, отражая модели и установки культуры, направления формирования гуманитарных ценностей и культурных смыслов современной социокультурной ситуации [1].

С нашей точки зрения, «преломление» обозначенных принципов через призму продуктивного подхода в иноязычном образовании способно обеспечить развитие совершенно новой парадигмы подготовки педагога и стать основой реформирования педагогического образования посредством актуализации концептуальности и систематизации всех принципиально значимых элементов профессионально-коммуникативной подготовки и социокультурной ориентации студентов, что в свою очередь позволит определить методологическую, культурфилософскую и аксиологическую сущность системы обучения и воспитания в высшей школе.

Согласно этой логике, возникают предпосылки проектирования продуктивных культурно-языковых образовательных сред, создаваемых на занятиях с помощью специально отобранного аутентичного материала, с учетом профессиональной ориентации студентов. Данная направленность определяется педагогическими ценностями в процессе формирования личностных социокультурных смыслов обучаемых в плане укрепления их мотивации к непрерывному профессиональному росту и развитию понимания различных социокультурных особенностей и реалий в сложном поликультурном современном мире.

На основании приведенных аргументов можно полагать, что развивающаяся продуктивно- ориентированная парадигма иноязычного образования на сегодняшний день обладает достаточно действенными и широкими возможностями определять область решения комплексных учебно-воспитательных задач, в частности, социокультурной идентификации личности, связанной с развитием профессиональных, аксиологических и социальных ориентиров обучающихся, и актуализацией гуманитарной составляющей высшего образования как основы формирования мировоззрения студентов, их личностных профессиональных и общечеловеческих понятий и смыслов.

 

Список литературы

1.      Ю.В. Ерѐмин Идеи гуманистичности в профессионально-ориентированном иноязычном образовании с позиции продуктивного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. 2012. №7(июль). ART 1823. –URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1823.htm [дата обращения 05.06.2015].

2.      А.В. Рубцова Продуктивно-ориентированная парадигма иноязычного образования как основа проектирования инновационного педагогического пространства в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 171. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.- С.202-206.

3.      А.В. Рубцова, Ю.В. Ерѐмин, Н.И. Алмазова. Аксиологизация иноязычного образования. Принципы обновления педагогической парадигмы// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный     научный     журнал.     –Март 2015,     ART     2331.     –     CПб.,     2015 г.     –URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2331.htm [дата обращения 03.06.2015].