13 февраля 2016г.
Глобальные трансформации системы высшего иноязычного образования сегодня связаны не только со сменой структурных и содержательных формаций этого комплексного и многоаспектного социального пространства обучения и воспитания членов современного многополярного общества. Они связаны, прежде всего, с поиском новых продуктивных методологических опор, закладываемых в основу оптимальной образовательной парадигмы, принципиальные направления которой отечественная педагогика утеряла в связи с ревизией незыблемых в недавнем прошлом познавательных постулатов марксистской идеологии.
Высшее образование сегодня сталкивается с проблемой формирования целостного идейно- содержательного социокультурного образовательного пространства, обеспечивающего единство и комплексность профессиональной подготовки студентов.
Актуальность данной проблемы подчеркивается целым рядом противоречий между:
- интернационализацей системы российского высшего образования и национальной образовательной доктриной, определяющей приоритеты обучения и воспитанияи неопределенностью целеполагающих ориентиров в системе многоуровневой подготовки специалистов;
- глобализацией образовательных и воспитательных процессов и необходимостью индивидуализации учебных траекторий;
- уровнем личностно усвоенных знаний и содержанием социокультурных образовательных моделей;
- стандартизацией многоуровневого высшего образования и широким спектром социокультурных ориентаций студентов;
- социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями различных социальных групп.
В этой связи особую значимость сегодня приобретает иноязычное образование как наиболее значимый компонент социокультурного содержания высшего образования, обуславливающий условия проектирования продуктивной модели современного образовательного пространства лингвокультурной подготовки специалистов, в процессе которой формируется социокультурный опыт обучающегося.
Отметим, что образовательное пространство представляет собой специфическую социокультурную систему взаимодействия всех возможных образовательных действий и событий. Поэтому образовательное пространство следует рассматривать с точки зрения динамического единства, взаимосвязи и взаимодействия субъектов учебного процесса. На этой основе формируется инновационная развивающая образовательная парадигма, позволяющая по-новому осмыслить дифференцированную, разнонаправленную, противоречивую социокультурную педагогическую реальность нашего времени в ее целостности, определить универсальный, соответствующий прогрессивным тенденциям, научно обоснованный продуктивный подход как ответ на вызов времени в плане преобразования педагогической действительности [2].
В контексте происходящих изменений возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть социокультурные и методологические аспекты модернизации российской высшей школы, именно, с точки зрения продуктивного подхода, который на сегодняшний день обеспечивает целостность современной доктрины иноязычной подготовки специалиста и выявляет антропологическую и социокультурную идентичность высшего образования.
Продуктивный подход представляет собой современную концепцию совершенствования иноязычного образования и основывается на идее инновационно-педагогической продуктивно-ориентированной парадигмы, трактуется как совокупность методологических показателей эффективного управления иноязычной и социокультурной подготовкой студентов, основной целью которой является становление и целостное развитие личности способной к самопознанию и самообразованию в течение всей жизни. Данные парадигмальные позиции отличаются своей гуманистической ориентацией, характеризующей ФГОС ВПО третьего поколения.
Следует отметить, что в практической педагогической деятельности различные подходы взаимодополняют друг друга, осуществляются в единстве при ведущей роли системообразующего подхода, как открытой саморазвивающейся образовательной системы, основанной на сочетании современных научных позиций, обуславливающих развитие общей продуктивно-ориентированной педагогической парадигмы.
Концептуальность продуктивно-ориентированной парадигмы обеспечивается целеполагающим концептом, которым является продуктивность как возможность реализации интегративных связей на уровне методологии, технологии и педагогики (воспитание) в полицентрическом уровневом образовательном пространстве.
При этом основными принципами обучения и воспитания в области иноязычной подготовки специалиста становятся именно те принципы, которые интегративно коррелируют с основополагающими положениями продуктивного подхода. К ним относятся принцип самоопределения и самореализации обучающихся, принцип культуросообразности образования, принцип целостности системы образования, принцип проективности образовательного пространства, принцип субъектности, принцип саморазвития, принцип развития автономной учебной деятельности, принцип модульно-блочного обучения. В целом это служит личностному и профессиональному становлению студента и является основным критерием продуктивности учебно- воспитательного процесса [3].
Отметим, что в плане актуализации воспитательной составляющей иноязычного образования в поле продуктивно-ориентированной парадигмы особую значимость приобретает принцип культуросообразности, который определяется тем, что культура в общем смысле является для иноязычного образования, своего рода, образцом, моделью, в соответствии с которыми оно организуется, наполняется соответствующим гуманитарно- ценностным содержанием, понятиями, символами, смыслами и пр.
Соответственно, и образование является определенным реализатором культуры, генератором внедрения основных культурологических аспектов в социокультурную страту общества, отражая модели и установки культуры, направления формирования гуманитарных ценностей и культурных смыслов современной социокультурной ситуации [1].
С нашей точки зрения, «преломление» обозначенных принципов через призму продуктивного подхода в иноязычном образовании способно обеспечить развитие совершенно новой парадигмы подготовки педагога и стать основой реформирования педагогического образования посредством актуализации концептуальности и систематизации всех принципиально значимых элементов профессионально-коммуникативной подготовки и социокультурной ориентации студентов, что в свою очередь позволит определить методологическую, культурфилософскую и аксиологическую сущность системы обучения и воспитания в высшей школе.
Согласно этой логике, возникают предпосылки проектирования продуктивных культурно-языковых образовательных сред, создаваемых на занятиях с помощью специально отобранного аутентичного материала, с учетом профессиональной ориентации студентов. Данная направленность определяется педагогическими ценностями в процессе формирования личностных социокультурных смыслов обучаемых в плане укрепления их мотивации к непрерывному профессиональному росту и развитию понимания различных социокультурных особенностей и реалий в сложном поликультурном современном мире.
На основании приведенных аргументов можно полагать, что развивающаяся продуктивно- ориентированная парадигма иноязычного образования на сегодняшний день обладает достаточно действенными и широкими возможностями определять область решения комплексных учебно-воспитательных задач, в частности, социокультурной идентификации личности, связанной с развитием профессиональных, аксиологических и социальных ориентиров обучающихся, и актуализацией гуманитарной составляющей высшего образования как основы формирования мировоззрения студентов, их личностных профессиональных и общечеловеческих понятий и смыслов.
Список литературы
1. Ю.В. Ерѐмин Идеи гуманистичности в профессионально-ориентированном иноязычном образовании с позиции продуктивного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. 2012. №7(июль). ART 1823. –URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1823.htm [дата обращения 05.06.2015].
2. А.В. Рубцова Продуктивно-ориентированная парадигма иноязычного образования как основа проектирования инновационного педагогического пространства в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - № 171. - Спб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.- С.202-206.
3. А.В. Рубцова, Ю.В. Ерѐмин, Н.И. Алмазова. Аксиологизация иноязычного образования. Принципы обновления педагогической парадигмы// Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. –Март 2015, ART 2331. – CПб., 2015 г. –URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2331.htm [дата обращения 03.06.2015].